Глава 4. новый этап рекламной деятельности в западной европе и североамериканских колониях 125
тов, в том числе и таких, которые призывали британцев принять участие в колонизации новых земель.
Один из ведущих современных американских социологов массовых коммуникаций Дэниэл Бурстин не без доли юмора писал, оглядываясь на эти времена: "Никогда не было более неточной, плохо организованной рекламной кампании, чем та, благодаря которой поселенцы прибывали в Америку. Брошюры, публиковавшиеся в Англии в XVII веке, были полны обнадеживающих аргументов, наполовину истинных, наполовину лживых со мнолсеством дутых фактов. Золото и серебро, оленина без ограничений, обилие рыбы, повсеместно бьющие источники молодости, — все это было обещано и кое-что обретено. Таким образом, Америку населяют люди, которые поверили рекламе, — таков был естественный отбор приехавших" 47.
Приехавшие привозили с собой привычные деловые, коммерческие традиции. Естественно, первый колониальный период в развитии североамериканской рекламы в основном дублировал рекламный опыт метрополии. На протяжении XVII в. становится обычным делом использование вывесок, а с 1660 г. сохранились образцы афиш и постеров, расклеиваемых на постоялых дворах и в других местах скопления народа.
Попытка англичанина Харриса основать еженедельный выпуск новостей в 1690 г. оказалась не слишком успешной. Периодическая пресса в Северной Америке берет начало с 1704 г. И с этого же времени в газетах публикуется реклама. К .моменту утверждения независимости на территории Новой Англии насчитывалось 43 еженедельника, а в 1784 г. в Нью-Йорке вышла и первая ежедневная газета тиражом в тысячу экземпляров. В ней из 16 столбцов — 10 отдано рекламе. 48 Как пишут американские историки журналистики, газетная реклама до конца XVIII в. выглядела невыразительно из-за чрезвычайной ограниченности типографских возможностей. Все оборудование, шрифты, бумага поступали из-за океана и стоили дорого, между тем повышать цену издания также было невозможно из-за низкой покупательной способности населения.
Рекламные тексты в газетах шли "вподборку" с минимальными полями и почти без просветов ради экономии бумаги. Это про-
Boorstin D. Advertising and American civi lisation//Advertisine and Society New York, 1974.-P.12.
Coodrum Ch. and Dalrymple H. Advertising in America. The First 200 tears New York, 1990.-P. 13.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Илл.9. Первые шаги американской рекламы опирались на опыт метрополии. Так выглядел живописец английских и американских вывесок в начале XVIII столетия. |
должалось в первые десятилетия обретения независимости вплоть до начала XIX в. Нация, вскоре ставшая мировым лидером в сфере рекламотворчества, пока что брала разгон.
Каковы же были основные объекты рекламирования в трудный колониальный период? На первом месте — купля-продажа земельных участков, домов, недвижимости, на втором — объявления, связанные с розыском бежавших рабов и слуг, на третьем — сообщения о прибытии и отправке судов. Этот комплекс из трех ведущих рекламных сюжетов занимал 80% общего потока, а
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ127
остальные 20% представляли собой списки товаров, предлагаемых к продаже, и публикуемых книг 49. Как видим, развитие рекламного процесса в главной английской колонии повторяло основные черты его становления в метрополии.
Здесь, подобно Теофрасту Ренодо во Франции, Джону Хоуто-hv в Англии, был свой провозвестник будущего расцвета рекламы, зачинатель ее новых форм. На почетный пьедестал "отца рекламы" в США ныне возводят знаменитого ученого, общественного деятеля и журналиста Бенджамена Франклина. "Его Gazett, появившаяся в 1729 г., добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламных публикаций среди всех газет колониальной Америки"^. Завоеванию популярности этим изданием способствовало то, что Франклин, физик-экспериментатор, творчески подошел и к формам рекламных обращений, к верстке газетных полос. Сплошные столбцы рубричной рекламы он расслоил гравюрными изображениями и окружил выразительно набранные заголовки чистым пространством — "воздухом". Полоса "заиграла", реклама стала восприниматься намного результативнее.
Новаторство Франклина, однако, в ту пору не было воспринято соотечественниками. Вплоть до начала XIX в. можно говорить о "колыбельном" периоде американской рекламы.
Осмысление недостатков рекламной деятельности
Вернемся в Европу. Здесь первые иллюстрации в газетной рекламе появляются в 1680 г., однако долгое время они носят случайный характер. Наиболее популярен в газетах тип рубричной рекламы: краткие объявления, публиковавшиеся "в подборку". Однако после Джона Хоутона и развернутые рекламные тексты постепенно набирают популярность.
Общий рекламный поток в средствах массовой информации к началу XIX в. оказывается столь массивен и вездесущ, что вызывает необходимость его осмысления и законодательного упорядочения. Негативные стороны рекламы умножались столь же быстро, как и она сама. Игра мыслями и чувствами потребителей, заведомое искажение истины, эмоциональный пережим и ценностный перебор грозили перехлестнуть все границы благопристойности. Было признано необходимым строгое правовое регла-
Goodrum Ch. and Dabymple H. Advertising in America. The First 200Jears. —
New York, 1990. - P. 13.
Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1991. — С. 515.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
меитироваиие рекламной деятельности. Едва ли не первым в ряду таких попыток находится закон, принятый английским парламентом в 1752 г. Закон предписывал, что предметом объявлений, публичных предложений должны быть только надежные, достойные вещи, будь то товар, репутация фирмы или личности. Тех же, кого уличат в обмане или даже невольном введении в заблуждение сограждан, оштрафуют для начала на 50 фунтов стерлингов.
Этот закон запрещал публикацию объявлений типа "no question" — "без вопросов". Они выглядели приблизительно так: "Прошу вернуть такие-то украденные вещи. Лишних вопросов задано не будет". Газетчики, которые не кормились от этого типа рекламы, выяснили, что посредством таких объявлений координируется скупка и дальнейшая реализация краденых вещей. Развитие массовой информации переживало очередной кульбит: первоначальные замыслы "во благо" (вспомним: еще древние глашатаи старались сообщать о потерянных вещах) начинали служить "во зло" и требовать упорядочивающего и ограничивающего вмешательства.
Во второй половине XVIII в. на жизнь рекламы обращают внимание серьезные исследователи-публицисты. Саркастические замечания относительно негативных сторон рекламной деятельности высказывают Дж. Аддисон и Дж. Свифт, Генри Филдинг, а также Сэмюэл Джонсон, который писал в журнале The Idler ("Бездельник") 20 января 1761 г.: "Рекламы так много, что она оказывает отрицательное воздействие на общество. Она привлекает внимание преувеличенными обещаниями, речами, подчас патетическими. Обещания, большие обещания — душа рекламы"151.
Этому суждению не откажешь в прозорливости, хотя до кардинального расцвета рекламной деятельности в Западной Европе и Северной Америке оставалось еще более столетия. О нем пойдет речь в заключительных главах этой книги.
51 Elliott В. A History of English Advertising. - London, 1962. - P. 109.