Глава 4. новый этап рекламной деятельности в западной европе и североамериканских колониях 111
отпечатана дата. На знаке изображен не только герб, но и сам владелец — на коленях перед своим святым патроном. Это, таким образом, и первый известный нам портретный экслибрис" 24.
От эпохи Возрождения остались экслибрисы, исполненные великими художниками Альбрехтом Дюрером и Лукасом Крана-хом Старшим. Имеются 7 проектов и 13 тиражированных книжных знаков Альбрехта Дюрера. Первый среди них создан в 1500 г. для ученого, гуманиста и библиофила Виллибальда Пиркхейме-ра. Здесь помещен рисунок его родового герба с девизом "Sibi et amicis" ("Себе и друзьям"). Было бы отлично, если б современные библиофилы следовали такому девизу, давая для чтения книги друзьям.
Не являясь рекламой в чистом виде, любой экслибрис содержит ее элементы. Это знак собственности, совмещенный с индивидуальной самооценкой. Художественное решение этих миниатюр, начиная с Дюрера, символически воплощает духовные и социальные ориентации книговладельцев. Мир экслибрисов богат графическими шедеврами и пополняется ими в наши дни.
Начало журналистики в Европе
Как уже не раз упоминалось, рекламная деятельность — своеобразное ответвление потока массовой информации и, естественно, любые преобразования в этом потоке влияют на бытие рекламы. Изобретение книгопечатания, усовершенствовав весь информационный обмен в социуме, породило и новые возможности рекламного творчества. Они заявили о себе рождением новых рекламных жанров: многотиражного летучего листка, комплексной гравированно-текстовой афиши, печатных рекламных объявлений.
Однако это были лишь первые последствия "типографической эпохи" для судеб рекламы. Предстояла очередная поворотная веха в определении этих судеб: образование периодической печати — журналистики. Именно посредством этого социального института, сформировавшегося в первом десятилетии XVII в., происходит упорядочение массовой информации во времени и пространстве.
Упорядочение во времени означало четкую периодичность в публикации оперативных новостей, членение квантов информации
-4 Немировский Е, Л, Мир книги. С древнейших времен до начала XX века. — М., 1986. - С. 100.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
по определенным временным интервалам: полугодию, месяцу, неделе (ежедневная газета появилась только полвека спустя). Усилия , первых создателей прессы (ими чаще всего были типографщики и почтовики) успеть "за временем" запечатлены профессиональной этимологией. Современное немецкое слово "Zeitung" — "газета" происходит от корня "Zeit" — время, французский корень "jour" — "день" дал жизнь понятию "journal", означавшему в XVII в. именно ;
газетное издание. Даже в России первая протогазета "Куранты" имела в основе обозначение времени. Имелись "Corantos" и в Англии. Но излюбленным видом обозначения ранней периодики в этой стране было слово "Mercury", переводившееся — "вестник".
Деятельность информационных бюро
Первыми попытками пространственного упорядочения распространения новостей явилась организация информационных бюро. Их представляли небольшие группы людей, специализировавшиеся на сборе и распространении оперативной информации с помощью первоначально рукописных, а затем и печатных летучих листков. Рекламное использование таковых мы показали ранее. Исходное упоминание о деятельности информационных бюро в Европе относится к Венеции 1530 г. Венецианская республика находилась в расцвете могущества, обеспечивая своим флотом морскую торговлю с восточными странами. "В XVI;
столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и •• золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях, продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цечс "scnttori d'avisi" (переписчики новостей), которые вскоре появляются и в Риме под названием "novellanti или gazettanti" 25.
Пареллельно с информационным бумом в Венеции пыталась наладить упорядоченную доставку оперативной информации до своих филиалов богатейшая торгово-промышленная компания немецких предпринимателей Фуггеров. Начиная с 1568 г. в течение нескольких десятилетий здесь регулярно пересылаются из Аугсбурга в отделы фирмы Ordinari Zeitungen. (Это можно перевести как "Регулярный временник"). Протогазета Фуггеров содер-
Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. — СПб., 1907. — Вып. 2. С. 13.
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ113
,^1 1 и.! |
жит "сообщения, касающиеся урожаев, цен, иногда сообщения в виде объявлений и длинный перечень венских фирм (как и где можно купить разные предметы в Вене)" 26. Этот опыт длится до 1604 г. Публикации Фуггеров собраны в 28 томах, которые, по имеющимся данным, хранятся в Венской библиотеке 27.
