Глава б. развитие западноевропейской рекламы в xix в. 213
Но декорированном и освещением не исчерпывалось мастерство оформителей витрин в Германии. Вслед за Северной Америкой одними из первых в Европе здесь начали использовать витринное пространство не только для статичной, но и для динамичной демонстрации товаров. Один из немецких теоретиков рекламы утверждал: "Витрина должна много показывать и мало говорить" 48. Для динамичного показа в витринах начинают использоваться не только манекены, по и живые существа. Витрины рыбных магазинов украшаются аквариумами. Некоторые пз них декорировались настолько квалифицированно, что становились как бы окнами в загадочное подводное царство. Неудивительно, что детей нельзя было оттащить от подобных "окошек", — приходилось останавливаться и взрослым. А там уж всего один шаг до решения отца или матери семейства приготовить к ближайшему обеду именно рыбное блюдо.
В Лейпциге горожане с интересом толпились около зоома-газина, в витрину которого хозяин поставил клетку со львенком. В Европе еще не существовало понятия "экология" и реакция филистеров на это новшество была достаточно благожелательной. Однако другой вариант "живой" рекламы: девушка, сидящая за вышиванием в витрине мануфактурного магазина, не встретил публичного одобрения. Подобные попытки и далее — явление нечастое и, на наш взгляд, антигуманистическое.
Особенной известностью и эстетическим притяжением отличались витрины немецких игрушечных магазинов. Уже цитировавшийся нами историк и теоретик рекламы Рудольф Кронау называет производство игрушек в Германии "важной и красивой отечественной индустрией" 49. Представлявшие игрушки витрины были декорированы настолько умело, что создавали впечатление настоящего интерьера, прекрасно меблированной жилой комнаты с куклами-хозяевами. Достаточно было одного персонажа с долгодействующим заводом и вся мизансцена оживлялась, от витрины невозможно было отойти — столь завораживающе живописно выглядели происходящие там манипуляции.
Найденные декораторами витрин сюжетные и композиционные рекламно-притягательные эпизоды нередко покидали свое ограниченное выставочное пространство. Иллюстраторы прессы по заказу тех же рекламодателей копировали особо выигрышные
40 IIansen P. Das Schaufcnster als Reklamespiegel. Der Reklame-Spiegel.
1930,№2.-8.4. 49 Cronau R. Das Buch der Reklame. - Leipzig, 1887. - В. I. S. 48.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
витринные фрагменты и тиражировали их в виде изобразительной рекламы. Распространившиеся но всему миру ангельские детские личики на кондитерских упаковках и коммерческих плакатах имеют истоком именно такие впечатления от созерцания витрин игрушечных магазинов Берлина, Мюнхена, Лейпцига.
Успехи витринной рекламы, в которой Германия добилась к началуXX в. выигрышных результатов, подкреплялись опытом расширенных торгово-промышленных выставок.
Выставки как общеевропейский рекламный жанр
Обзор развития рекламы в ведущих странах Западной Европы завершим явлением, характерным исключительно для рекламной эпохи Нового времени. Это выставка, постепенно преобразовавшаяся в коммерческой сфере в выставку-продажу, а сегодня часто именуемая выставкой-ярмаркой.
Истоки этой рекламной формы исследователи находят во Франции середины XVII в., когда в целях привлечения покупателей ученики монастырских школ и ремесленных мастерских собирали в одном месте свои лучшие работы и демонстрировали их желающим в течение одной или двух недель. "С возникновением мануфактур,— пишет современный теоретик дизайна,- появляются местные торговые выставки, где демонстрировалась произведенная ими продукция — ткани, гобелены и т. п. Позднее эти выставки приобрели общенациональное значение"50.
Одна из первых общенациональных демонстраций экономических успехов государства была предпринята наиболее продвинутой в этом отношении страной — Англией в 1756 г. Лондонская экспозиция получила всеевропейский резонанс. В 1763 г. организована выставка национальных достижений в Париже, через два года — в Дрездене (1765 г.). Столицы других немецких княжеств последовали этому престижному примеру. В 1786 г. организуется торгово-промышленная выставка в Берлине, в 1788 г. — в Мюнхене, в 1790 г. — в Гамбурге 51.
Так были заложены основы одного из наиболее дорогих и трудоемких видов рекламного демонстрирования товаров, услуг
"и Любомирова Е. Е. Всероссийские художественно-промышленные выставки второй половины XIX века и формирование проектной культуры// Техническая эстетика. Труды ВНИИТЭ. - М., 1989. Вып. 59. - С. 88.
"1 Paneth Е. Entwiklung der Reklame vom Altertum bis zum Gegenwart. — Munchen und Berlin, 1926. - S. 165.