Глава б. развитие западноевропейской рекламы в xix в. 183
одному из лондонских магазинов, продающих кружева. Гравированная иллюстрация образцов этого изысканного товара действовала весьма притягательно и считалась одним из рекламных шедевров начала столетия.
Но, пожалуй, наиболее новаторскую линию и в журналистике, и в рекламе открыли издания, непосредственно связанные с индустриализацией страны. Одним из первых был The Mechanic's Magazine ("Журнал механики"), вышедший в свет в мае 1823 г. и успешно создававший общественное мнение в поддержку технических новаций, индустриальных изобретений и тех корпораций, которые внедряли изобретения в производственный процесс, наращивая потребительский рынок.
Такие издания, как The Mining Journal (Торное дело") (1835 г.) и The Iron and Coal Trades Review ("Обозрение железоделательного и угледобывающего предпринимательства") (1866 г.) делали первые шаги в разработке специализированных рекламных текстов институционального типа, информирующих самих производителей относительно текущей промышленной и торговой конъюнктуры, ситуациях на рынках сырья и комплектующих изделий.
В 1872 г. оперативные данные на этом поприще публикует The Machinery Market ("Рынок машин"), обсуждая, в частности, степень целесообразности организации на Британских островах международных выставок достижений промышленности 5.
В то же время английские рекламисты трудились над популяризацией особо изысканной продукции. Нашло деятельное продолжение начинание Дж. Белла в обращениях к женской аудитории. Таковой стала Ladies Newspaper ("Газета для дам"), выходившая с 1847 г, и The Queen ("Королева") - с 1861 г. Первая стремилась избегать рекламных текстов, вторая же их активно печатала, сообщая, главным образом, о появившихся на прилавках новинках домашней утвари, модной бижутерии, галантерейных товарах, драгоценностях. В 1885 г. в свет вышла газета The Lady, где первоначально имелась только одна колонка "Обмены и продажи", но вскоре она разрослась до полной страницы. Затем этому популярному изданию составила основательную
конкуренцию "Женская страница", появившаяся в 1896 г. в газете Daily Mail 6.
Elliott В. A History of English Advertising. London. - 1962. - P 181 188 "Там же. Р. 176.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Начало иллюстрированной рекламы в прессе
Английская периодическая печать в XIX в. активно использует иллюстрации, применяя их также и ради привлекательности :
рекламных текстов. Первая рекламная иллюстрация в газете т появилась еще в 1680 г. Это был небольшой гравированный оттиск индийского фонтана, действовавшего во дворе таверны и ' привлекавшего посетителей 7. Начинание подхватила первая ежедневная газета The Daily Courant, начавшая выходить в марте 1702 г. Через год здесь была опубликована серия иллюстраций, посвященных новоизобретенной машине для изготовления шоколада 8. В большинстве случаев подобные иллюстрации были размером с почтовую марку.
Публикацию крупноформатных иллюстраций на темы рекламы открыл журнал "Фермер" в 1774 г. Здесь изображались необходимые в фермерском хозяйстве машины, сообщались имена и адреса их производителей. Подобные иллюстративные пробы, осуществлявшиеся в английской прессе на протяжении XVIII в., стали предпосылкой использования рисунков на страницах газет и журналов в XIX в. Однако существовали факторы, противостоящие данной тенденции. Прежде всего это прославленный английский консерватизм взглядов на некоторые (далеко не все) явления. В данном случае наиболее привычной, освоенной и удобной для газет формой публикации объявлений был так называемый "want ad type". Имеется в виду оборот: "I want to buy any books" ("Мне нужно несколько книг", "Я хотел бы приобрести несколько книг"). Сочетание "I want" открывало столбцы рубричной рекламы, выглядевшей крайне монотонно. Эти столбцы начали оживлять инициалами, звездочками, "указующими перстами", но "want ad type" сохранялся. И в начале XIX в. первая полоса лондонской Times была сплошь заполнена объявлениями типа "I want", как и сто лет назад.
Прорыв иллюстраций в газетную рекламу XIX в. происходит посредством "освоения опыта" гравированных летучих листков, а особенно журнальных иллюстраций.
Первым в Европе иллюстрированным журналом, ориентированным на массового читателя, стал английский Penny Magazine ("Журнал за пенни"), вышедший в 1832 г. К концу этого года его тираж достиг Двухсот тысяч экземпляров. Появлявшаяся здесь
7 Elliott В. A History of English Advertising. London. - 1962. - P. 89.
8 Там же. Р. 90.