Общеевропейские тенденции развития массовой информации и рекламы по-своему осуществляются в Британии. Многие сановники, министры, богатые купцы держали у себя на жалованье собирателей новостей, которые составляли для них рукописный информационный бюллетень. Заказчиками были также владетельные лендлорды. Еженедельно получая подобные бюллетени, они распространяли их среди друзей и знакомых. Авторы этих информационных посланий брошюровали их в маленькие книжечки, оставляя одну-две страницы свободными. Чистые полосы предназначались для заполнения их внутренними известиями, в том числе и рекламными извещениями.
Такое недостаточно систематичное информационное обслуживание населения предложили упорядочить два состоятельных джентльмена Артур Джордж и Вальтер Коуп. В марте 1611 г. они получают патент от короля Якова I на открытие офиса, названного The Publicke Register for General! Commerce, что можно перевести как "Всееобще доступный каталог главных коммерческих предприятий" 28. Предполагалось и открытие филиалов в других регионах, и уплата ежегодного налога в размере 40 фунтов стерлин-i ов. Инициатор предприятия Артур Джордж через месяц опубликовал подробный комментарий к полученному патенту, в котором высказал надежду, что его детище активизацией информационного обмена будет способствовать совершенствованию свободной торговли и расширению предпринимательства. Однако задуманное дело не получило продолжения — слишком сильным оказалось противодействие со стороны блюстителей традиций. И не только их. Занявшие прочные позиции торговцы и ростовщики не были заинтересованы в переходе на большую открытость. Идея заглохла, так и не осуществившись.
Однако ее подхватил французский медик Теофраст Рено д о, поддержанный влиятельным духовенством, в том числе и знаменитым кардиналом Ришелье. Уже в 1612 г. он получил
-° Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. — СПб., 1907. — Вын. 2. С. 16. ' Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и
России.-СПб., 1906.-С. 111. 28 Elliott В. A History of English Advertising. - London, 1962. - P. 13.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
патент от Людовика XIII на открытие информационного бюро. Однако противодействие в придворных кругах Парижа этому новшеству было не меньшим, чем в Лондоне.
Понадобилось 17 лет, чтобы задуманное смогло осуществиться. Только в 1629 г. стало возможным поместить на видных местах французской столицы следующие объявления:
"С разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять и т. д. К сведению господ, желающих нанять прислугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место... просим обратиться в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра до шести вечера..." 29.
Примечательно, что услугами Адресного бюро мог воспользоваться любой желающий в среднем за три су. Статья XIII королевского постановления гласит: "Адресное бюро должно быть только посредником между бедняком и богатым, между врачом и больным... и посредником бесплатным, насколько это возможно..."
Ю. В. Попов комментирует это событие так: "...Можно сказать, что Т. Ренодо заложил основу рекламного агентства, давая необходимое место для различных объявлений и предложений" 30. Народ окрестил его "конторой встреч". В ноябре 1630 г. подлинный правитель Франции кардинал Ришелье после личного знакомства с деятельностью Адресного бюро дал официальное разрешение распространять информацию на всей территории Франции. Это стало побудительным фактором для издания первой французской еженедельной газеты, которая начала выходить 30 мая 1631 г. Получившая наименование Gazett, она публиковала официальные новости из Франции и разнообразную событийную информацию из различных стран. Ее тираж первоначально составлял 1200 экземпляров. С первых номеров здесь появляются развернутые рекламные тексты.
Параллельно с газетой продолжали издаваться "Листки Адресного бюро". Например, в № 15 от 1 сентября 1633 г. содержится реклама о продаже земельных участков и домов, мебели и домашних принадлежностей, также о рабочих вакансиях. Эти листки выходили в среднем один раз в декаду, но в отличие от самой газеты не регулярно 31.
9Q
"9 Попов Ю. Теофраст Ренодо — основатель французской журналистики//
Вестник МГУ. Сер. Журналистика. - 1978, № 4. - С. 38. 00 Там же. 31 ElliottB. A History of English Advertising. - London, 1962. - P. 19.
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ115
Между тем и в Англии возобновились попытки создать информационно-рекламное бюро. В 1637 г. необходимый патент получил капитан Роберт Иннис от короля Карла I. Но разразившаяся вскоре гражданская война вновь не дала возможности укорениться этому начинанию, тем более что сам доблестный капитан Роберт Иннис пал смертью храбрых, сражаясь за короля. Третья попытка создания бюро относится уже к 1648 г.
