Глава 8. российская изобразительная реклама в xix - начале xx в. 261
Немало выкинем колен,
И петербуржцев, без сомненья,
Возьму с таким я войском в плен" 7.
Как пишет исследовательница русского плаката Н. И. Бабурина, "сохранились плакаты-афиши к представлениям, которые устраивались б петербургском Зоологическом саду и Михайловском манеже... Рекламные издания Зоологического сада и Михайловского манежа в полном смысле слова являлись художественными афишами — настолько значительное место отведено в них тексту. Изобразительная часть выполнялась в традициях русского лубка, широко практиковался прием развернутого многокадрового рассказа, обстоятельного и подробного показа места действия и костюмов, наивного изображения персонажей"8.
На рубеже XX в. балаган, раек, составляющий их неотъемлемую часть лубок оттесняются на периферию русской культуры. В первой половине 1910-х гг. их стремятся возродить, сделать органичной частью своего творчества художники-примитивисты из группы "Бубновый валет" М. Ларионов, Н. Гончарова, И. Машков. Они пленяются мастерством городских вывесочников.
Если в XVII— первой половине XIX в. в основе российских вывесок были лубочные пристрастия, то со второй половины столетия ситуация меняется. Здесь также формируется значительный слой профессионалов своего дела. Художник К. С. Петров-Водкин вспоминает: "За XIX в. цех вывесочников разросся по всей стране". И продолжает: "Вывесочничество — это следующая за красильщиком крыш, труб, окон и дверей стадия. Обычно мальчик в ученичестве у маляра проходил составление колера, шпаклевку, раскраску под дуб и орех. Книжки знакомили его с картинами и подталкивали к занятию рисованием; такой мальчик переходил к вывесочнику. Работал у него вначале по шрифту, а потом и в качестве изобразителя чая, сахара, свечей и мыла" 9.
С этим процессом соприкоснулся и сам Петров-Водкин, имел опыт писания вывески и И. Машков. К концу XIX в. в России шрифтовые вывески заметно оттесняют лубочные. Еще в середине столетия эту тенденцию — только применительно к сто-
• Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения,
зрелища. - М., 1988. - С. 183. 0 Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX— начало XX века. —
Л., 1988. - С. 100. 9 Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. —
Л., 1982. - С. 278.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
личным центрам — отмечал путешествовавший по России французский литератор Т. Готье: "Магазинные вывески, словно золотая вязь украшений, выставляют напоказ красивые буквы русского алфавита, похожие на греческие, которые можно использовать на декоративных фризах" 1°.
С этим впечатлением иноземца перекликается мнение отечественного анонима, изложенное им в журнале "Иллюстрация" в статье "Петербургские вывески". "Нам кажется, что самые красивые вывески — простые надписи по черному грунту с накладными металлическими выпуклыми буквами, недавно изобретенными и уже украшающими многие лавки и мастерские в Санкт-Петербурге" 11.
Постепенно на центральных улицах столичных и губернских городов именно шрифтовая вывеска занимает центральное место, располагаясь ярусами по нескольким этажам и нередко забираясь па крышу. В межоконных пространствах, однако, по-прежнему располагались пейзажи, связанные с выпасом скота, например, или этюды, повествующие о кондитерской продукции, однако исполненные уже не в лубочной, а в спокойной реалистичной или новомодной экспрессивной модернистской манере.
Выразительно описывает свои впечатление от этого вида городского фольклора будущий известный художник-модернист М. Добужинский: "На "мясной торговле" красовался бык на золотом фоне, стоящий на обрыве, внизу же мирно сидел барашек. На вывесках "зеленной" и "курятной" торговли были аппетитно нарисованы овощи — кочан капусты, морковка, репа, редиска или петухи, куры, утки, а иногда индюки с распущенным веером хвостом, а у "колониального" магазина — ананасы и виноград. Мелочные же лавочки были неизменно украшены вывеской с симметрично расставленными сахарными головками в синей обертке, пачками свечей и кусками "жуковского мыла" с синими жилками, в центре же красовалась стеклянная ваза с горкой кофейных зерен, а на фоне витали почтовые марки, почему-то всегда по три вместе" 12.
О мастерстве создания вывесок повествуют учебные пособия. Одно из них, например, называется: "Живописец вывесок. Практическое руководство по написанию вывесок на стенах, полотне, деревянных щитах, железе и других материалах", где опытный мастеровой детально разбирал приемы создания вывесок: их золочения, се-
М., |
10 Готье Т. Путешествие в Россию.-- М., 1988. - С. 39-40. " Петербургские вывески//Иллюстрация. 1848, № 30. — С. 1.
11 Добг/жинский М. Петербург моего детства//Панорама искусств. 1982, №5. - С. 124.
Глава 8. РОССИЙСКАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА В XIX - НАЧАЛЕ XX В.
рсбрения, бронзирования. С чувством профессионального достоинства автор заявляет: "Писание вывесок составляет особый специально художественный раздел малярного дела" 13. Здесь рассматривается уместность использования и сочетания различных цветов, причем заказчикам рекомендуется занимать гибкую позицию, так как "выбор цвета окраски зависит от вкуса и практических соображений, как например, общего колорита и окружающей среды, деревьев, тени и прочего" 14. Иметь в виду не броскую аляповатость, а эстетическую гармонию,— советует автор, что тем самым свидетельствует и об изменившихся вкусах зажиточных слоев городского населения. В кругах же художественной интеллигенции многие стали рассматривать вывеску как часть народного искусства. Современный искусствовед подчеркивает: "Живописцев начала столетия восхищала та непреложная убедительность и весомость, какой обладали фигуры или предметы на провинциальных вывесках, неподвижные, но мощные во всей безапелляционности своего демонстративного присутствия на вывесочном щите" 1Ь.
Вероятно подобная "весомость" некоторых настенных изображений вдохновила В. Маяковского на стихотворение "Вывескам":
Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
полезут копченые сиги
и золотокудрые брюквы.
А если с веселостью песьей закружат созвездия "Магги" — бюро похоронных процессий свои проведут саркофаги.
Когда же, хмур и плачевен, загасит фонарные знаки, влюбляйтесь под небом харчевен в фаянсовых чайников маки! 16.
К этому времени (стихотворение написано в 1913 г.) состоялась выставка группы "Бубновый валет", где один из залов был
^ СеменюкА. И. Живописец вывесок. — Пг., 1916. — С. 43.
14 Там же. С. 38. ^Поспелов Г. О группе ранних портретов Машкова, Кончаловского,
Лентулова/уСоветская живопись. — М., 1974. — С. 203. 16 Маяковский В. В. Поли. собр. соч. В 13 т. Т. 1. - М., 1955. - С. 41.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