Глава 6. развитие западноевропейской рекламы в xix в. 219
потребности в развитии интегративного взаимодействия опыта различных стран. Они нашли свое выражение в организации национальных и всемирных промышленно-торго-вых выставок, которые явили собою новый рекламный жанр, характерный для Нового времени.
Контрольные вопросы
1. Объясните неравномерность развития рекламы в XIX в. в различных европейских странах.
2. Назовите ведущие особенности развития рекламного дела в Англии.
3. Расскажите, как происходило внедрение иллюстраций в английскую газетную рекламу.
4. Каково начало теоретических обобщений рекламной деятельности?
5. Назовите рекламно-творческие приоритеты во Франции в XIX в.
6. Охарактеризуйте творчество ведущих мастеров французского плаката.
7. Объясните причины замедления развития рекламного процесса в Германии в XIX в.
8. Каковы приоритеты рекламных мероприятий в Германии в последней трети XIX в.?
9. В чем заключена целесообразность существенных расходов на организацию выставок в локальных, национальных и всемирных масштабах?
10. Что из опыта европейской рекламы XIX в. актуально в наши дни?
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Глава 7.
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ РЕКЛАМА В XIX - НАЧАЛЕ XX В.
Рекламный процесс на первом этапе независимости
После завоевания независимости новое государство Североамериканского континента очень быстро стало наверстывать отставание от своей бывшей метрополии — Англии в самых различных сферах производства и культуры, в том числе, и в рекламном деле. Хронологической вехой начала собственно американской рекламы историки США считают 1789 г., время окончательного оформления новой государственности. Этот первый период развития рекламы независимого государства длится до середины XIX в.
У его истоков —Джон Данлэп, который в конце 70-х гг. XVIII в. начал издавать в Филадельфии General Adviser and Pensil-vania Packet ("Всеобщий рекламист и Пенсильванский сборник"). В соответствии с блоками заголовка здесь основное место он отдавал рекламным текстам и лишь во вторую очередь помещал текущую политическую информацию 1. Для популярных газет Америки такая тенденция — первенство рекламных публикаций, их лидерство по отношению к иной информации — становится определяющей до конца XIX в.
Вспомним приведенное в главе 4 суждение видного американского культуролога Дэниэля Бурстина об исходной отзывчивости населения штатов на рекламные призывы, что и побудило многих из них пересечь океан в поисках лучшей жизни. Вслед за этой полушутливой посылкой американский ученый уже вполне
1 Presbrey F. The History and Develpoment of Advertising. — N. Y., 1968. — P. 158.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
серьезно рассматривает место рекламного творчества в формировании культуры нового сообщества и приходит к весьма существенным выводам: "Реклама — магистральный поток американской цивилизации: в заселении континента, в развитии экономики, в создании американского жизненного стандарта... Реклама стала сердцем народной культуры и даже ее первоосновой... Мы, вероятно, первый народ в истории, централизованно организовавший массовое производство народной культуры" 2.
Главным орудием в производстве такого типа культуры явились средства массовой информации, тираж которых неуклонно рос. Джон Данлэп оказался одним из удачливых профессионалов журнализма и рекламного дела. Американский историк Франк Пресбрей находит соответствие между его отношением к рекламным публикациям с теми, что отличали Джона Хоутона в Англии или Бенджамена Франклина в эпоху колониальных штатов (см. главу 4). Это стремление придать каждой публикации шрифтовое своеобразие за счет употребления инициалов, использования небольших рисунков и символов торговых марок. Газета выходила два раза в неделю, но не успевала удовлетворить всех желающих дать рекламу. "Именно под давлением рекламных целей,— считает Ф. Пресбрей, — родилась идея ежедневной газеты, которая была осуществлена в 1784 г."3.
Вся первая полоса этой New York Daily заполнена краткими объявлениями, данными "вподборку". Это сообщения об аукционах, рейсах кораблей, продаже продуктов и медицинских средств. Соображения экономии места и технологической унификации верстки постепенно начали вытеснять с полос американских газет "ожив-ляжи" в духе Б. Франклина и Дж. Данлэпа. Тем более что потребность в размещении рекламной информации продолжала расти.
С началом XIX в. в США наступает период индустриальной революции, постепенно выводящей экономику страны в число ведущих государств мира. Тарифные акты 1815 и 1824 гг., целенаправленно повышая пошлины на заморские товары, стимулировали развитие местного производства, что, в свою очередь, увеличивало число потенциальных рекламодателей и расширяло потенциальную и реальную аудиторию прессы. Тиражи всеобще доступных газет за одно пенни росли с поразительной быстротой в десятилетие 1830—1840-х гг. Помещение десятистрочной рек-
^ Boorstin D. Advertising and American civil isation//Advertising and Society. —
N. Y. - P. 22-23. 3 Presbrey F. The History and Dcvelpoment of Advertising. - N. Y., 1968. — P. 161.