Ситуация в 1965 - начале 80-х гг.
ние такие течения модернизма, как оп-арт и поп-арт, превращу в осовремененную интерпретацию взаимопроникновения искусств1" и производства»1. Здесь ощущаются веяния сюрреализма и абстрак- ционизма. Весьма экзотично решена афиша, созданная в 1977 Г. Корбутом для постановки «Недоросля» в Ленинградском театре драмы и комедии. Лидировали в этом отношении художники при- балтийских республик.
Рекламная кампания «Экономика должна Направление социального должна быть экономной» продолжает придерживаться реали
стических установок. Здесь активно работает художник В. Решетников. Одно из наиболее запоминающихся его произведений — сюжет, призывающий бережно относиться к результатам труда — своего и чужого. Грузовик с надписью «Уборочная» мчится по скошенному полю, а из кузова вытекает на дорогу струйка золотистого зерна, превращаясь в золотые монеты. Ими усыпан весь путь небрежно починенного грузовика. Текст здесь предельно лаконичен: «Не теряй!». Изданный в 1975 г., этот плакат удачно соответствовал повсеместно развернутой кампании «Экономика должны быть экономной».
Аналогичен плакат А. Дразниекса с электрической лампочкой и денежной купюрой внутри нее. Текст столь же лаконичен: «Не забывай!».
В начале 80-х в стране была проведена широкомасштабная рекламная кампания за экономию хлебопродуктов, против небрежного к ним отношения. Организующим и координирующим центром в том процессе была «Союзторгреклама». В рамках кампании было издано значительное число плакатов соответствующего содержания. Вот один из них, выполненный Б.А. Пармеевым в 1981 г. в лубочном стиле: ребенок дошкольного возраста с хлебным калачом в руках сопровождается текстом:
Не на деревьях булки растут, Помни, малыш, хлеб — это труд.
Торговый плакат:«... мы Стилистики собственно торговых плакатов за улыбку продавца» почти не коснулись те творческие перемены, которые происходили в его зрелищном
ответвлении. По-прежнему это натуралистическое предъявление зрителю рекламируемых объектов. Вот один из таких плакатов:
руясеник на первом плане жестом указывает на громоздящиеся за коробки и упаковки. Текст гласит:
Работая все лучше, все дружней,
Дадим на благо нашего народа
Потоки замечательных вещей
Культурно-бытового обихода.
Несколько расширяется проблематика торгового плаката — она охватывает уже не только товары, но и методы обслуживания покупателей. Так, по традиционному принципу контраста показаны две продавщицы, а текст поясняет:
Мы против хмурого лица,
Мы за улыбку продавца.
К концу 70-х гг. пользовавшийся большой популярностью среди профессионалов журнал «Реклама» стал в значительной мере законодателем мод в отношении плакатного творчества. Его участники впоследствии вспоминали: «Сейчас журнал "Реклама" можно по-хорошему воспринимать как провокацию, встрепенувшую целое поколение дизайнеров и вообще творческих людей. Он разрушил массу стереотипов...»1. В первую очередь это относится к плакатного типа обложкам журнала, где одним из ведущих дизайнеров стал В. Чайка. Его работа была отмечена серебряной медалью на выставке в Брно в 1986 г. Так с разных творческих участков пробивались импульсы, предвосхищавшие время перестройки.
6.5. Кино-, теле- и радиореклама
Весь «брежневский» период вокруг рекламных возможностей этих каналов массовой коммуникации идут нескончаемые дискуссии. Между собой борются общепризнанные установки теоретиков и трудноодолимые позиции практиков. Принципиальная полезность и эффективность этих форм рекламы давно доказана. Но вот ее реальное осуществление продолжает наталкиваться на множество
препятствий.
Неудачи и удачи Подготовку рекламных фильмов в 70-е осуще-кинорешений ствляют девять студий Госкино СССР, в том рекламы числе «Моснаучфильм», «Леннаучфильм», «Ки-евнаучфильм». Но лишь одна из студий — «Эстрекламфильм», созданная в Эстонии, носит специализированный характер. На осталь-
1 Кривцова О.В. Особенности становления и развития выразительных средств русского зрелищного плаката. Автореф. дисс. ... — СПб., 1995. — С. 19.
1 Андрюхина Н. 25 лет журналу «Реклама» // Рекламный мир. 1996. N° 5. С. 15.
222 Глава 6
ных мощных кинопредприятиях к рекламным заказам относятся как к дополнительной нагрузке и выполняют эти заказы с нарущ^ нием обусловленных договорами сроков, в последнюю очередь. Вот только один пример. Рекламный отдел Министерства радиотехни-ческой промышленности заказал сначала фильм о телевизоре «щ ризонт-102» небольшой конторе «Главкоопторгрекламфильм», которая за год с заданием не справилась. Тем временем из производства вышел модифицированный «Горизонт-104». Теперь заказ ца рекламный фильм был передан «Центрнаучфильму». Прошел еще один год. Производственники отправили в торговлю марку «Гори-зонт-6». Но фильма об особенностях аппарата данной марки так и не появилось. И эта история — не исключение.
