Глава 8. российская изобразительная реклама в xix - начале xx в.
можно отнести и к плакату, и к текстовой афише. В этом "промежуточном" виде выставочного плаката традиции наборной русской афиши слились с лучшими достижениями искусства книги" З9.
Известно, что мирискусники, зачинатели в России стиля модерн, по контрасту с предшествовавшими им передвижниками и вскоре сформировавшимися неопримитивистами исповедовали самоценность художественного творчества, адресуя его преимущественно единомышленникам, а не "людям толпы". Подобная позиция повлияла и на плакатную стилистику. Их работы посвящены в основном театральным премьерам и художественным выставкам - явлениям, ориентированным на избранное общество. Отсюда свободное включение в изысканные зрелищные плакаты символики и аллегории, редко возникавших на людных городских улицах после триумфальных врат и маскарадов Петра I
и Екатерины П.
Графическое изящество плакатов художников "Мира искусства" позволяло использовать их в качестве обложек художественных каталогов. Так произошло и со знаменитой афишей М. Врубеля "Выставка работ 36-ти художников" от 1901 г. Плакаты создавали мирискусники К. Сомов, М. Добужинский, Н. Ремизов, Л.
Бакст.
И. Билибин перенес в плакат многое из приемов своей
книжной графики, которая вскоре стала ассоциироваться с художественным направлением первого десятилетия века, именуемого неорусским стилем. Так, на коммерческом плакате И. Билиби-на для акционерного общества пивомедоваренного завода "Новая Бавария" (созданном в 1903 г.) торжествует традиционная символика сказочного мира: в верхних углах плаката на центральную картинку заглядывают с одной стороны месяц со звездами, а с другой — улыбающееся солнце в своем антропоморфном облике. В центральной части композиции красуется товарный знак, а над ним — на фоне древнерусских крепостных стен — сцена, представляющая боярский быт. Бояре хлопочут вокруг огромной бочки — ее размер сравним с крепостной башней, — на которой надпись:
"Новая Бавария". Нижняя половина плаката отдана отчетливому графическому начертанию реквизитов фирмы. В широте позитивной реакции на эту праздничную картинку, на наш взгляд, сомневаться не приходится. 40
Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX— начало XX века. — Л., 1988. - С. 50. Там же. С. 159.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
Илл. 32. Коммерческий плакат "Ночные блины".
В 1912 г. в Петербурге открылась выставка "Искусство в книге и в плакате". Само наименование экспозиции подчеркивает родственность книжной иллюстрации рекламному плакату в восприятии ее устроителей. Однако дальнейшее развитие плакатного мастерства в России опровергло подобное представление. Заимствованная из книжно-журнальной графики подробность рисунка, тонкая детализация, общая новествоватсльность стиля вошли в противоречие с основными "ударными" задачами плакатного жанра. Об этом в 20-е гг. XX в. убедительно размышлял искусствовед Н. Тарабукин: "Детализированный рисунок, нюансированный цвет и длинный текст — теряют смысл в плакате, ибо остаются незамеченными, так как плакат обычно воспринимается зрителем на некотором расстоянии и почти всегда более или менее мгновенно"'41.
Понимание данных факторов появилось у плакатистов 10-х гг., особенно в связи с началом кинорекламы.
4J Тарабукин Н. Искусство дня. — М., 1925. - С. 16.
^ава 8. РОССИЙСКАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА В XIX - НАЧАЛЕ XX В. 279
Как известно, освоение нового зрелища — кинематографа активно началось в России с началаXX в. В 1908 г. был выпущен в прокат первый фильм российского производства "Стенька Разин, иди Понизовая вольница". Реклама не заставила себя ждать: в богатый набор жанровых разновидностей вошло еще одно — кино пл л кат. Его специфика вскоре заявила о себе изобразительной экспрессией, которой в то время недоставало промышленно-торговому и театрально-выставочному направлениям. Сердцевиной киноплаката вполне естественно стал кинокадр, наиболее выигрышный с точки зрения динамики визуального восприятия. Находка наиболее примечательного кадра — залог успеха в данном жанре, особенно в ту пору, когда и сам кинопоказ был завораживающей экзотикой. Напомним, что изобразительный ряд немого кино сам был наполнен визуальной экспрессией: нарочитой жестикуляцией, преувеличенной мимикой. Подобная утрировка соответствовала лаконичной и динамичной экспрессии плакатного жанра. Эта сфера творчества прогрессировала в России до первой мировой войны бурно и успешно.