Как видим, организация рекламно-информационного офиса в Лондоне задерживалась, однако в основании периодической прессы Англия обогнала Францию. Но еще успешнее в создании периодики шли дела на немецкой земле. Преемницей "временников" Фуггеров в Аугсбурге стал еженедельник, образцов которого не сохранилось, а в Страсбурге в 1609 г. начали выходить еженедельные Relation aller furnemen und gedenkwurdigen Historien, которые издавал Иоганн Каролус 32. Перевести заголовок можно так:
"Сообщения о важных и достопамятных событиях".
В Англии попытки основать еженедельную периодику восходят к 1621 г., когда Уильям Арчер печатает первые английские Coranto, содержащие только иностранные новости. Начинание, однако, не справилось с задачей периодичности, но этому примеру последовал книгопродавец и памфлетист Натаниэл Баттер.
Начало газетной рекламы
Освоившись в информационной технологии и взяв в соратники Николаев Бурна, именно Н. Баттер стал создателем полноценных еженедельных лондонских News, первый номер которых датируется 2 августа 1622 г., а уже 23 августа он публикует текст, призванный прорекламировать начатое издание. Английские историки Г. Сэмпсон и Б. Эллиот называют именно это обращение к читателям "первой рекламой в английской прессе"'33'. Любопытно, что начинался этот текст утвердившимся оборотом siquis.
Реклама была отнюдь не лишней. Намерение Н. Баттера снабжать общество еженедельными новостями вызвало насмешки и непонимание даже со стороны творческих людей. Драматург и памфлетист Бон Джонсон, упоминавшийся нами в предыдущей главе, выпустил в свет памфлет Staple of News ("Новости как товар"), где утверждал, что "новость перестает быть новостью, будучи на-
32 Buchli Н. 6000Jahre Werbung. Bande 1-4. Berlin, 1962-67 гг. - В. 2. S. 252.
1)0 Eliiott. В. A History of English Advertising. - London, 1962. - P.22.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
печатанной". История, однако, доказала правоту Баттера, а не Джонсона.
Между тем в Gazett Теофраста Ренодо первые рекламные тексты известны только от 1631 г. До этого, как мы помним, его информационное бюро два года снабжало парижан рекламными листкам и афишами. Одно из первых объявлений в № 3 французской Gazett выглядело так:
"Все еще продолжается печатание большой великолепной Библии в 9 томах на восьми языках, хотя она подготовлена к изданию уже более года тому назад. Мы приглашаем все нации принять участие в этом издании и вполне добросовестно можем уверить их, что они останутся не менее довольны изданием, чем сибариты прекраснейшим пиршеством, обещанным за год вперед"34.
Преемственность традиций ощущается и в этом тексте: оповещение о книжных новинках лидировало среди иных направлений торгового информирования весь предыдущий век.
Второе объявление открывает газетную жизнь также для чрезвычайно популярной области рекламирования — медицинской:
"Нынешняя засуха благоприятно повлияла на качество минеральных вод. Здесь наиболее известны минеральные воды Форжа. Тридцать лет назад искусный врач Мартин ввел их в употребление, а потом публика полюбила их. Недавно королевский лейбмедик Бувар, познания, опыт и правдивость которого гарантируют справедливость его выводов, весьма высоко отозвался об этих водах и советовал Его Величеству пить их в качестве профилактики. Весь двор последовал примеру короля"3^.
Несмотря на несколько более раннее появление объявлений в английской газете, чем во французской, Беатрис Эллиот именно Теофраста Ренодо называет всеевропейским "отцом рекламы"36, поскольку в догазетном тиражном рекламировании ряд лет он не имел соперников.
В Лондоне же после трех не удавшихся попыток сформировать информационное бюро по типу французского, замыслы такого рода вынашивал яркий журналист, но крайне неустойчивый в политических воззрениях человек — Мэрчмопт Нидхэм. Он издавал роялистскую газету Mercurius Politicus, затем перешел на сторону Кромвеля и пользовался поддержкой его государст-
" ^ Плиский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. - СПб.,
1894. С. 9.
'-'" Корнилов Л., Фильчикова Н. От глашатая до неона. — М., 1978. — С. 27. 36 ElliottB. A History of English Advertising. - London, 1962. - P. 20.
