Реклама периода перестройки (1985-1990)
7.2. Перемены в рекламном процессе
Рекламные запросы Как же кризисное экономическое поло- и создание типовых жение страны действовало на осуществ-рекламных агентств ление рекламного процесса? На первый
взгляд, может показаться, что в условиях растущего дефицита в рекламе отпадает всякая необходимость. Однако это не так. Ведь наряду с дефицитом на качественную продукцию в СССР 80-х го, дах существовали нераспроданные залежи товаров, общая сумма которых приближалась к миллиарду рублей. Эти залежи постоянно пополнялись. Многие получившие относительную самостоятельность предприятия продолжали работать по инерции, не обновляя фонды, не опираясь на научно-технический прогресс, не совершенствуя своей продукции. Главное, что изменялось в этой продукции, — цены, растущие как на дрожжах. И такого рода производства, и затоваренные магазины продолжали нуждаться в рекламе различных видов. Значительные рекламные запросы обнаружились у многих из народившихся кооперативных предприятий.
Определенная интенсификация происходила и в области экспортной рекламы, так как расширение связей с мировой экономикой являлось одним из приоритетных направлений перестроечных реформ. По подсчетам 1983 г., в СССР действовало около ста совместных предприятий с зарубежными. Число их многократно увеличилось в годы перестройки, и потребность в рекламном обслуживании постоянно возрастала. В 1983 г. в СССР был принят правовой акт, регулирующий деятельность совместных предприятий; за ним последовал ряд других актов, которые в совокупности создали правовую базу для ускорения этого вида предпринимательства.
Запросы на количество и качество рекламы с их стороны росли. Ответом стала модификация рекламных служб. Наконец-то произошло образование на базе рекламно-художественных комбинатов типовых рекламных агентств. Об этом сообщил профессиональной общественности директор «Союзторгрекламы» И. Борзенков:
Деятельность агентств имеет ряд преимуществ по сравнению с работой художественно-производственных комбинатов. Последние обслуживают лишь нужды торговли, работа же агентств носит межотраслевой характер, они выступают в роли посредника между промышленностью, торговлей и потребителем1.
Тем самым хронически существовавшая и у торговых работников, и у многих рекламистов недооценка рекламной деятельности в СМИ начала преодолеваться. В июле 1984 г. с периодических изданий были сняты жесткие лимиты на публикацию рекламы в общественно-политических газетах Теперь соотношение журналистских и рекламных материалов не должно было нарушать соответственно
соотношения 60 : 40%.
Возникли и совместные с зарубежными парт
нерами рекламные агентства. Первым между
рынка рекламы
маокетинговый народным соглашением такого типа стало соз-
подход дание «Союзторгрекламой» и центральным
венгерским рекламным агентством «Махир»
объединения «Тисса» с местопребыванием в Москве. В 1989 г. это
совместное предприятие заинтересовало известное международное
сетевое агентство «Огилви энд Мейзер». Чтобы успешнее внедрить
ся на новый рынок, сетевое агентство первоначально предложило
свое участие в «Тиссе». Так было создано акционерное рекламное
общество «Тисса, Огилви энд Мейзер», просуществовавшее около
трех лет. Его вице-президентом стал российский профессор
И.Я. Рожков. Но это еще впереди. А в конце 1987 г. был подписан
протокол о намерениях сотрудничества между газетой «Известия» и
немецким издательством «Burda». Переговоры длились долго —
только 3 января 1989 г. появилась в «Известиях» первая совместная
рекламная вкладка этих партнеров.
Напор подобных событий нарастал. В отличие от предшествующих ситуаций помещения рекламных публикаций в советской прессе происходили отступления от действовавших ранее установленных жестких нормативов цены за рекламную строку. Наступала эпоха договорных цен, а тем самым формировался рынок рекламы. Как и во многом другом, со значительным опозданием этот процесс был узаконен 14 октября 1989 г. подписанием протокола Секретариата ЦК КПСС «О некоторых вопросах внутриредакционной и издательской работы», в котором указывалось: «Разрешить применять договорные цены за публикацию рекламно-информационных материалов... в газетах и журналах»1. Декрет «О государственной монополии на публикацию рекламных объявлений», с которого мы начинали эту книгу, ушел в историю.