Тем не менее рекламные фильмы на свет появлялись. И их количество в 70-е годы росло. Расширяется число организаций, принимающих подобные заказы. Это Московский, Ленинградский, Свердловский, Горьковский, Пермский комбинаты «Росторгрекла-мы». Правда, они не владеют достаточным техническим оборудованием и квалифицированными кадрами, чтобы создавать высококачественную продукцию. Фильмы носят по большей части информационный характер. В них нет достаточно обстоятельного и детального показа преимуществ отдельных изделий массового потребления. Они страдают статичностью изображения и напоминают п| стилистике каталог или прейскурант.
Были, однако, и удачные кинорешения. Хорошие отзывы зрителей получили ленты «Русский лен», «Янтарь», «Спортивная обувь», «Из стекла и хрусталя», а также «Джем, повидло», герой которого — медведь, преследующий добычу. Но вот в лапы мишки попадает банка джема, и погоня за добычей сразу прекращается: мишка чмокает и облизывается. Популярный слоган тех лет «Повидло и джем полезны всем» получал тем самым выразительную наглядность.
Положительный резонанс вызвал фильм, рекламирующий обеденные консервы: Зазвучали весьма обнадеживающие строки: Женщины, забудьте беды И не вешайте носы: В банках — вкусные обеды И свободные часы.
К середине 70-х вышло 56 кинофильмов, посвященных вопросам страхования1. Местные страховые агенты настойчиво продвига-
М., |
1 См.: Степанов Е. Плакаты Госстраха как социокультурное явление. 2003. - С. 82.
рекламная ситуация в 1965 - начале 80-х гг.
Лй их на экраны, поскольку создать неплохой рекламный фильм было еще половиной дела. Вторую половину составляли усилия по 6го включению в репертуар кинотеатров. Таким продвижением занимались служащие местных отделений «Союзторгрекламы» и «Росторгрекламы». В установках по этому поводу говорилось: «Один и тот же рекламный фильм в каждом кинотеатре имеет смысл показывать не менее 7 дней и менять со сменой художественного фильма»1. Все это требовало неусыпного контроля со стороны организаторов рекламного процесса.
Не менее сложным было распространение
Телереклама — ограничение
творческого диапазона телевизионной рекламы. Уже в 1966 г.
постановлением Совета министров
№ 157 Госкомитету по телевидению и радиовещанию поручалось рассмотреть вопрос о формировании на телецентрах различных городов отделов, отвечающих за создание и показ телерекламы. Однако это поручение исполнено не было. «Союзторгреклама» создала в своей структуре комбинат «Торгтрансреклама», который поместил в газете «Советская торговля» следующее обращение:
«Торгтрансреклама» Всесоюзного объединения «Союзторгреклама» принимает заказы на производство телевизионных фильмов, телевизионных плакатов (заставок) и организацию радиопередач.
Комбинат обеспечивает передачу рекламной продукции по всем радиостанциям и телевизионным студиям страны2.
Обращение проиллюстрировано графическим изображением телекамеры, из которой распространяется слово «реклама». Буквы слова увеличиваются по мере удаления от объектива.
За год этот комбинат снял 30 телефильмов, в том числе: «Ювелирные украшения», «Мопеды», «Часы «Восток», «Бритва «Спутник», «Торговый день столицы» и др.
Однако при включении в сетку телепередач постоянно возникали заторы, в том числе и на местных телестудиях. Там, естественно, в первую очередь транслировались сюжеты местного исполнения.
В помощь рекламному продвижению на теле- и радиоканалах в 1975 г. издается совместный приказ Министерства торговли СССР и Гостелерадио «О производстве и показе на телевидении рекламных информационных лент». Обращает на себя внимание акцент на
Сорокина Р. Кинореклама должна быть действенной // Советская торговля (журнал). 1966. № 3, С. 58. Советская торговля (газета). 1968. 4 июня.
Каневский Е. Свисток, судьи и молоток аукционера // Советская торговля (журнал). 1962. № 10. С. 56. |
слове «информационных». Это заведомо предопределяло ограни» ние творческого диапазона рекламных передач. Ведущее место показе заняли 15-минутные блоки под заголовком «Реклама», (v транслировались по московской программе Центрального телевид» ния два-три раза в неделю поздно вечером и были не слишком эффективны.
Суммарный объем в часах, который приходился на долю рекламных теле- и радиопередач, в 70-е годы составлял1:
Как видим, после приказа 1975 г. объем теле- и радиорекламы значительно увеличился. За минуту эфирного времени на телевидении требовалось заплатить 78 рублей, а на радио — 19 рублей. Отмечается, что рекламный эффект производили не только и даже не столько сухие «пятнадцатиминутки», сколько такие популярные молодежные телепередачи, как «А ну-ка, девушки» на центральном канале, «Рабочая смена: кем быть, каким быть» на втором канале2.