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ117
венного секретаря, знаменитого поэта и памфлетиста Джона Мильтона. В литературе имеется ссылка на то, что именно в газете Нидхэма в январе 1652 г. опубликована первая газетная английская реклама. Мы видели выше, что это суждение убедительно опровергается. К концу протектората Кромвеля Нидхэм обратил свой профессиональный взгляд опытного журналиста на рекламную деятельность.
14 мая 1657 г. в печатном объявлении, расклеенном па улицах, он сообщил о создании конторы публичной рекламы (Office of Public Advice), восемь отделений которой открываются в различных частях Лондона и Вестминстера. Одновременно об этом сообщал Mercurius Politicus, подчеркивая ежепеделыюсть выхода печатного органа нового офиса и некоторые расценки — от 3 до 10 центов за объявление. Так возник профессионально организованный рекламный журнал под заголовком The Public Adviser, составивший веху в развитии английской и всеевронейской рекламы. Первый номер его датировал 19—26 мая 1657 г. и состоит из 16 страниц in octavo. Ведущие позиции в номере заняли сообщения о готовящихся к отходу кораблях, их водоизмещении, фамилиях капитанов, ценах на такелаж. За ними следовали обращения к лондонцам приобретать новомодные колониальные товары, в первую очередь — кофе.
Здесь также имелись оповещения о розыске бежавших слуг, потерявшихся собаках и кошках, утраченных вещах с надеждой на их возвращение владельцам. Например:
"В четверг ночью, 9 августа, потерялся негритенок, около 9 лет, волосы курчавые, в серой куртке — в приходе церкви св. Николая. Если кто-либо сообщит о нем сведения мистеру Беркеру (адрес), он будет вознагражден за усилия" 37.
Начало рекламных кампаний
Распространение в Европе колониальных товаров, новых напитков в виде чая, кофе, какао явилось прямым следствием эпохи Великих географических открытий и завоевания ранее неизвестных земель английской короной, заполнившее весь XVI в. Теперь, в середине XVII в., ведущие колониальные государства пожинали позитивные плоды своей экспансии. В Англии разразился подлинный бум в торговле заморскими товарами. Во множестве возникали на этой почве предпринимательские
37с,
Sampson И. A History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. - P. 72.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
союзы, коммерческие компании, акционерные общества. Они вступали между собой в ожесточенную конкурентную борьбу и чрезвычайно нуждались в популяризирующей их рекламе. Некто Эдварде, открывший торговлю кофе в Лондоне в 1652 г., публикует в The Public Adviser объявление, ярко отражающее дух эпохи:
"В Варфоломеевском проезде, с обратной стороны Старой биржи, обретается напиток, именуемый кофе, который очень полезен и целителен, обладает множеством достоинств, включая закрытие зубных трещин, помогает пищеварению, подъемлет дух, улучшает слух, помогает при глазных болезнях, простуде, кашле, туберкулезе, головной боли, опухолях, подагре, цинге и многом другом. Продается по утрам и в 3 часа пополудня"38,
Предприимчивый коммерсант не ограничился публикацией в прессе. Одновременно на улицах Лондона замелькали летучие листки, в центре которых крупный шрифт осведомлял любого колеблющегося: "The virtue of the coffee drink" ("Истинная суть кофе-пития") 39 и вновь расписывал жизненную необходимость употребления непривычного напитка.
В связи с подобным продвижением колониальных товаров в Лондоне в середине XVII в. можно говорить, на наш взгляд, о первых европейских рекламных кампаниях. Именно в этот период кофейни в Лондоне стали излюбленным местом времяпрепровождения городских жителей. Вплоть до середины XVIII в. эти заведения пользовались наибольшей популярностью. Отчасти потому, что многие из них стали важными информационными центрами новостей, слухов, деловых контактов.
Среди них знаменательная карьера предстояла припортовой кофейне Эдварда Ллойда. Корабельные купцы были завсегдатаями его заведения, где подавали, разумеется, не только кофе. Устный обмен новостями был насыщен, но мимолетен и постепенно перестал удовлетворять посетителей. Возникла идея совместно профинансировать еженедельный листок Lloyd's News. Вышедший в свет 1 сентября 1696 г. он подробно осведомлял читателей о ближайших рейсах, времени отправки и прибытия кораблей, типе грузов, ценах за такелаж. Рекламная информация перемежалась с припортовыми слухами и сплетнями, что привлекало читателей. Это начинание, как известно, преобразовалось со
38 Elliott В. A History of English Advertising. - London, 1962. - P. 39-40. 3(^ Sampson H. A History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. - P. 68.