Борзенков И. Резервы рекламы // Советская торговля (журнал). 1984. № 1. С. 21.
1 См.: Назайкин А. Комментарий к публикации «Не только груз» // Известия. 2002. 25 мар.
Глава-
Но это происходило уже в самом конце обозреваемого переход, ного периода. А в течение пяти лет также постеянно вносились предложения по усовершенствованию процесса рекламирования Поискам в этом направлении был посвящен, и Международный конгресс по рекламе стран—членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), проходивший в Вильнюсе с 3 по 6октября 1988 г Сообщения советских представителей на этом конгрессе в значительной мере отражают переходную ситуацию в стране. Здесь впервые столь громогласно по отношению к социалистической рекламе прозвучало понятие «маркетинг». Разрабатывать рекламу в рамках маркетинга предлагал директор научно-исследовательского института по изучению спроса населения А.В. Орлов. Он говорил о необходимости использовать рекламу как инструмент рыночной политики и средство создания конкуренции между социалистическими предприятиями1.
Перестроечные мотивы в этом выступлении прозвучали в полной мере. Но вот заглавный доклад зам. министра торговли СССР СБ. Саруханова выглядел достаточно традиционно: перечислялись успехи в данной сфере и отмечались «отдельные недостатки». Почва уже уходила из-под ног адептов прежних методов хозяйствования, но движение к реформированию в их суждениях звучало еще довольно глухо, хотя и здесь признавалась необходимость опираться в рекламировании на маркетинговый подход. В частности, отмечалось, что за 1986—1987 гг. объем рекламы в газетах и журналах вырос в среднем в полтора раза, а также «...отраслевые рекламные службы работают в потребительской кооперации и в машиностроении, в гражданской авиации и на морском флоте, в системе бытового обслуживания и в области туризма, в некоторых других отраслях. Идет процесс образования рекламных кооперативов»2.
Именно в этой строке доклада оказалось обозначено то направление, по которому предстоит развиваться российской рекламе в предстоящее десятилетие.
7.3. Экспортная реклама: проблемы-й решения
На фоне развивающегося экономического кризиса экспортно-импортные процессы приобретали в стране судьбоносное значение, подобно тому, как это было и в ЗО-е годы. Тогда только обеспече ние импортной техникой позволяло заложить основы йндустриали-
1 См.: Международный конгресс по рекламе стран—членов СЭЩ: Сб. материалов.
М., 1988. - С. 40.
2 См.: Там же. С. 7.
реклама периода перестройки (1985-1990) 247
зации, теперь — от зерновых поставок во многом зависел повседневный продовольственный рацион. А значительные, хотя и недостаточные, суммы для этого доставлял экспорт нефти и ряда дру-гДОс сырьевых материалов. Однако к началу 80-х и в этой сфере началась серьезная разбалансировка.
«За 1980—85 гг. физический объем экспорта вырос лишь на
7,4%, а его стоимостной объем, достигнув максимума в 1983 г. (91,4
млрд. дол.), начинает сокращаться (в 1985 г. — 86,7 млрд дол.)»1.
Агентство печати «Новости» (АПН): Между тем число советских внеш-
рекламирование социалистического неторговых объединений росло. Их
образа жизни составляли, как правило, экспорт-
ные подразделения соответствующих министерств: «Техмашэкспорт», «Авиаэкспорт», «Экспортлес», «Автоэкспорт», «Трактороэкспорт» и др. С начала 60-х годов у деятелей внешнеторговых организации появились дополнительные импульсы для квалифицированного рекламного обеспечения коммерческой деятельности. В это время государство предприняло серьезные усилия в формировании общего благоприятного имиджа страны Советов. Так, в 1961 г. было сформировано Агентство печати «Новости» (АПН). Его учредителями стали Союз журналистов СССР, Союз советских писателей, Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. АПН имело представительства более чем в 100 странах мира, издавало за рубежом журналы, газеты, пресс-бюллетени на 45 языках тиражом около 2 млн экз. В 130 странах тиражом около 1 млн экз. выходила на английском, французском, немецком, испанском и арабском языках газета «Московские новости» и на семи языках полумиллионным тиражом ежемесячный иллюстрированный дайджест «Спутник»2. С таким размахом, и до поры вполне результативно, особенно в развивающихся странах, шло рекламирование социалистического образа жизни. Однако торговой рекламе многочисленные издания АПН уделяли незначительное внимание.