Именно в мастерстве киноплаката осознаются широкие возможности использования фотографии в рекламных целях. Технологическое родство фотографии и кинематографии делало органичным включение увеличенных фотографий с отдельных кадров в плакатный сюжет. Наступал "золотой век" фоторекламы в России, приходящийся на годы новой экономической политики (НЭПа)- 1921-1929.
Бурное развитие третьего направления плакатной рекламы — социально-политического — приходится на годы первой мировой войны и следовавших за ней революционных переворотов. Однако в последнем десятилетии XIX в. уже обнаруживается прообраз этого направления — плакат благотворительных обществ, собраний, различных мероприятий, посвященных филантропическим целям. Таков, например, плакат Л. Бакста (1899 г.), приглашающий на "Большой благотворительный базар кукол" или его же художественные открытые письма Красного Креста (1904 г.).
Русско-японская война 1904—1905 гг. дала повод для издания плакатов патриотического содержания, однако количество их было относительно невелико. В период 1914—1917 гг. эта тематика оттеснила на второй план иную рекламную продукцию, подчиняясь универсальному девизу "Все для фронта, все для победы". Этот хронологический период мы оставляем за рамками
учебника.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Начало фоторекламы в России *
Первая пейзажная дагерротипная съемка в России относится к 1839 г. Но до внедрения этой новой изобразительной технологии в рекламное дело должно было пройти еще несколько десятилетий. Уже в 1864—1866 гг. в Санкт-Петербурге выходит специализированный журнал "Фотограф". Именно на страницах фотопериодики появляются первые рекламные Фотоснимки. Их редакции одними из первых освоили цинкографский способ, воспроизведения фотографического изображения. Он осуществлялся посредством пересъемки фотооригинала через сетку-растр и изготовления клише по полученному негативу. Этот способ открытый под наименованием автотипии в 1882 г., начал применяться в России с 1885 г.
Неудивительно, что наиболее активными популяризаторами всего, что связано с фотографией, были специализированные фо тожурналы, которых на рубеже веков насчитывалось в России около десятка. Ранее всех печатать фоторекламу начал московский журнал "Фотографическое обозрение" (1895—1903 гг.). Затем "Вестник фотографии" (1908—1918 гг.). В номере первом "Фотографического обозрения" за 1898 г. помещено три рекламных текста с использованием фотоиллюстраций. Подчеркнем этот момент: о собственно фоторекламе говорить еще преждевременно. Здесь нет ничего от фотоискусства, только технологическое усовершенствование тиражирования иллюстраций. На одной из них — снимок панорамы Московского Кремля на треть страницы. Остальные две трети пространства занимает наборный текст, исполненный десятью (!) различными шрифтами. Он сообщает:
"Фирма Шереръ, Набгольцъ и К°" в Москве извещает своих почтенных заказчиков, что она открыла при своей фотографии и фототипии новое отделение для цинкографии. Производятся клише по новому американскому способу "Эмаль" на меди и цинке. Каталог фотоцинкографических работ высылается за 50 коп. марками". Далее — адрес. Через несколько страниц помещено фото семейства из шести человек, пьющее чай в саду. Подпись: "Снято аппаратом "Ruby" фабрики Торнтона—Пакарда" и также дан адрес. На нижней половине этой же страницы помещена самореклама журнала, сопровожденная небольшим фотопортретом 42.
* Данный раздел написан при участии выпускницы факультета журналистики МГУ Натальи Грушиной. ~ Болтянский Г. Очерки по истории фотографии в СССР. — М., 1939. — С. 218.
Глава 8. РОССИЙСКАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА В XIX - НАЧАЛЕ XX В. 281
.4, IS |
Первая фотореклама опубликована в одном из номеров журнала "Вестник фотографии". Снимок запечатлел золотую медаль, присужденную московском фотографической студии на Кузнецком мосту "Паола", за художественные портреты на Всемирной выставке в Турине. Фотоиллюстрация и здесь носит подчиненный характер по отношению к вербальной части сооб щения.