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ119
временем в глобальную информационную и страховую контору для всех мореплавателей, действующую до настоящего времени.
Соперничество рекламных изданий
В последней трети XVII в. в Англии начинаются острые конкурентные столкновения на рынках сбыта не только между поставщиками товаров, услуг, зрелищ, но и между изданиями — распространителями рекламы. Против прав на распространение рекламной информации Мэрчмонта Нидхэма выступил Оливер Уильяме. В том же 1657 г., когда начал выходить The Publick Adviser Нидхэма, on основал свое агентство Office of Intelligence и начал издавать газету The Weekly Information. Через два года после открытия "информационно-рекламной войны" победа досталась Оливеру Уильямсу. Но вскоре и у него появился сильный конкурент в лице талантливого журналиста Роджера Л'Эстренд-жа. После ряда начинаний на ниве журналистики с июня 1666 г. он предпринимает специализированное рекламное издание Public Advertisements, которое было пресечено лондонским пожаром в сентябре 1666 г.
Но именно этот журналист пришел на помощь многим погорельцам, опубликовав в официозе London Gazett следующее уведомление:
"Те, кто поселился в новых жилищах за время, прошедшее после пожара, и желает опубликовать место своего пребывания для удобства своей переписки или же дать объявление о потерянном или найденном имуществе, может обратиться в угловой дом на Блумсбери или на восточную сторону большой площади перед домом достопочтенного лорда-казначея. Там производится прием и публикация таких объявлений"40.
Этому инициативному человеку принадлежит и один из первых опытов бесплатного распространения газетной рекламы. City Mercury от 30 марта 1673 г. сообщает от его имени:
"Из-за того что объявления, важные для всех, не до всех доходят, будем передавать тысячу экземпляров этой газеты каждый понедельник в книжные и другие лавки, в людные кофейни Лондона и Вестминстера, а также посылать в главные города Англии. Приглашаются давать объявления все продающие, покупающие, что-либо потерявшие и т. п."41.
London,1874. |
Sampson H. A History of Advertising from the earliest Times. -
41 т р'77" i ам же.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Отец английской рекламы
Тем временем на арену английской журналистики и рекламы выходит Джои Хоутон — фигура, сопоставимая, на наш взгляд, с фигурой Теофраста Ренодо на предыдущем этапе развития рекламной и журналистской коммуникации. Совпадают и начальные профессии этих коммуникативных лидеров: Ренодо начинал с врачебной практики, Хоутон был аптекарем. Его первый выход па арену публичного слова состоялся в 1677 г., когда он издал свой памфлет "Великая английская надежда", где уповал на лидерство своей страны в предпринимательстве и торговле. Дабы принять посильное участие в достижении данных целей, Джон Хоутон предпринял издание ежемесячника, посвященного дело вой информации с некоторым количеством рекламы. После зна0 чительного перерыва в издании, связанного с недостатком финансовых возможностей, Хоутон издает еженедельник A Collection for Improvement of Husbandry and Trade — "Собрание известий ради развития предпринимательства и торговли". Первый номер вышел 30 марта 1692 г. С небольшим перерывом данное "Собрание" выходило более десяти лет, вплоть до 1703 г., что можно считать по тем временам долгожительством.
Сопротивляясь засилью рекламы в своем респектабельном еженедельнике, Джон Хоутон под давлением обстоятельств решился на беспрецедентный в массовой коммуникации шаг — публикацию интимной межличностной рекламы. В июле 1693 г. появляется его редакционная врезка, где Хоутон ручается за полную добросовестность публикуемых обращений и соблюдение их полной конфиденциальности. В одном из первых объявлений на эту тему сообщается:
"Джентльмен 30 лет, который говорит, что имеет очень хорошее поместье, охотно сочетался бы браком с юной леди, имеющей состояние 3000 фунтов или около того. Он готов обеспечить сделку договором" 42.
В комментарии издатель заверяет, что это подлинное объят'8'-' ление и может оказаться очень полезным, составив счастье двоиЧ Через несколько дней Хоутон вновь заявляет свою позицию:
"Эти предложения о браке — подлинны, и я обещаю обращаться г ними и подобными столь серьезно и осмотрительно, что никто не смо
4" Sampson И. A History of Advertising from the earliest Times. — Londos:
1874. - P.480.