«Внешторгреклама»-творческий К середине 80-х это всесоюзное центр импортной и экспортной объединение «Внешторгреклама» об-коммерческой рекламы редо разветвленную структуру со следующими подразделениями: «Комплексреклама», «Полиграф-реклама», «Инореклама», «Адресреклама», «Фильмреклама», «Суве-нирреклама».
1 Предпосылки посткоммунистической трансформации. Экономика переходного
периода. Указ. соч. С. 57.
2 См.: Есин Б.К, Кузнецов И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702—
2202). - М., 2002. - С. 162.
Глава
«Внешторгреклама» имела тесные творческие связи с журналом «Внешняя торговля» — органом Министерства внешней торговли издававшемся с 1921 г. на русском, английском, испанском, немец^ ком и французском языках. Сама «Внешторгреклама» с 1961 г. в содружестве с «Внешторгиздатом» начала выпускать журнал «Советский экспорт» на восьми языках с рекламными целями. С начала 70-х здесь выходит также бюллетень для служебного пользования: «ВТР — новости рекламы». К середине 80-х «Внешторгреклама» курировала также 11 фирменных периодических изданий внешнеторговых объединений: «Авиаэкспорт», «Автоэкспорт», «Станкоим-порт-ревю», «Энергоэкспорт» и др. Над рекламой для этих и других изданий в объединении трудились более 200 весьма квалифицированных художников, фотографов, переводчиков и составителей текстов. Они обеспечивали сообщениями о новинках советской экспортной коммерции многие зарубежные газеты и журналы.
Так, работники «Инорекламы» создавали специальные приложения, посвященные советскому экспорту, в изданиях ФРГ «Индустри-Анцайгер» и «Хандельсблатт», США «Бизнес уик» и «Интернэшнл менеджмент», в австрийской «Прессе», английской «Файненшл Тайме», французских «Юманите» и «Экспасьон». Коллектив «Инорекламы» поддерживал связь более чем с полусотней зарубежных рекламных агентств. Приоритетным было постоянное деловое взаимодействие с рекламистами из социалистических стран.
Ответственность подразделения «Полиграфреклама» распространялась на качественный выпуск плакатов, буклетов, проспектов для экспортной продукции ведущих заводов, таких, как «Азов-сталь», «ЗИЛ», Горьковский автозавод, Минский тракторный, Ярославский моторный. В объединении работали талантливые художники: Н. Литвинов, М. Шварцман, А. Крюков, Г. Никитина, Г. Раков, Н. Савицкий и др. Их первостепенной заботой была разработка плакатов, оповещающих о выставках советской продукции в зарубежных странах. В плакатах такого рода у Н. Литвинова, например присутствует сдержанная монументальность, лаконизм изобразительных средств, но отсутствует навязчивая предметность, корректно выполнена символизация1.
Постоянные выставочные комплексы, где размещались образцы советских товаров, в 17 странах мира (Германии, Чехословакии, Венгрии, США, Новой Зеландии, Австралии, Индии, Афганистане и др.). Курировала эти проекты «Комплексреклама».
1 См.: Ляхов В.Н. Указ. соч. Образцы 160—166.
Подразделение «Адресреклама» занималось прямой рассылкой direct mail) оповещений об экспортной продукции многим тысячам конкретных адресатов из числа профильных фирм, традиционных партнеров, перспективных заказчиков на советское оборудование, технику, сырьевые продукты. В сотрудничестве с «Сервисрекламой» они готовили по случаю крупных презентаций или юбилеев давних фирм-партнеров адресные сувениры.
Результативными итогами отличалось подразделение «Фильм-реклама», которое за два десятилетия создало около тысячи рекламных кинофильмов, произвело за это же время семь тысяч их вариантов на различных языках и распространило около 60 тысяч фильмокопий. На международных выставках рекламы около 150 экземпляров этой продукции получили призы и дипломы1.
