Глава 4. новый этап реиланноидеятельности в западной европе и североамериканских колониях 101
Диссидентские религиозные идеи распространяются по Европе XVI в со скоростью лесного пожара, а главными "поджигателями" таковых являются публицистические и рекламные тексты.
Среди объектов печатной рекламы на начальном этапе главенствующее положение занимают типографские сообщения об имеющихся по тому или иному адресу книжных новинках, а также наборы оперативных и кратких известий в летучих листках. Именно в недрах книготорговой деятельности активно развивается жанр печатного объявления, постепенно сменяющий рукописный siquis. Одно из первый подобных объявлений о своих изданиях сделал типограф Генрих Эггештейн в Страсбурге в 1466 г. Около 1470 г. его примеру последовали не менее четырех типографий в Майнце, Базеле, Страсбурге, Риме. А еще через несколько лет обратились к жанру печатного объявления английский издатель Уильям Кэкстон, немецкий — Антон Кобергер и венецианский — Эрхард Ратдольт 4. Объявления этого времени, которые приводит Г. Сэмпсон, звучали так:
"Приходи, богатый и бедный, эта блистательная книга продается по очень малой цене". Или: "Тот, кто хочет купить книги захватывающего содержания, должен прийти по следующему адресу" ^.
В ходе дальнейшего оповещения о деятельности типографий краткий вербальный текст объявления преобразуется в развернутое перечисление последних изданий, создавая новые печатные рекламные жанры — каталог, проспект и прейс-курант (прайс- лист). Например, в объявлении Петера Шеффера (преемника Гутенберга в Майнце), вывешенном для всеобщего обозрения в 1470 г., перечислялась 21 книга с аннотациями по типу современных проспектов. Кроме того сообщалось, что книги напечатаны тем же шрифтом, что и вывешенный проспект 6. Уильям Кэкстон добавлял к своим объявлениям фразу: "Просьба не срывать!". Он располагал их обычно у входа в собор, в университет, на зданиях гостиниц. И также уведомлял потенциальных читателей о шрифте, которым исполнена книга 7.
4 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. — С.118.
5 Sampson H. A History of Advertising from the earliest Times. - London, 1874. — P. 51.
r*
0 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. —
С. 118. 7 Там же. С. 174.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Илл. 6. Книготорговый рекламный листок, сочетающий гравюрное изображение и печатное объявление. Афишируется рыцарский роман "Прекрасная Мелузина".
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ103
Римские издатели около того же, 1470 г. снабжали рекламное объявление данными о ценах и тираже (обычно до 300 экз.) 8. Их примеру последовал знаменитый венецианский типограф и ученый Альд Мануций. "Напечатав свои первые 15 греческих книг, Альд в 1498 г. издал их каталог с приведением цен" 9, введя тем самым в широкий оборот жанр п рейс-курант.
Книга получает спрос, и ее продажа уже не ограничивается стенами типографии. Известен выпущенный в 1500 г. в Меммин-геме (Германия) список двух сотен "продающихся книг, напечатанных в Венеции и Нюрнберге" 10, то есть полноценный
КАТАЛОГ.
Возникнув как средство издательской, а затем и общекоммерческой рекламы, печатный каталог получает большое распространение в ярмарочных условиях. В сохранившем до наших дней книготорговый престиж Франкфурте-на-Майне с 1564 г. распространяются каталоги книг, перечисляющие все издания, которые вышли между двумя ярмарками: предыдущей и наступающей. В Лейпциге такая информация известна с 1595 г. Постепенно подобные образцы дают начало рекомендательной
БИБЛИОГРАФИИ.
Рекламная функция титульного листа
Вербальная реклама книг осуществлялась еще одним своеобразным и убедительным способом — посредством выразительной подачи их титульных листов. Дело в том, что до последней трети XV в. понятия "титульный лист" не существовало, как не было и специально выработанной формы заголовка. Заглавием как в античности, так и в Средневековье являлась первая строка рукописи, часто выделяемая переписчиком, почти всегда украшенная декорированной начальной буквой. Да и какие титульные листы могли быть применительно к папирусным книгам, свернутым в трубки? Их различали с помощью прикрепленных к трубкам ярлыков. С появлением нового способа брошюрования пергаменных "тетрадей" в средневековой Европе пространство для титульного листа, казалось бы, появилось, но острой необходимости в нем еще долго не возникало.
М.,1972. |
0 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества.
