Глава 7. североамериканская реклама в xix - начале xx в. 227
Т ATM" TTTO'Pt 1 AM UJaiillil
At Lincoln Park!
wuamy
Greatest' Show on Earthi
Which la ?»OW ОРЕ2Г. and
I will address the audience at each exhibition
AFTERNOON AND EVENING»
all tss•теге it is то be вваг.
DAYS'ONLY,
Taeedaif Wednesday, and Jhnnday* S^pt, 9,10, and: 11, Afternoon and ЕтепЬ^ fifid positively remains 110 loaecr.
Ten Thousand Visitors 1
DAILY. AXD НСУРВЕОЗ TURNED AWAY.
3 Grand Palace Pavilions!
WONDERFUL
TRAILED WILD BEASTS!
GRAND
ROMAN HIPPODROME!
UAUUOTH
And t&« aoet refined. t'«nmt, irwt, pudA udiaost
Magnificent Circus!
E7ES OEGANtZED. A A TRAINEE»
КОУАЬ 8TAIAIO?rSl
la Уечг «cd WoaderfnlAea.
ЬЕАМЕВ
. ELEPHANTS!
OlASt*. Vvuh, Atateo*t». tadPifty ТЬваивД WOEue.ifa tba gku TratcUatМойва.
•WILD BEASTS
-a f\f^ r>EERLEaS lUi? ;P ЗЕК FORMERS!
in uw Cotoful zquEsraiAH collsgb.»aa-
— -уостазгсь. DABrae 8l-A.I>Y 3EUIOERS;
DOOR3 OPENkt I tad Тр.». Pei-forsi=ee < »Bd 8 p, e. AOWsSlO.S*. ЭД etou. Caildrea aa-dtr9,haUerioe. EutenredCbilrx.SSceaacxtr».
э».Гог the toeostiaodlUoo oll*d;e«, са^Дяз» »nd ШаШеэ.I Ьжте ew;ed« .i Spfloo* EleTRtfd Р1»1Гогтп. Гпгв1»Ьеа
wtth 2.000 Встмтеа УпвдЬег«» Chair». | «hSennarbciecared 1ог»ат E»hlblt;on»tHA"" LEY'S SEWS DEPOT. VISE StttEeT. Ч IW ujnud riixtil idnact, by thote «bo deure to «TCtB ibe civwd on ibe ground».
Udiea, children, nod nihen vublDtto Moid W crowd La the етепШг. u» utvifta. ю Uiesd tb*АП
mw ^'ё^В^УС». pAprlet.r._
Илл.21. Реклама цирка Ф. Барнума, опубликованная в газете города Цинциннати 9 сентября 1879 г. На ней изображен сам корифей рекламного дела.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Производители медицинских препаратов апеллировали к безотказно действующему инстинкту подавляющего большинства людей — заботе о своем здоровье. Наиболее предприимчивые среди них удостоверяли целебность содержимого лекарственных бутылочек, якобы официально заверенными государственными службами патентами. "Первое получившее признание американское патентованное средство — пилюли Lee's Billeous — было создано доктором Сэмюэлем Ли из Уиндема в штате Коннектикут примерно около 1796 года... В то время разносчики — янки, бродившие по сельской местности с тележками, полными жестянок, тканей, пряностей и других нужных и забавных вещей, были существенной частью всей американской коммерции. Им очень нравились патентованные лекарства, потому что они были легкими, небольшими по объему, а стоили дорого. Привлекали они и людей в далеких поселениях, где не было врачей и некому было даже дать совет. Лекарства же были педантично завернуты в обнадеживающие, подробнейшие инструкции по борьбе с целым рядом кошмарных недугов" 5.
С этой деятельностью связано огромное число обманов потребителя: патенты подделывались сплошь и рядом, якобы патентованное высококачественное зелье оказывалось чуть подкрашенным и разбавленным спиртом. Нередко при выборочном контроле обнаруживалась примесь и других наркотических добавок. Тем не менее спрос на такую продукцию был велик и реклама старалась во всю.
Этот бум, развившись в 40-е гг. XIX в., получил дополнительные стимулы в период Гражданской войны и продолжался до конца столетия. Концом века датируется многоцветная листовка, на которой изображена пышущая здоровьем девушка, опирающаяся на постамент античной колонны. На постаменте крупная надпись Brown's iron bitters ("Горькая железосодержащая настойка Брауна"), и далее мелкими буквами разъяснение:
"Главное назначение состава устранять несварение, диспепсию, лихорадку, отсутствие аппетита, ослабление жизненных сил и энергии, малярийный недуг, симптомы загноения в печени у детей и взрослых, способствовать здоровому, активному функционированию этого важнейшего жизненного органа, обогащать железом кровь, укреплять мускулы и даровать обновленную жизнь нервам" 6.
5 Хайн Т. Все об упаковке. - СПб., 1997. - С. 59-60.
^ Goodrum Ch. and Dairy-triple H. Advertising in America. The first 200 Jears. — N. Y., 1990. - P. 20.