Заметен ощутимый контраст между кинорекламой для внутреннего употребления и тем, что производилось на экспорт. Это различие касалось не только рекламной кинопродукции, но и любых товаров повседневного спроса. Повышенные требования к тому, что поставлялось за рубеж, отличало российских деятелей с первых лет советской власти. Это и позволяло долгое время удерживать внешнеторговый баланс в приемлемом состоянии.
Выставочная деятельность Большую роль в рекламной поддержке советского экспорта играли многочисленные
выставочные мероприятия в стране и за рубежом. В 80-е годы по-прежнему основная ответственность за их проведение возлагалась на Торгово-промышленную палату. В 1959 г. здесь был создан отдел иностранных выставок, который с 1980 г. получил статус Всесоюзного хозрасчетного объединения «Экспоцентр». На протяжении 80-х он ежегодно проводил до двухсот выставок в стране и за рубежом, различных по масштабам и тематике. В них участвовали от 4 до 6 тысяч фирм, которые представляли до ста тысяч экспонатов. На них осуществлялись многочисленные коммерческие контракты2. Например, в 1983—1984 гг. в 60 городах Советского Союза состоялись такие специализированные экспозиции: «Инполиграфмаш», «Трансстроймаш», «Цветная металлургия», «Металлообработка», «Лесдревмаш», «Сельхозтехника», «Инхлебмаш» и др.
За 1981—1986 гг. на различных выставках заключены контракты на сумму более чем на 11 млрд руб., а также непосредственно про-
' См.: Диомидов Ю. Реклама — важный аспект экспортной деятельности //
Внешняя торговля. 1987. № 3. С. 18.
2 См.: «Экспоцентр» отмечает 25-летие // Внешняя торговля. 1984. № 5. С. 45.
Глава?
реклама периода перестройки (1985-1990)
дано оборудования на 237 млн руб.1. В экспозициях периода пере, стройки все больше появлялось экспонатов, разработанных совместными советско-зарубежными предприятиями.
«Экспоцентр» в своей рекламной работе не ограничивался, как ранее, лишь масштабными выставочными мероприятиями. При его содействии формировались разнообразные рекламные презентации советской экспортной продукции. Многие из них проводились на базе демонстрационных залов и информационных центров при советских торговых представительствах за рубежом. Они носили относительно постоянный характер с периодическим обновлением информационной базы и экспонатов. А были и временные передвижные выставки деловой информации. Их создавал «Экспоцентр» с участием «Внешторгрекламы», Интуриста и Аэрофлота. В середине 80-х такие выставки состоялись в Уругвае, Бразилии, Лаосе, Таиланде, Филиппинах, Индонезии, Пакистане, Японии, Перу, Тунисе, Бангладеш, Ирландии и других странах.
В период перестройки выставочной деятельности стали уделять серьезное внимание промышленные предприятия, заинтересованные в сбыте своей продукции. Они с большей ответственностью стали относиться к комплектованию экспозиций, подготовке действующих моделей и образцов предлагаемого к продаже оборудования.
С началом перестроечного периода SOVERO-профессиональное «Внешторгреклама» выработала
рекламное агентство
ДДЯ себя более благозвучный логотип —
ПОЛНОГО ЦИКла
SOVERO и стала значительно более
активно продвигать свои услуги на внутреннем и внешнем рынках. В частности, были распространены листовки рекламного содержания.
Тем самым SOVERO активнее разворачивалось и в сторону импортных процессов и позиционировало себя как профессиональное рекламное агентство полного цикла, открытое для любых внутрисоюзных и зарубежных заказчиков. Текст листовки с незначительными вариациями в 1986—1989 гг. неоднократно публиковался на внутренних полосах и обложках журналов «Внешняя торговля» и «Советский экспорт».
Но какова же была типовая творческая продукция этого агентства? Об этом опять-таки можно судить по материалам, опубликованным в указанных журналах. Однако особым разнообразием тек-
1 См.: Дрозовский Ю. Выставочная программа-1986 // Внешняя торговля. 1986. № 4. С. 35.
