Глава 7. североамериканская реклама в xix - начале xx в. 249
Pure Food and Drug Act, что можно перевести как "Закон о доброкачественности пищевых и лекарственных продуктов". Основательность его разработки оказалась такова, что лишь небольшие коррекции потребовались для его подтверждения в 1938-м а затем и в 1988 г. 34. Специальная комиссия конгресса США следит за исполнением закона, вынося, в случае необходимости, штрафы за нарушение норм относительно достоверности и пристойности рекламных сообщений, что, конечно, отнюдь не полностью гарантирует американцев от очередных рекламных розыгрышей.
Реклама, занявшая столь значительное место в жизни американцев к началуXX в., стимулировала активизацию научных исследований в этой области.
Первые книги с советами относительно создания рекламных текстов написал Натаниэль Фаулер из Бостона. В конце 80-х гг. вышел в свет его труд "Реклама и пресса", а в 1892 г. — фундаментальная работа "Осуществление бизнеса", где рекламные проблемы обсуждались разносторонне и основательно. Изданная затем им энциклопедия рекламы содержала детальный анализ и примеры, обучающие бизнесменов этой деятельности 35.
В эти же годы над проблемами создания "хорошей" рекламы работает Чарльз Бейтс. В 1896 г. выходит его шестисотстраничный фолиант Good Advertising, а через несколько лет — шеститомная энциклопедия The Art and Literature of Buisness ("Искусство и литература в работе на бизнес"), трактующая рекламный процесс как органичный компонент успешного делового предприятия 36.
Созданию столь основательных обобщающих трудов, выведших США в мировые лидеры уже не только практики, но и теории рекламы, весьма способствовал издающийся с 1888 г. и действующий поныне журнал Printers ink ("Типографская краска"). Именно здесь исследователи и энциклопедисты в первую очередь черпали богатейший материал относительно рекламной повседневности. На страницах этого издания оперативно обсуждались не только позитивные, но и негативные коммуникативные ситуации, шел по-iCK способов обуздания чрезмерной рекламной агрессии. В 10-е гг. КХ в. журнал стал инициатором социологических и психологических исследований рекламной деятельности, открыв тем самым новый этап в научном освоении закономерностей этой профессии.
II 1.1 |
3^ Goodmm Ch. and Dalrymple H. Advertising in America. The first 200 Jears. — N. Y., 1990. - P. 132.
35 PresbreyF. The History and Develpoment of Advertising. — N. Y., 1968. — P. 310.
36 Там же. Р. 311.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Рекламный процесс в Соединенных Штатах Америки, ставших независимым государством, гибко отражал основные этапы его экономического и политического развития. Специфическая роль рекламы в США, отмечаемая американскими культурологами, заключается в чрезвычайно высокой степени влияния рекламных произведений на формирование народной культуры североамериканской популяции в XVIII— XIX вв.
Существенными вехами в интенсификации рекламного процесса явились начало индустриальной революции в США в первом десятилетии XIX в. и политико-экономический подъем, последовавший после завершения Гражданской войны и отмены рабовладения.
В последней трети XIX в. США стали общепризнанным мировым лидером в области рекламы, чему способствовала как интенсивность рекламных потоков в прессе, так и творческая изобретательность в организации популяризаторских акций, рекламном использовании упаковки, предложении новых способов подачи текстов со стороны агентов.
Рубеж XIX—XX вв. отмечен в США активным включением в рекламный процесс национальных еженедельников и ежемесячников, в которых участвуют художники-профессионалы, значительно усовершенствовавшие эстетический облик многоцветных рекламных обложек, полос и плакатов.
Экспансия рекламы в США имела определенные негативные последствия: распространение недостоверной информации, нарушение этических норм благопристойности, недобросовестную критику конкурентов и т. п. Реакцией на это стало издание ряда государственных законодательных актов, касающихся рекламы, и формирование профессиональных объединений рекламодателей и рекламистов, отвечающих за внутрикорпоративную регуляцию рекламных процессов.
Глава 7. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ РЕКЛАМА В XIX - НАЧАЛЕ XX В. 251
Контрольные вопросы
1. Назовите основные хронологические этапы развития рекламы в США XVIII-XIX вв.
2. Как заявляло о себе лидерство рекламных интересов в американской прессе?
3. Чем прославился в истории рекламы Ф. Т. Барнум?