Лишь постепенно к концу первого десятилетияXX в. фотореклама демонстрирует новые возможности, обретая самоценное звучание. Большая заслуга в этом принадлежит фотомастеру Карлу Булле, обрусевшему немцу, который так представлял себя в периодических изданиях:
"Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла, в Санкт-Петербурге, Невский, 54... Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни освещением, — как днем, так и в вечернее время, при своем искусственном свете"4^.
В его наследии, бережно сохраненном сыном, тоже фотомас-гером Виктором Буллой, и отданном в российские архивы, имеются полноценные рекламные фотоработы. Это полномерное, документальное изображение автомобиля марки Packard. Снимок прошел по нескольким изданиям. В некоторых он сопровождался лестной аттестацией этих машин:
"Самые дорогие и самые лучшие в мире. В Соединенных Штатах Северной Америки нет ни одного миллиардера, который не ездилъ бы на нашей машине. Уже несколько PackardOB есть в Петрограде. Спросите тех, кто их имеет. Также лучшие в мире грузовики".
Рекламный грузовик - это сюжет уже другой работы Карла Буллы. Акционерное общество "Русский Рено" тоже сопровождало свои предложения о продаже машин их документальными снимками "во весь рост".
Лучшие возможности фоторекламы проявились в популяризации новинок кинематографии. Фотоизображения не только использовались в киноплакатах, но и в специализированных изданиях, таких, как "Кинемо", "Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге", "Сине-фоно" (орган Ханжопкова, выходивший в Москве в 1907-1918 гг.,) и др.
"Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге" (орган кинофабрики А. О. Дранкова) в поисках новых форм применения фотографии в рекламе стал печатать из номера в номер продолжающиеся кадры некоторых кинофильмов по типу комиксов. Так
40 Санкт-Петербург — столица Российской империи. — М., 1993. - С. 3 обложки.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
рекламировались киноленты А. О. Дранкова "Свадьба Кречин-ского", "Услужливый денщик", "Пьеро и Пьеретта" и др. Фотографии "с продолжением" сопровождались кратким либретто фильмов и названиями петербургских кинотеатров, в которых они демонстрировались.
Опыт "родственного" фотографии искусства кино сильно воздействовал на конструкцию 4ютoкaдpa в рекламе. Первоначально его заполнял сам рекламируемый предмет без всяких дополнительных ухищрений. Однако динамика киноэкрана проникает в фотомастерские: статичная композиция сменяется сюжетностью, в рамки кадра все увереннее включаются натюрморты, пейзажи, действующие люди. Любопытно, к примеру, изменение конструкции кадра в фоторекламе оптово-розничного склада Оскара Канта, помещенной в журнале "Вестник фотографии". В № 4 за 1909 г. показан фотонатюрморт предметов для любителей и специалистов фотодела. Здесь и штатив, и ванночки разного размера, и подставки для сушки негативов, и даже флаконы с проявителями и закрепителями. Впечатление от картинки сумбурное. По вот реклама того же склада в том же издании через полгода (№ 10 за 1909 г.) — здесь изображен интерьер элегантного офиса, в центре которого у штатива с камерой занят один из сотрудников, два других (возможно, один из них — заказчик) осматривают фотокамеру новейшей конструкции - словом, коммерческая идиллия, переданная убедительно. Сильнейшая сторона фоторекламы — документализм — здесь представлена во всем блеске.
В 1898 г. было положено начало так называемому экспортно- импортному фотографированию, используемому на сельскохозяйственных и промышленных выставках, как внутрирос-сийских, так и международных. Этот вид фотографии может быть с полным правом отнесен к рекламе, поскольку он предполагает демонстрацию потенциальному покупателю или заинтересованным в сбыте того или иного товара лицам предметов экспортно-импортной торговли — некий прообраз фотографирования для промышленных и продовол ъственных внешнеторговых каталогов.
К 1909 г. относится сообщение, свидетельствующее о достаточно высоком уровне развития этого вида фоторекламы. На Западносибирской сельскохозяйственной выставке планировалось представить ряд экспонатов-фотографий, в том числе "предметов ввоза и вывоза". Было официально решено открыть на этой выставке фотографический павильон, часть экспонатов которого была прямой фоторекламой экспортно-импортных товаров и сырья, нацеленной и на жителей Западной Сибири, и на торговцев-иностранцев.