ст экспортной рекламы этой поры не отличались. Это были в большинстве случаев сообщения, оформленные в стиле обстоятельной деловой информации, примером которых может служить и са-ма приведенная листовка SOVERO. Как правило, они иллюстрировались в разной мере выразительными графическими и фотоизображениями. Наиболее бесхитростно оформляли свои обращения «Авиаэкспорт» и «Автоэкспорт». Документальные снимки самолетов и различных марок автомобилей — типичное содержание этих реклам.
Реклама «Соверо» в журнале «Внешняя торговля» |
Более изобретательно продвигали свою продукцию внешнеторговые объединения «Тех-машэкспорт», «Медэкспорт», «Разноэкспорт», . «Новоэкспорт». Так, например, эффектной иллюстрацией сопровождается обстоятельный текст, рекламирующий водоочистительную установку «Струя». Ее открывает заголовок «Очистка природных \ вод с малыми затратами». В центре полосы — круг, разделенный на две половины: в левой плещется природная голубая вода, в правой — стакан с прозрачной жидкостью. А,чуть поодаль от центрального рисунка в нижней левой части полосы — контур всей водоочистительной установки.
Сопроводительный текст удобно разбит на три блока. В верхнем
блоке сообщается;
От 100 до $00 кубометров питьевой воды в сутки — такова г производительность водоочистных установок типа "Струя". ..;... "Струя" — неисчерпаемый источник дешевой питьевой воды :
вдали от централизованного водоснабжения. Вверху справа расположен еще один текстовый блок: Установка очищает природные воды любой цветности с концентрацией взвешенных веществ до 3000 мг/л.
Глава 7 реклама периода перестройки (1985-1990)
И, наконец, еще один текст расположен в самом низу журналь-ной страницы:
"Струя" - это автоматизированный блок, состоящий из оборудования коагуляции, интенсивного осветления, фильтрования, обеззараживания, контроля и управления всеми процессами.
* Установку обслуживает один оператор
* Монтаж и наладка занимают не более 15 дней;
* Срок службы всех элементов установки не менее 15-20 лет,
Экспортер "Техмашэкспорт". Фирма "Химмаш"1.
На наш взгляд, это квалифицированно составленное коммерческое обращение. Оно обладает едва ли не исчерпывающей информативностью и вполне качественным иллюстративным сопровождением, По заказу «Техмашэкспорта» эта страница подготовлена сотрудниками «Внешторгрекламы».
Эта же фирма создает рекламу для торгового объединения «Но-воэкспорт», действующего на международном рынке с 1965 г. Заголовочная строка обращения интригует:
Успех в изобразительном искусстве... Вдохновение? — не только Далее идет фотоколлаж и комментарий: Предлагаем в широком ассортименте:
краски масляные,
темперные,
гуашь,
пастель,
уголь рисовальный,
сангину,
палитру,
мольберты,
кисти,
багет,
инвентарь и мебель для художников и скульпторов. Только оптовая продажа!2.
Текст неприхотлив, но заглавная строка придает изложению нестандартность.
------------------------------------------------
1 Внешняя торговля. 1987. № 1. 3-я стр. обложки.
2 Там же. 1986. № 1. С. 17.
Компактна и выразительна текстовая часть рекламирования «Судоимпортом» кораблей на подводных крыльях. Двакрупноплановых снимка предлагаемых к продаже таких кораблей сопровождает строка:
Любая река становится судоходной для пассажирских теплоходов на воздушной подушке "Луч"1.
Однако в массиве экспортной рекламы выделить нестандартные образцы не так-то просто. Их заслоняет множество однотипно етруктурированных произведений, лишенных того, что в наши дни именуется креативом.
Профессиональное Однообразие, монотонность советской
образование внешнеторговой рекламы попыталось
рекламистов открывается преодолеть постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по коренной перестройке организации внешнеэкономической рекламы», принятое 6 февраля 1988 г. Это способствовало значительным изменениям в организации всей внешнеторговой деятельности, выразившимся в другом постановлении тех же директивных органов: «О мерах по коренному совершенствованию внешнеэкономической деятельности», принятом в
1986 г.