С.118. " Там же. ш Там же.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
Такая острая необходимость обнаружилась, как только по- 1-требовалось продавать множество разнообразных изданий, опе-'^ ративно различать их между собой и, главное, привлекать к ним л интерес покупателей. "И не пройдет и четверти века со времени J печатания шедевра Гутенберга, как Эрхард Ратдолът создаст в Венеции в 1476 г. первый в мире полный титульный лист, в котором наличествуют уже все библиографические элементы да еще вдобавок в стихотворной форме и с красивым орнаментом..." и.
Титульный лист все виртуознее украшается гравировкой, все изысканнее пользуется "игрой шрифтов", а главное, вводит в изложение заголовка восхваления содержательности книги и престижности ее автора. Вот многострочный заголовок к популярной поэме "Рейнеке-Лис", изданной впервые в Любеке в 1498 г.:
"Сие есть весьма преполезная, столь же забавная, сколь и поучительная книжица, в коей обиходным, однако, любезным манером под личиною льва, медведя, лиса, волка и прочих зверей примечательно изображены и живыми красками обрисованы жизнь и суть придворного, а также всех прочих сословий не токмо в свете их добродетелей, но и, более того, в свете владеющих ими пороков"12. Здесь отчетливы рекламные элементы: похвалы занимательности и поучительности книги, ее стремлению исправлять социальное зло. '
Конфессиональная печатная реклама
На втором месте по частоте обращения к печатной рекламе в XV—XVI вв. после типографов и книготорговцев находились служители церкви. "...Уже в конце XV в. прибывающих в Рим встречали десятки брошюр с ценами на разного рода документы, составляемые папской канцелярией..." 13. Наибольшую популярность получили тиражированные документы Ъб отпущении грехов — индульгенции. У них были рукописные предшественники и рукописные же сведения о ценах, необходимых для отпущения грехов. В рукописном варианте это имело относительно скромные размеры. Печатный станок расширил предложение подобных церковных свидетельств в сотни раз. "...Индульгенции
11 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. —М., 1972. — С. 99.
12 Рейнеке-Лис. - М., 1976.
10 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. — С.129.
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ105
уже расходились многотысячными тиражами, когда книги еще печатались в немногих сотнях экземпляров, а самому Гутенбергу пришлось выпустить целых два тиража индульгенций, видимо '.ыгодно ему оплаченных, чтобы суметь закончить выпуск своей 42-строчной Библии (1454 г.)" 14.
Продажа индульгенций в массовых масштабах требовала рекламы, и таковая не заставила себя ждать. До настоящего времени дошли прейс-куранты на различные конфессиональные услуги. В них указывается, например, что замолить грех убийства или инцеста будет стоить 5 крупных денежных единиц (grossi), клятвопреступление на одну единицу дороже и на две единицы дороже оценивается духовная расплата за подделку важного документа.
Рождение печатных афиш
Как мы знаем из рассказа Ласарильо с Тормеса, приведенном в предыдущей главе, распространители церковных документов:
индульгенций, сакральных папских булл, а также всевозможных оберегов и амулетов -- разъезжали по деревням и поселениям, пользуясь подчас хитроумными рекламными трюками.
С началом печатного тиражирования в этой среде спрос на рекламные оттиски оказался очень велик. Следующие по интенсивности запросы на печатную рекламу еще в догазетный период проявляли владельцы транспортных средств, гостиниц и организаторы театральных зрелищ. По их заказу типографии нередко производили два жанровых рекламных варианта: летучие листки и афиши. Порой эти варианты различались между собой лишь расположением текста (па одной или на двух сторонах листа) и способом распространения. С точки зрения формата, шрифта, иллюстративных деталей афиша и летучий листок XVI—XVII вв. нередко выглядели одинаково. Афиша наклеивалась на стены, листок распространялся "из рук в руки", а также через кофейни и клубы.
Для портовых городов столь же "горячим" рекламным местом были стены припортовых харчевен и иных злачных мест. Исследователь европейской экономики Ф. Бродель помещает в книге "Игры обмена" образец летучего листка, информирующего об отправлении из бельгийского города Остенде в испанский Кадис транспорта "Дева Мария".
