Глава 7. североамериканская реклама в xix - начале xx в. 243
Илл. 26. Реклама Coca-Cola, 1903 г. Изображена примадонна Нью-йоркской оперы Лилиан Нордика.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
хлынули приоритеты потребительского общества, в первую очередь с подачи рекламы.
Показательно, что американский историк Питер Бейда начал свою статью, посвященную 200-летнему юбилею этой сферы культуры США, со слов: "В жизни американцев нет ничего более навязчивого, шумного и неизбежного, чем реклама. Мы узнаем ее по тону еще до тою, как поймем, о чем в ней идет речь; она на долгие годы западает в память, хотя мы и не можем вспомнить, когда ее впервые услышали или увидели — вся наша жизнь окружена рекламой, и мы с детства привыкаем к ней, как к траве, воздуху и солнцу..." 25. П. Бейда, как видим, единодушен с позицией культуролога Дэ-ниэля Бурстина, чьи суждения о лидерстве рекламы в народной культуре мы приводили ранее. Это лидерство уже вполне отчетливо в американском опыте на рубеже XIX—XX вв.
В этот период определяются два творческих направления в массовом создании рекламных текстов. Одно из них опиралось на комплекс рациональных доказательств, популярно объяснявших преимущества того или иного изделия перед аналогичным товаром других фирм. Зачинателем этого убеждающего направления был Джон Пауэре, ставший затем выдающимся мастером рекламных текстов (копирайтером) последних десятилетий XIX в. Его стиль именовался "reason why", т. е. обоснованием различных "почему", главное из которых: почему надо предпочесть данный товар другому 26. Этот стиль был адекватным ответом на появление в продаже массы технических новинок, действие которых предстояло объяснять возможно более обстоятельно. Под рекрамным патронажем Дж. Пауэрса блестяще раскупались швейные машинки и целительная эмульсия Скотта. Он также подсказал продуктивный способ рекламирования велосипедов, объясняющий высокое качество каждого из узлов машины. Сообщалось, например, что прежде чем велосипед покинет магазин, он проверяется 21 раз инженерами и механиками.
Однако параллельно развивалось и другое направление рекламы, не столько разъясняющее, сколько оглушающее и навязывающее. Стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало побуждало многих рекламистов находить чрезвычайно экстравагантные приемы, перешагивать границы общепризнанных этических норм.
" Бейда П. Краткая история рекламы//Америка. 1991. Октябрь. — С. 21. "° Presbrey F. The History and Develpoment of Advertising. — N. Y., 1968. P. 304-309.
Глава 7. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ РЕКЛАМА В XIX - НАЧАЛЕ XX В. 245
Илл. 27. Реклама продукции фирмы Gillette. 1905 г.
Широкую негативную реакцию в этот период вызывало использование для рекламы природных ландшафтов, проще говоря, начертание прямо на скалах, обступающих проезжую дорогу, речной или морской берег, гигантских письмен, призывающих отведать все те же овсяные хлопья или срочно обратиться к помощи определенных медицинских средств. Немецкий историк Р. Кро-
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
нау рассказывал о размахе подобного бизнеса в Балтиморской фирме Patentmedizinen, относящемся к 1890 г. На контрактной основе фирма имела несколько десятков рекламных агентов, которые буквально прочесывали просторы Североамериканского континента, разъезжая по железным дорогам на выделенные фирмой средства и по речным артериям, — на приобретенном фирмой корабле. Этот корабль, выкрашенный в ярко-красный цвет, был оснащен гигантскими рекламными буквами, хорошо видными с обоих берегов реки. Историк приводит слова своего собеседника, работающего в фирме: "Мы объездили миллионы миль... Начертили более 50 тысяч объявлений о целительных свойствах настойки Святого Якова" 27. Новыми вандалами именует историк авторов подобной рекламной практики.
Резкий протест общественности вынудил власти наложить veto на подобный разгул рекламы. Отношение к природе как к невосполнимой национальной ценности сделало тем самым первые шаги. Вскоре они закрепились появлением на свет того, что в Америке получило наименование рекламы, служащей общественным интересам, — социальной рекламы.
Прежде чем повести о ней речь, расскажем о некоторых иных экспериментах. Североамериканская реклама рубежа веков прославилась своим остроумием, находчивостью, способностью не только к вульгарному, но и изящному игровому эпатажу. Вот некоторые примеры:
Некий нью-йоркский предприниматель на вывеске-кронштейне написал: "Не читайте другую сторону". С тех пор от читателей этой "другой стороны" не было отбоя. Следствием этого розыгрыша стал прирост продаж.
Пекарь бостонского предместья решил не тратиться на рекламу, а "выпекать" ее с помощью формовочных букв прямо па хлебцах, которые поступали в продажу. Остроумный ход потребители оценили далеко за пределами предместья, специально направляясь именно в ту лавку, где торговали "говорящими хлебцами" 28.
Когда к какой-то пьесе на Бродвее антрепренер решил привлечь максимальное внимание публики, он попросил уличных мальчишек за небольшую плату отловить две тысячи кошек, заложил к ним в ошейники программки спектакля и отправил бегать по городу. Оповещение сработало прекрасно.
-/ Paneth Е. Entwiklung der Reklame vom Altertum bis zum Gegenwart.
Munchen and Berlin, 1926. - S. 139. 28 Cronau R. Das Buch der Reklame. - Leipzig, 1887. - В. 4. S. 56-58.