Теперь номенклатура товаров 20 министерств и 70 крупнейших предприятий, работавших на экспорт, передавалась в их полное распоряжение с правом самостоятельного выхода на внешний рынок. Тем самым в полное ведение производителей передавалось 26% импорта и 14% экспорта, в том числе 65% машинно-технических экспортных поставок2.
Это существенно расширяло круг заказчиков на импортную и экспортную рекламу, требовало дополнительных финансовых вложений в совершенствование рекламного производства. Постановление от 6 февраля 1988 г. интерпретировало работу в области рекламы как неотъемлемую часть всей внешнеэкономической деятельности и разрешало в рамках хозрасчета использовать валютные средства для создания более качественной материально-технической базы международного информирования. Теперь, помимо агентства «Внешторгреклама», к созданию экспортно-импортной рекламной продукции привлекалась и «Союзторгреклама». Вновь прозвучали
1 Внешняя торговля. 1986. № 6. С. 48.
2 См.: Совершенствование внешнеэкономической деятельности // Внешняя тор
говля. 1987. № 2. Приложение.
Глава 7 реклама периода перестройки (1985-1990)
требования в адрес Гостелерадио и Госкино активизировать тельность в данном направлении.
На новом уровне в этом документе выражена обеспокоенность качеством и количеством подготовки профессиональных кадров в сфере рекламы. Министерству высшего и среднего образования СССР здесь категорически предлагалось в 1989—1990 гг. осуществить подготовку специалистов для внешнеэкономической рекламы и маркетинга в нескольких вузах Москвы. Результатом этих, весьма запоздавших, требований стало открытие отделений рекламы в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) и Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.
Право на распоряжение валютной выручкой в пределах хозрасчета в определенной мере стимулировало работу основных рекламных служб. При Торгово-промышленной палате по итогам постановления был создан межведомственный Совет по внешнеэкономической рекламе, позволивший более оперативно разрешать многочисленные неувязки и способствовать согласованности действий умножившегося количества подразделений.
Одновременно с судьбоносным для рекламы постановлением в Москве в феврале 1988 г. состоялась Первая международная выставка рекламы.
На протяжении 1988—1989 гг. в рекламных агентствах идет интенсивный пересмотр многих устоявшихся творческих стереотипов. Помимо происходящих экономических и идеологических изменений в стране, этому способствует все более тесное взаимодействие советских и зарубежных рекламных агентств. В мае 1989 г. официально зарегистрировала свой офис в Москве международная сетевая фирма «Yong and Rubicam», последовав за успешным опытом «Burda-moden», она заключила договор о совместном предприятии с «Внегдторгрекламой».
Именно 1989 г. стал переломным в плане превращения жестко цензурируемых рекламных произведений в разнообразные проявления творческой инициативы.
Хорошо иллюстрирует такое преобразование новый текст саморекламы агентства SOVERO.
Заинтересованы в советском рынке? Позвольте Вам нас представить!
SOVERO — единственное специализированное внешнеторговое рекламное агентство, которое может предложить Вам целый комплекс услуг по рекламе и паблик рилейшнз, средствам
массовой информации, директ-мейл, наружной рекламе, специальным рекламным мероприятиям.
SOVERO — это более 20 лет опыта в области обмена деловой информацией, включая комплексные кампании по рекламированию иностранных товаров: реклама в прессе, директ-мейл, специальные издания, симпозиумы, выставки-семинары, презентации, наружная реклама и реклама в местах продаж, издания справочника «Деловая Москва». SOVERO — это работающие на многих языках сотрудники, готовые предложить Вам консультацию и рекомендации по средствам рекламы.
SOVERO — опытный партнер в продвижении Вашего бизнеса в СССР — громадном рынке с большими возможностями1. Есть в этом изложении ненужная, на наш взгляд, информативная избыточность. Однако заметен здесь и выход за пределы однообразных словесных конструкций — реакции на требования формирующегося общеэкономического и рекламного рынка. На Международном конгрессе рекламистов 1988 г. советский представитель H.JI. Платонова сообщила, что экспортные службы готовят более чем 320 объектов в Советском Союзе для учреждения совместных предприятий в агропромышленном, лесохимическом, машиностроительном и других комплексах2. Это представляло собой кардинально новую ситуацию, в том числе и для развития рекламного процесса.