14 Люблинский В. С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. — С.135.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
IN LADINGE
In ccn cxcraordinair wel - beyeylc "Э FLUYT-SCHIP
О Р С A D I X
| bn Ja t ccn icghclijck wcccn .dac
yot OOSTENDE p»r CAD1X »cn L.dinghc Icghi vnor dc ipwedc rn»d op die Vojagjc , h<i cx(raordioair wd bwcylt Fluyi-' .^hip gbcoxcroi dc 7^ M^. over dry vckto ghcarhvccn v,„ Cadm. C»nag<n», Trypoly, en Ткрвпа . ducc voor Mctftcr bit ft op Cammaodcrco den Capiteya ofto Sapper S>»,» Д^^;»»о Amlte,dem, voor. Л.й юс. fiia Turckfc P.flen, de Vwghico zya gcr»gulee« da Cantcn w T».. Rc*lcn de honden gulden. wc«dB. dr R,uwc Lyowicn .101 Twee Оисмеп p„ R,i)ot ,eo .,. к,» .<. Sw^o. «a grooter пмг adveMoi. gcli,ck oock d« (i,e. гсм со andcr Mtnufiaurco, allo* out gek at« voor de pfenuric» : со di(o Si:h„> fal mti Godt. wcder eode wfot diroeodc. icylcn op dca .tf. a 17. Mcy ,7,;
Кос» oftc gc«n : die dacr in gellt»eQ tt Laden ГиПео huo addrcHcrcn acn d-H^r TAowo Д«у, of dco boyeo-gtnoemdcn Capiteyn 101 OOSTENDE.
CMi у^Ы ben апткп b®^
Илл. 7. Печатный рекламный летучий листок, сообщающий об отправлении парусника "Дева Мария" и тарифах на перевозку грузов.
Листок открывается гравированным изображением парусника, а далее крупноформатный заголовок сообщает, что предлагаемый для транспортировки купеческих грузов корабль обладает исключительной мореходностью. Затем мелким шрифтом сообщается дата отправления и цена за услуги, составляющая "за кру-
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ107
жева — два реала со стоимости в сто флоринов; за неотделанные холсты -два дуката за тюк из 12-16штук" 15.
Почтовые станции успешно соперничали по степени популярности с припортовыми кварталами. Отсюда обычно начинались очередные гастроли передвижных цирковых трупп. Не удивительно, что английский Королевский указ от 1563 г. предписывал: "Они (актеры) должны повесить play-bills (афиши) около почты за несколько дней до представления с предупреждением народа о театральном действии" 16.
В Нюрнбергском музее хранится одна из ранних цирковых афиш под заголовком "Чудесное, никогда не виданное представление английской лошади". Далее говорится: "оно должно состоять из следующих пунктов" и тщательно перечисляются 25 эпизодов, включенных в представление. В том числе:
"Она приветствует зрителя реверансами, хозяину дарит поцелуй. Хозяин показывает ей часы и спрашивает, который час, и она совершенно правильно отвечает.
Она снимает шляпу для своего хозяина, подвешенную на высоте 10 футов, и вручает ее с поклоном.
Она медленно садится отдохнуть на подушку и при этом касается пола только одной ногой.
Она стучит копытом, чтобы ей принесли вино, склоняется на колено и пьет за здоровье зрителей, не пролив ни одной капли. А затем она демонстрирует пьяную походку. Она берет ртом заряженный пистолет и стреляет из него. Она кланяется каждому, кто склоняет перед ней шляпу. Она благодарит и расстается со зрителями".
Перечисление завершается фразой: "Все эти удивительные действия можно видеть 3 дня — в понедельник, вторник и среду в Манеже в 2 часа
пополудни' |
Вербальная часть афиши, исполненной типографским способом, предварялась гравюрой "чудесной лошади" со стреляющим пистолетом во рту. Подобное сочетание ксилографических изображений и типографски исполненных подписей характерно для западноевропейских афиш XVI—XVII вв. Обратим также вни-
э Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV— XVIII вв. В 3 т. Игры обмена. Т. 2. - М., 1988. - С. 436.
16 Sampson H. A History of Advertising from the earliest Times. - London, 1874. - P.515.
17 Buchli H. GOOOJahre Werbung. Bande 1-4. - Berlin, 1962-67 гг. - В. 2. S. 264-265.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
мание на утомительное перечисление подробностей рекламируемого зрелища. Такая дотошность вербального информирования сохраняется в зрелищной рекламе вплоть до второй половины XIX в. и сходит на нет лишь с появлением многокрасочных художественных плакатов.