4. Объясните, как связана "патентная лихорадка" в США с общими закономерностями фирменного маркирования.
5. Расскажите о главных изменениях, произошедших в экономике и рекламе США после Гражданской войны.
6. Какое место занимает реклама в общекультурных приоритетах США?
7. Охарактеризуйте главные тенденции конструирования рекламных текстов в США на рубеже XIX—XX вв.
8. Расскажите об истоках и практике социальной рекламы в США.
9. Перечислите известные вам общественные организации, осуществляющие профессиональное саморегулирование рекламного процесса в США.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
Глава 8.
РОССИЙСКАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА В XIX - НАЧАЛЕ XX В.
Эволюция лубочного творчества в XIX в.
Как можно было заметить по предыдущим главам, первые два десятилетия XIX в. ведущие европейские государства в экономическом отношении развивались инерционно. Это определяло и не слишком бурное наращивание новаций в рекламном процессе. Для России также характерно данное положение. На первом месте по совокупности коммерческого товарооборота продолжали оставаться ярмарки. Напомним, что в 1817 г. наиболее популярная приволжская Макарьевская ярмарка была переведена в Нижний Новгород — ближе к мануфактурно-промышленным центрам. В условиях ярмарок продолжает процветать фольклорная устная реклама (см. главу 5).
В дополнение к ярмаркам еще более широкого размаха в первой половине XIX в. достигает коробейничество, развозная торговля, обеспечивавшая хороший сбыт при минимальных рекламных усилиях, как всегда это бывает, если отсутствует выбор товаров, услуг, предметов первой необходимости. Устное слово в этих условиях лидирует среди иных знаковых средств оповещения до конца столетия.
Огромной популярностью продолжает пользоваться в XIX в. лубок. Принципы его производства и распространения эволюционируют, втягивая в набор типовых сюжетов военно-патриотическую тематику, особенно в связи с событиями Отечественной войны 1812 г. Постепенно ксилографическая резьба на деревянных досках сменяется резьбой и травлением по меди. Начиная с 60-х гг. XIX в. российский лубок осваивает литографию.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Ужесточение цензурных правил после подавления восстания декабристов распространилось и на лубочное производство. Цензурные законы 1826 и 1839 гг. стали непреложны для народной картинки с 1851 г. 1 И это значительно усложнило оперативную реакцию "простовиков" на события, а также и на исполнение заказов рекламного характера. Можно говорить о дальнейшем широком производстве религиозных, нравственно-дидактических и просветительских сюжетов, направлений, сходных с современной социальной рекламой: обличении пьянства, безумного расточительства, плутовства. В известной ныне лубочной продукции XIX в. образцов коммерческой рекламы не сохранилось, что говорит, если не о полном отсутствии подобной тематики, то о ее недостаточно интенсивном распространении.
Комплекс новых законов, сопровождавших крестьянскую реформу 1861 г., привел к сокращению торговли лубочными листками по деревням: офени почувствовали усиление налогового бремени, которое раньше было для них льготным. Главными пунктами распространения лубков в глубинке стали опять-таки ярмарки, обеспечивавшие львиную долю всего коммерческого кругооборота в России в XIX в.
Изменение технологии и условий распространения народных картинок не повлияло на степень их популярности. Напротив, их фольклорно-кустарное производство во второй половине XIX в. становится все более профессиональным. Создаются крупные мастерские: семейства Ахметьевых в Москве, И. А. Голышева в Мстере и др. Здесь печатание лубков было поставлено "на поток", постепенно теряя черты незамутненной фольклорной естественности (простодушия наивности) и переходя в разряд городской массовой культуры.
Заметной частью этой лубочной продукции стали сюжеты, посвященные эпизодам из жизни царствующей императорской фамилии, изображения, связанные с утверждением в духовном сане ведущих церковных иерархов и с многолюдными процессиями по случаю их погребения. Элементы документальной "репор- .;-тажности", ощущаемые в подобных листках, — еще одно свидетельство глубинных сдвигов в мироощущении авторов народных q картинок: по преимуществу сказочный, мифологический кон- f текст изображений сменяется реалистическим бытовизмом. ;
"Простовики" второй половины века отличаются возрастающими
1 Сакович А. Г. Московская народная гравюра второй половины XIX века// Народная картинка XVII-XIX веков. - СПб, 1996. - С. 139.