7.4. Плакатное творчество в новых условиях
«Качество, экономия, В первые два года перестройки издательство бережливость» «Плакат» организовало творческие конкурсы под девизом: «Качество, экономия, бережливость». Выставки плакатов прошли в Прибалтике, Белоруссии, на Украине. Их главные итоги опубликованы в альбомах «Плакат перестройки» (М., 1988) и «Плакат в рабочем строю» (М, 1988).
Аналитики, комментировавшие плакатную продукцию этого периода, отмечали определенный спад в развитии изобразительной публицистики. Опять шла речь о засилье трафаретных образов, от-
1 Внешняя торговля. 1989. № 2. С. 12.
2 См.: Платонова Н.Л. Новые формы экономического сотрудничества социали
стических стран и реклама // Международный конгресс по рекламе стран—
членов СЭВ: Сб. материалов. — М., 1988. — С. 74.
Глава 7 Реклама периода перестройки (1985-1990)
сутствии выраженного философско-символического и психологического наполнения в произведениях, ориентированных на позитивную интерпретацию текущего времени. Критики подчеркивали:
Сегодняшняя система социальных отношений намного усложнилась и продолжает усложняться в ходе дальнейшей экономической перестройки. Неизбежная при этом перестройка психологии людей предполагает всесторонний учет нюансов человеческих ох-ношений. Поэтому чрезмерная прямолинейность не годится даже в тенденциозном искусстве плаката. Художники знают: скрытая гар-' мония сильнее явной1.
Но, как известно, знание далеко не сразу претворяется в художественное творчество. И новые установки времени натыкались на въевшиеся во внутренний мир многих художников стереотипы.
Перестройка?
Л. Шенберг. Перестройка?
Положение изменялось, как только в поле творчества включа лись критические и сатирические мотивы. Темы экономии и бе режливости нередко ярко и талантливо плакатисты интерпретиро вали «от противного». Вот работа В. Гладиньша. Массивный крю! подъемного крана занимает большую часть пространства листа. Чтс же он со всей своей мощью переносит с места на место? Вырази тельно на темном фоне крюка выглядит прикрепленное к нему бе лое пушистое перо. Текст краток: «Рационально используйте тех нику\».
1 Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. — М., 1987. — С. 34.
Некачественность изделий, необязательность договорных обещаний предлагают на общественное рассмотрение художники j4. Гуселетов и А. Кондуров. Первый изображает дом, сложенный из костяшек домино и будучи недостроенным, уже западающий на один бок. Текст «Так дом не построишь!» вносит полную ясность в показанную, типичную для строительствах тех лет, ситуацию.
На плакате А. Кондурова две добротные кожаные рукавицы скрестились в деловом рукопожатии. Действительно, из одной рукавицы рука виднеется, а вторая — пустая. Текст «Пустых обещаний не давай\» в сочетании с иллюстрацией выразительно фиксируют укоренившийся порок в организации рабочих отношений кризисной поры.
Не слишком броской, но очень едкой сатиричностью отмечены плакаты Л. Шенберга и О. Зайкова на тему забалтывания перестроечных процессов, противодействия командно-бюрократической системы любому реформированию. На плакате Л. Шенберга — бесхитростно изображены две обычные эмалированные кастрюли разного цвета. Небольшой нюанс: крышки у них поменялись местами. Подпись к плакату состоит из одного слова: «Перестройка?». И этим все сказано.
Плакат О. Зайкова решен более традиционно и имеет вполне однозначную подпись «Пристройка к перестройке»: важный петух в элегантном костюме и галстуке прокукорекивает: «Я пе-ре-стро-ился!». Прямолинейность данного решения очевидна, особенно по контрасту с остроумно показанными в предшествующей
работе кастрюлями. Но ведь любое творчество состоит не только из удач.
