Глава б. развитие западноевропейской рекламы в xix в. 183

одному из лондонских магазинов, продающих кружева. Гравиро­ванная иллюстрация образцов этого изысканного товара действо­вала весьма притягательно и считалась одним из рекламных ше­девров начала столетия.

Но, пожалуй, наиболее новаторскую линию и в журналис­тике, и в рекламе открыли издания, непосредственно связанные с индустриализацией страны. Одним из первых был The Mechanic's Magazine ("Журнал механики"), вышедший в свет в мае 1823 г. и успешно создававший общественное мнение в поддержку техни­ческих новаций, индустриальных изобретений и тех корпораций, которые внедряли изобретения в производственный процесс, на­ращивая потребительский рынок.

Такие издания, как The Mining Journal (Торное дело") (1835 г.) и The Iron and Coal Trades Review ("Обозрение железоделательного и угледобывающего предпринимательства") (1866 г.) делали пер­вые шаги в разработке специализированных рекламных текстов институционального типа, информирующих самих производите­лей относительно текущей промышленной и торговой конъюнк­туры, ситуациях на рынках сырья и комплектующих изделий.

В 1872 г. оперативные данные на этом поприще публикует The Machinery Market ("Рынок машин"), обсуждая, в частности, сте­пень целесообразности организации на Британских островах меж­дународных выставок достижений промышленности 5.

В то же время английские рекламисты трудились над по­пуляризацией особо изысканной продукции. Нашло деятельное продолжение начинание Дж. Белла в обращениях к женской аудитории. Таковой стала Ladies Newspaper ("Газета для дам"), вы­ходившая с 1847 г, и The Queen ("Королева") - с 1861 г. Первая стремилась избегать рекламных текстов, вторая же их активно печатала, сообщая, главным образом, о появившихся на прилав­ках новинках домашней утвари, модной бижутерии, галан­терейных товарах, драгоценностях. В 1885 г. в свет вышла газета The Lady, где первоначально имелась только одна колонка "Обме­ны и продажи", но вскоре она разрослась до полной страницы. Затем этому популярному изданию составила основательную

конкуренцию "Женская страница", появившаяся в 1896 г. в газете Daily Mail 6.

Elliott В. A History of English Advertising. London. - 1962. - P 181 188 "Там же. Р. 176.

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

Начало иллюстрированной рекламы в прессе

Английская периодическая печать в XIX в. активно исполь­зует иллюстрации, применяя их также и ради привлекательности :

рекламных текстов. Первая рекламная иллюстрация в газете т появилась еще в 1680 г. Это был небольшой гравированный оттиск индийского фонтана, действовавшего во дворе таверны и ' привлекавшего посетителей 7. Начинание подхватила первая ежедневная газета The Daily Courant, начавшая выходить в марте 1702 г. Через год здесь была опубликована серия иллюстраций, посвященных новоизобретенной машине для изготовления шо­колада 8. В большинстве случаев подобные иллюстрации были размером с почтовую марку.

Публикацию крупноформатных иллюстраций на темы рек­ламы открыл журнал "Фермер" в 1774 г. Здесь изображались необ­ходимые в фермерском хозяйстве машины, сообщались имена и адреса их производителей. Подобные иллюстративные пробы, осуществлявшиеся в английской прессе на протяжении XVIII в., стали предпосылкой использования рисунков на страницах газет и журналов в XIX в. Однако существовали факторы, противо­стоящие данной тенденции. Прежде всего это прославленный английский консерватизм взглядов на некоторые (далеко не все) явления. В данном случае наиболее привычной, освоенной и удобной для газет формой публикации объявлений был так назы­ваемый "want ad type". Имеется в виду оборот: "I want to buy any books" ("Мне нужно несколько книг", "Я хотел бы приобрести несколько книг"). Сочетание "I want" открывало столбцы рубричной рекла­мы, выглядевшей крайне монотонно. Эти столбцы начали ожив­лять инициалами, звездочками, "указующими перстами", но "want ad type" сохранялся. И в начале XIX в. первая полоса лондонской Times была сплошь заполнена объявлениями типа "I want", как и сто лет назад.

Прорыв иллюстраций в газетную рекламу XIX в. происходит посредством "освоения опыта" гравированных летучих листков, а особенно журнальных иллюстраций.

Первым в Европе иллюстрированным журналом, ориентиро­ванным на массового читателя, стал английский Penny Magazine ("Журнал за пенни"), вышедший в 1832 г. К концу этого года его тираж достиг Двухсот тысяч экземпляров. Появлявшаяся здесь

7 Elliott В. A History of English Advertising. London. - 1962. - P. 89.

8 Там же. Р. 90.


Наши рекомендации