Дальнейшее развитие вывесок. Типографские эмблемы и экслибрисы
Пока же, в XVII—XVIII вв., можно говорить о дальнейшем совершенствовании предплакатных видов изобразительной рекламы — гравюры, лубка, настенной живописи. Продолжал утверждаться и жанр вывески. К середине XVIII в. лучшие образцы таковых заказывались профессиональным художникам. В 1722 г. цех профессиональных афишеров во Франции насчитывал 40 человек. Но не всем торговцам было по карману высокое качество декорирования своих магазинов. И потому известный сатирик Джозеф Аддисон в апрельском номере журнала "Наблюдатель" за 1711 г. пишет: "Наши улицы заполнены голубыми вепрями, черными лебедями и красными львами, не говоря уж о летающих свиньях и собаках, и иными созданиями не менее экзотичными, чем в Африке" 18.
Довольно скоро после этой публикации — в 1712 г. на Флит-стрит, центральной улице Лондона, сорвалась большая вывеска, разрушила стену пивной и убила двух женщин, сапожника и королевского ювелира 19. Законотворческая реакция властей последовала не слишком быстро. Однако в 1762 г. в Лондоне вводится нумерация домов и одновременно строгое распоряжение по поводу того, что размеры вывесок не должны превышать четырех дюймов 20. Это оказалось не последнее правительственное распоряжение данного содержания: казалось бы, законопослушные (в нашем представлении) англичане отнюдь не торопились сокращать вывесочные эффекты рекламного воздействия.
Спокойный сон французских монархов тревожили не столько вывески, сколько афиши (листки) оппозиционного содержания. Известен ордонанс французского короля от 10 сентября 1563 г., который гласил: "Запрещается распространять, приклеи-
18 FMiottB. 19 ФолиД. 20 Elliott В. |
A History of'Rnglich Advertising. - London, 1962. — P. 4. Энциклопедия знаков и символов. - М., 1996. — С. 394. A History of Englich Advertising. - London, 1962. — P. 6.
Глава 4. НОВЫЙ ЭТАП РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ109
вать афиши и выставлять напоказ какие-либо другие произведения под у грозой повешения"^.
Логичным следствием развития книгопечатания явилось возникновение таких видов изобразительной рекламы, как
ТИПОГРАФСКИЕ ЭМБЛЕМЫ И ЭКСЛИБРИСЫ.
Самым первым известным нам типографским знаком является "двойной щит" преемников Иоганна Гутенберга — Иоганна фуста и Петера Шеффера. Он фигурирует в изданной этими печатниками латинской Библии 1462 г. 22 Наиболее же знаменитой эмблемой печатника стала марка венецианского издателя Альда Мануция. Его книги — ал ь дины — пользовались в Европе столь большой популярностью, что некоторые типографы стали выдавать собственную продукцию за альдины. И тогда Мануций обратился к читателям с печатным текстом от 16 марта 1503 г. В нем говорилось: "...Печатают в настоящее время, насколько я знаю, в Лионе шрифтами, очень похожими на наши... без имени печатника, без обозначения места и года, когда они закончены. Напротив, на наших экземплярах читатели найдут вот что: "В Венеции, дом Алъда" и год издания. Кроме того, на тех книгах нет никакого особого знака; на наших же стоит дельфин, обвивающий якорь" 23.
Эмблема сопровождалась девизом "Festina lente" — "Поспешай медленно". Слова объясняли символику: быстрый дельфин обвивался вокруг якоря, обычно ассоциировавшегося с устойчивостью, надежностью, постоянством и тем самым - качественной работой.
На этих примерах мы вновь убеждаемся в рекламно-демон-стративной функции геральдических изображений, определяющей роли цеховой эмблематики в формировании товарных, фабричных и фирменных знаков нашего времени.
Владельцы печатных книг уже через два десятилетия после начала типографской эры также обзаводятся гравированными эмблемами — экслибрисами. Чаще всего они создаются на основе геральдических композиций. "Старейший датированный книжный знак принадлежал Гансу Разу из Кестера: на нем сохранилась рукописная помета "1491". На экслибрисе базелъского епископа Теламиния Ломбергера, выполненном в 1498 г., впервые
Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии , ^ и России. СПб., 1906. - С. 22.
22 ФолиД. Энциклопедия знаков и символов. — М., 1996. — С. 251. 20 Немировский Е. Л. Мир книги. С древнейших времен до началаXX века. —
М„ 1986. - С. 104.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
^ТУ Sa о^Я? ,
PANTA КАС^ТСЙ; КАЭАРОЦ/^ OMNTAMVNDAMVNDIS D.HECTOR POMERPR£PQ&& LAVRi
Илл. 8. Один из экслибрисов, исполнненных Альбрехтом Дюрером около 1500г.