Социальный и экологический плакаты |
0. Зайков. Пристройка к перестройке |
По следам двух всесоюзных выставок плаката критика отмечала: «Создано немало поистине боевых, наполненных возмуще- нием, болью и состраданием листов, посвященных борьбе с алкого-
9 История отечественной рекламы
реклама периода перестройки (1985-1990) прикасается мордочкой олененок. А текст гласит: «Склони ружье перед красой!». Это эмоционально воздействующее произведение для тех, кто обратит на него внимание. На многих акциях, связанных с экологией, побывал плакат Б. Янина, где высунувшаяся из речки рыба держит в зубах табличку с надписью «Чистой воды!». У смотрящего на этот плакат зрителя может возникнуть звуковая галлюцинация, настолько правдиво передана ситуация задыхающихся в зловонии наших водоемов рыб. Энергично продолжили в этот период творческие поиски авторы киноплакатов. Экспрессивно, даже сюрреалистично |
Л. Богданов. Плакат к фильму «Тема» |
Глава 7
лизмом и наркоманией, как борьбе с социальным злом, мешающим перестройке»1.
Антиалкогольные плакаты, как мы помним, разрабатывались и в предшествующие периоды, а вот тема борьбы с наркотиками вышла на поверхность общественного внимания впервые и получила в
некоторых произведениях проникновенное воплощение. Вот на листе с надписью «Наркомания — самоубийство!» костлявая рука скелета протягивает пока еще вполне здоровой рую четыре маковых стебля туго набитыми зернами головками — работа С. Смирнова.
Киноплакаты |
Большое место в пл- С. Смирнов. Наркомания – самоубийствоакатном творчестве периода
перестройки занимала экологическая проблематика. Она начала талантливо освещаться уже в 70-е годы. Ко второй половине 80-> экологический плакат стал почти обычным явлением, однако далеко не всегда оно находило достойное воплощение. Свидетельстве тому — работа Н. Павловой с пафосной заявкой, но композиционно не проработанным воплощением. По замыслу автора, суть пла-| ката передает двустишие:
И вчера, и сегодня, и завтра — вовек
Ты защитник природы один — человек.
Далее изображен набор «экологических» фрагментов: земной шар в цветах на фоне радуги и летящей бабочки. В этой работе на- ] рушено одно из композиционных правил плакатного мастерства, которое именуется законом единства2 и обеспечивает цельность восприятия произведения. Внимание зрителя в данном случаеi рассредоточивается между разнообразными блоками изображения и остается весьма поверхностным.
Контрастным предыдущему в своей изобразительной сдержанности выглядит плакат Л. Бойко. Винтовка здесь воткнута штыком в землю, а из ложа ее тянется к свету зеленый росток, к которому
1 Литвинов Н. Плакат перестройки. — М., 1988. — С. 8.
2 См.: Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Указ. соч. С. 90.
Л. Бойко. Склони ружье перед красой
выглядит трактовка листа, рекламирующего фильм режиссера Г. Панфилова «Тема». Он создан художником Л. Богдановым в 1986 г. Плакат являет нам голову главного героя фильма, вылупляющуюся как из кокона из своего прежнего официозного зашоренного обличил. Это, на наш взгляд, великолепное воплощение опорной идеи фильма — искусственности официозных постов и регалий, высшей ценности обретения человеком своего подлинного «Я».
В 80-е годы все больше кинофильмов направляет за рубеж контора «Союзфильмэкспорт». Одним из творческих лидеров киноплаката был художник И. Лемешев, который «сумел придать экспортному киноплакату изысканность и загадоч-
Глава 7
ность, столь необходимую для успешного представления советских фильмов зарубежному зрителю»1.
Этими качествами в пол
ной мере отмечен его плакат к
фильму режиссера Э. Климова
«Агония». В центре компози
ции на коричневой столешни
це бархатная темно-красная
подушка с роскошными кис
тями. Из-под подушки на сто
лешницу просачивается кровь.
А на самом темно-красном
бархате голова основного пер
сонажа фильма «Агония» —
Распутина: взлохмаченная бо
рода, слипшиеся волосы. Ас
социации с широко известны
ми картинами на библейский
сюжет об отрубленной голове
Иоанна Крестителя неи