Глава 8. российская изобразительная реклама в xix - начале xx в. 287
1. 2. |
3. |
4. |
5. |
6. 7. |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Эволюция изобразительной рекламы в России XIX в. шла по пути постепенного вытеснения фольклорных и ремесленнических форм и утверждения профессионального изготовления лубков, вывесок и афиш.
Эволюция торгово-фабричной марки и фирменного знака в России соответствует основным этапам, которые характерны для подобных западноевропейских обозначений. Завершающее законодательное оформление этого процесса относится к концу XIX в.
К последней трети XIX в. в России получают широкое распространение малые формы рекламы: этикетки, открытки, вкладыши, программки, визитки, нередко представлявшие собой художественные миниатюры и умело подкреплявшие престиж соответствующей фирмы. К концу XIX в. следование фирменному стилю отличало процветающие торговые дома и производственные предприятия.
Плакатная реклама входит в употребление с конца 80-х гг. XIX в. Она расслаивается и по предмету рекламирования и по стилевому решению на три основные разновидности:
торгово-промышленный плакат, социально-политический и посвященный популяризации таких духовных ценностей, как театр, кино, выставка, книга.
К плакатному творчеству приобщаются на рубеже веков художники "Мира искусства", а в первом десятилетииXX в. сторонники неорусского и неопримитивистского художественных течений создают эффектные образцы рекламного плаката.
Внедрение в жизнь киноискусства и сопровождавшего его киноплаката в последние годы перед первой мировой войной вывело на широкую арену образцы фоторекламы массовой ориентации.
Синтезатором всех действующих форм рекламы стали регулярно происходившие в России XIX в. промышленные выставки. Объединение разнообразных творческих усилий в
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
пределах выставочного пространства за ограниченный промежуток времени, создавало благоприятные условия для взаимообогащения концептуальных поисков, обмена опытом, опробования новых идей и приемов в различных областях деятельности, в том числе и в сфере рекламы.
Контрольные вопросы
Каковы главные особенности эволюции изобразительной рекламы в России в XIX в.?
Как проявлялось развитие рекламного профессионализма в российской изобразительной коммуникации? В чем заключаются главные особенности конструирования фабричных марок и торговых знаков в России? Чем отличаются друг от друга рекламные жанры афиши, плаката и вывески?
Назовите русских художников, участвовавших в плакатном творчестве рубежа XIX—XX вв.
Где наиболее последовательно и широко применялась фотореклама в начале XX в. в России?
Какова роль промышленных, сельскохозяйственных, научных и художественных выставок как вариантов рекламирования в России?
Глава 9.
РЕКЛАМА В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ XIX - НАЧАЛА XX В.
Рекламный процесс в первой четверти XIX в.
В первой четверти XIX в. газетная реклама в целом воспроизводила матрицу, уже сложившуюся в предшествующую эпоху. Половину площадей "Санкт-Петербургских" и "Московских ведомостей" занимали объявления. А если отдельно издаваемые тома "Прибавлений" и "Объявлений" рассматривать как органические части этих газет, то доля рекламы составляла 70—80%.
Объявления охватывают практически весь объем внутренней деловой информации и тематически отделены от официоза — приказов Его Императорского Величества, сообщений о назначениях, отставках, судебных решениях, ответов на прошения подданных, а также официальной региональной и внешней информации.
Логика подразделения объявлений на казенные и частные определяется тем, какая собственность, государственная или частная, являются предметом информационного оповещения населения. В количественном отношении объем казенных объявлений превосходит частные, что соответствует феодально-монархическому устройству России того периода, когда сильная централизованная власть была ведущим источником, активизирующим деловую жизнь.
Структура блоков казенных и частных объявлений дает полное представление о деловой жизни начала XIX в. Наиболее активно .заявляет о себе рынок труда. В отделе казенных объявлений это рубрика "Подряды". Частные интересы заявляют о себе в разделах предложений услуг, приглашений.
Финансовая сфера находила отражение в разделах уведомлений о банкротствах, о продлении или завершении сроков заклю-
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
чения договоров, о вызове кредиторов, должников, наследников, отдаче в наем, продаже с публичного торга. Эта информация в равных соотношениях носила как казенный, так и частный характер. Примечательно, что она регулярно подкреплялась "предостерегательными известиями", где описывались варианты мошенничества в этой сфере.
Потребительская информация была представлена по преимуществу рекламой книг. Очевидно, это и дань эпохе Просвещения, и в то же время свидетельство сохраняющейся отчужденности публики от средств массового делового информирования. Став неотъемлемым компонентом в опыте деловых коммуникаций, их влияние на частную жизнь граждан было еще крайне ограниченным.
К началу 30-х гг. объем объявлений в двух главных российских газетах существенно сокращается. Это связано с появлением сети региональных и специализированных изданий.
Реклама в условиях коммерциализации прессы
По отношению к предшествующему периоду бытия рекламы на страницах российских газет заметные типологические сдвиги происходят в 30—50-х гг. Обобщенно суть этих перемен можно обозначить процессами коммерциализации прессы.