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ121
Щ s |
бы и с лучшими друзьями обсуждать эти вопросы более доверительно, какое бы положение ни занимали те, кто дал объявления" 43. А еще через несколько недель Хоутон добавляет новый штрих в отношениях с клиентами и читателями издания:
"Я знаю несколько мужчин и женщин, чьи друзья охотно бы вступили с ними в брак. Я буду время от времени узнавать о тех, кто близок к согласованию, и заверяю, что буду действовать со всей возможной секретностью. Даже родители молодых людей, обратившихся ко мне, не могли бы больше печься об их благе, Чем большее число обратится ко мне, тем лучше я буду в состоянии всех обслужить"44.
Таким образом, привычка устраивать личные отношения через прессу утвердилась в Англии в конце XVII в. , Пример не остался без подражания — к середине XVIII в. фрачные объявления распространяются в большинстве стран Европы. Содержание их часто представляет собой странную смесь наивности и цинизма. Вот образец таких обращений из Германии в пересказе исследователя:
"Молодая, красивая особа, слишком поспешно доверившаяся обещаниям во всех других отношениях порядочного молодого человека и находящаяся в положении, заслуживающем всяческого снисхождения, желает как можно скорее выйти замуж, но в другом городе за мужчину, которому приданое в 22 тысячи гульденов было бы достаточным возмещением за то, что он даст свое имя ребенку, обязанному своим происхождением наивной, но честной доверчивости"45.
Вернемся к опыту Джона Хоутона, которого неоднократно цитировавшийся нами Генри Сэмпсон склонен наречь титулом "отца английской рекламы". И не только за "изобретение" брачной рекламы, но, главным образом, за включение в рекламные тексты [ичностной тональности и личного ручательства за добросовестность публикуемых сведений. На фоне растущего количества puff-рекламы (надувательская реклама), о чем мы скажем ниже, такая позиция выглядела и необычно, и весьма достойно. Этот издатель публикует подборки реклам от своего имени и лично ручается за качество рекламируемых предметов. Многие из них начинаются с оборота "I want" ("мне нужно"). За этим оборотом следуют шросы, поступившие к издателю, изложенные от первого лица:
40 Sampson H. A History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. - P. 480-481.
44 Там же.
45 ФуксЭ. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. — М., 1994. — С. 272-273.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
"Мне нужен негритенок — хороший домашний столяр и сапожник". "Мне нужен мальчик 14—15 лет, который аккуратен и может смотреть за париком".
Разумеется, и черный и белый мальчики нужны не самому издателю, но он как бы полностью идентифицируется с рекламодателем, говорит от его лица. Эта тональность еще более ощутима в рекламе такого типа:
"Кто хочет доброй выпивки — тому я могу помочь, так как имею информацию о весьма хорошем местечке для таковой".
"С удовольствием я прочитал эту книгу и думаю, что она всем понравится".
Мы наблюдаем нарастание эмоциональных и оценочных факторов в конструкции рекламного текста. Доброжелательная похвала из уст уважаемого популярного человека несет суггестивную нагрузку, настоятельно побуждает к необходимому выбору. Стремление Хоутона привлечь аудиторию нередко обращается в заигрывание с ней. Время от времени он заверяет на страницах своей газеты, что будет счастлив выполнить любые прихоти своих клиентов.
Надувательская реклама
Нельзя сказать, чтобы этот стиль Хоутона нашел много подражателей. Скорее напротив: в XVIII в. европейскую рекламу захлестывает изобилие неправдивой, подчас явно надувательской рекламы. Однако ей многие верили и создатели таковой часто получали неплохие барыши.
На первое место по производству дутой рекламы на рубеже веков в Англии становились те самые кофейни, которые вписали также и славные страницы в общий коммуникативный процесс. Здесь сочинялись оперативные hand-bills, т. е. листки, передававшиеся из рук в руки, иногда изготовлявшиеся-переписчиками, а не печатниками из соображений дешевизны. Стены кофеен обклеивались завлекательными афишами, по большей части варьировавшими тему "чудесных исцелений". Отсюда подобные тексты зачастую попадали и на страницы серьезных газет.
Среди "медицинских обманов" всеевропейскую известность получила афера "Небесной кровати" доктора Грэхэма. Ее долго-временность можно сопоставить с длительностью процветавшей в наши дни рекламы "МММ". Доктор заявлял об изобретении "Замка здоровья", где имелось особое ложе, на котором бездетные супруги всего за 100 фунтов стерлингов могли зачать ребенка, Рекламная кампания "Замка здоровья" длилась с 1788 по 1791 г.,