Наиболее отчетливо они проявляются в таких изданиях, как "Московский телеграф" (1825—1834) Н. А. Полевого, "Северная пчела" (1825-1864)0. В. Булгарина,Н. И. Греча. Посути, как отмечают историки печати, эти издания с большой долей условности можно назвать частными. Их экономическое положение было слишком зависимо от различных форм правительственного финансирования, а также разрешительных мер в отношении тиража, подписной цены, распространения, размещения коммерческих и казенных объявлений. Так что предпринимательская свобода была достаточно иллюзорной, поскольку эти издания были несвободны в отношении содержательного информационного наполнения.
Но тем не менее мотив частной заинтересованности даже и в жестких рамках ограничительно-предупредительных мер служил серьезным стимулом для поисков незаполненных информационных ниш, приносящих максимальную прибыль.
В первую очередь, это ориентация на популярность, непринужденность общения с публикой в противоположность казенному стилю газетного официоза. Не имея государственного статуса,
Глава 9. РЕКЛАМА В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ XIX - НАЧАЛА XX В. 293
новые издания пользовались гораздо меньшим количеством льгот, в частности, им не разрешалось публиковать частные и казенные объявления. Диалектика развития этих изданий, особенно "Северной пчелы", убедительно доказала, что популярное издание способно с лихвой компенсировать несправедливость в распределении государственных финансовых потоков.
Булгарин и Греч — родоначальники такого явления в российском рекламировании, как скрытая реклама, пресловутый ныне "черный PR". В течение всего периода издания слово "объявление" так и не появляется в рубриках "Северной пчелы". Не зафиксированное понятийно (в силу указанных выше причин) его сущностные проявления мы наблюдаем в разделах "Новые книги", "Изящные искусства", "Моды", "Зрелища".
Как известно, сообщения о книжных новинках традиционны для практики первых русских газет. О лидерстве этого типа сообщений свидетельствовало то, что эта информация нередко выносилась на первую полосу, а также существенное процентное ее соотношение к другим типам объявлений. Очевидно, это дань умонастроениям общественности, отмеченных печатью идей просвещения, приоритета духовных потребностей в обществе.
Эту тенденцию чутко уловили издатели нового поколения. "Новые книги" — обязательная рубрика в каждом номере "Северной пчелы". Но в отличие от своих академических собратьев "Северная пчела" публикует не реестр книжных новинок, а литературно-критические комментарии. Указание на выходные данные, а также на типографии и издательства без натяжек позволяет отнести эту информацию к особому виду книгоиздательской рекламы.
Новым в библиографических разделах газет было регулярное информирование публики о ходе формирования толстых журналов, которые, по общему мнению историков культуры, имели особое значение в духовной жизни русской интеллигенции.
Уже в начальных номерах первого года издания "Северной пчелы" читаем:
""Полярная Звезда" уже печатается. Можем уведомить публику, что в ней будут помещены следующие статьи... Формат прошлогодний, шрифт для прозы покрупнее. Цена 10 р., с пересылкою 11 р., на лучшей веленевой бумаге с пересылкою и на месте 12 р. 50 коп. Подписка у иногородних принимается у всех книгопродавцев"1.
Диапазон информирования о различных сферах духовной жизни общества существенно расширен. Рубрика "Зрелища" с
1 Северная пчела. 1825, 28 февраля.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
кратким объявлением театрального репертуара информационно подкреплялась театральными рецензиями, регулярно публикуемыми в разделе "Изящные искусства". Однозначно положительная и даже экзальтированная оценочность этих панегириков заставляет усомниться в их незаказном характере.
"Многочисленная и блистательная публика была чрезвычайно довольна концертом, данным Госпожой Аделиною Каталани, в Воскресенье, 19 апреля...; 14 марта давал здесь концерт Г. Ромберг, и был принят с энтузиазмом, который он повсюду производил в своих музыкальных путешествиях...". Таково типичное начало этих рецензий 2.
Как известно, в XVIII— первой половине XIX в. для России была характерна чрезвычайная ориентация на достижения европейской культуры, особенно французской. Из литературных и иных источников мы знаем, что российские франты и кокетки готовы были выкладывать немалые деньги, чтобы соответствовать последнему слову французской моды. Эти причуды эксплуатируются в разделе "Моды". "Парижские модные обычаи" — подробно и со вкусом рассказывается о французском образе жизни, об убранстве гостиных, экипажах. В этом же разделе регулярно публикуются "парижские дамские наряды", "парижские мужские наряды", "новые косметические изобретения". А также "петербургские дамские наряды" и "петербургские мужские наряды" — очевидно, с учетом провинциального читателя. Хотя нам не удалось встретить в этих обзорах прямых указаний на модные петербургские магазины, представляется, что такой прагматичный издатель, как Ф. Булгарин, не мог не оценить стоимости своих услуг, оказываемых их хозяевам.
Еще любопытнее рубрика "Смесь". Это информационный калейдоскоп, построенный по принципу светских сплетен.
"Надеемся услужить всем кавалеристам, любителям до лошадей и путешественникам извещением об открытии верного средства для лошадей от укушений'шершней, слепней и ос..."
(далее следует рецепт средства). Концовка этого сообщения по убеждающей энергетике может служить образцом для современных составителей рекламных текстов:
"...Турки и арабы давно употребляют сие средство" 3. Словом, структура приведенных текстов несет в себе весь набор суггестивных приемов, чтобы предмет пустячной светской
о
~ Северная пчела. 1825, 28 февраля. 0 Северная пчела. 1825, 5 мая.