Разделы «Телевизионный дом рекламы» и «Телевизионное справочное бюро» также имели значительный рекламный потенциал, но использовали его чрезвычайно однообразно. Динамичнее строилась передача «Больше товаров хороших и разных», в которой участвовали зрители, рассказывавшие о своих удачных и неудачных покупках. Поиск эффективных форм На радИ0 и т™дении хотя и проис-рекламирования:телевикто- ходил поиск эффективных форм рек-
рины, радиопереклички ламирования, но велся он недостаточно
последовательно и системно. Так, в
1969 г. начались попытки промышленных фирм увеличить спрос на свои товары, используя игровые приемы. Лучшему хоккейному игроку вручили приз в виде фотокамеры «Аврора» и тем создали редкий для того времени информационный повод. Радиотрансляция об этом событии сделала акцент не столько на достоинствах хоккеиста, сколько на достоинствах подаренной ему камеры. И увеличение спроса не замедлило произойти — он повысился на 40%.
Отталкиваясь от такого успеха, на телевидении решили создать игру «Аукцион» — результат творческого содружества Главной ре-
1 См.: Еремина И.Б. Указ. соч. С. 71.
2 См.: Еремина КБ. Указ. соч. С.76—78.
ситуация в 1965 - начале 80-х гг.
дакции молодежных передач Центрального телевидения и «Союза торгрекламы». В студии по пригласительным билетам с девизом «Знающий да победит» собрались участники аукциона. Ведущий
оедставил им «лоты»: книги, различные марки чая, телевизоры. ведущий задавал контрольные вопросы, а правильно ответивший
1ИГрывал «лот». Игра шла азартно: и постановщики, и зрители
стались ею довольны. Но в прессе отмечалось, что рекламного эффекта от игры получилось немного. «Первые аукционы не смогли сфокусировать внимание участников состязаний и телезрителей на
самом товаре»1.
И все же это начинание стимулировало аналогичные творческие поиски на местных телестанциях, значительно расширило представление о жанровых возможностях телевизионных рекламных передач. Студия «Эстрекламфильм» создала телевикторину «вокруг света». Ее участниками стали работники субсидировавшего передачу завода «Норма» и объединения по производству ювелирных изделий. Команды выступали под своими фирменными знаками, отвечали на вопросы викторины, получали призы. А в перерывах между играми на экране появлялись сюжеты о продукции фирм, участвующих в игре. Так реализовалась ненавязчивая, но вполне действенная реклама.
В игровой стилистике удачно решен телефильм, рекламирующий пылесос «Урал»: на экране детектив через лупу рассматривает узоры ковра на полу.
Диктор (за кадром): Что Вы ищете?
Детектив: Я... ищу... пыль.
Диктор: В квартире, где есть пылесос «Урал», вы
ее не найдете.
Детектив присаживается на пуф и в бинокль осматривает квартиру.
Диктор: А что Вы теперь ищете?
Детектив: Пылесос «Урал».
Диктор: Так Вы же на нем сидите.
Детектив вскакивает с пуфа. Пуф раскрывается,
См.: Каневский ЕМ. Эффект рекламы. Указ. соч. С. 86. |
История отечественной рекламы |
пылесос демонстрируется в работе2.
Так в легкой, веселой подаче рекламировалась уместность и компактность изделия.
Все же договор между Министерством торговли СССР и Госте, лерадио действовал неудовлетворительно. Его пришлось переос. мыслить и перезаключить. В 1982 г. 26 мая был подписан совмест. ный приказ о производстве и передаче по телевидению и радиове. щанию рекламных материалов.
Как мы уже отмечали, серьезным блоком радиовещания было фактичное и живое распространение технологических новинок на производстве, организация обмена опытом между различными коллективами, варианты просветительских рекламных передач. Жанр радиоперекличек, ярко заявивший о себе в 30-е годы, продолжал быть востребованным и в брежневский период. «Так, в феврале 1973 г. проводилась перекличка между участниками соревнования из Ленинграда, Минска, Свердловска, Москвы. Они поделились первыми результатами работы в текущем году, наметили новые тру. довые рубежи, обратились с просьбами к предприятиям-поставщикам, от которых во многом зависел успех работы их предприятий. Несколько дней спустя проводилась перекличка между Московской областью, Ставропольским, Краснодарским и Алтайским краями. Она была посвящена подготовке к началу весенних полевых работ»1.
Подобные приемы, активная популяризация позитивных образцов совмещали в себе рекламную и пропагандистскую функции. Не столько пропагандистскую, сколько общегуманитарную миссию осуществляла передача «Найти человека», действовавшая на Центральном радио с середины 60-х годов. Эта передача информационно-рекламного характера помогла отыскать друг друга сотням людей. Только в феврале 1969 г. на имя ведущей детского поэта Агнии Барто пришло 1322 письма. За девятилетний период этих передач было воссоединено свыше 900 семей.
С августа 1964 г. в структуре Центрального радиовещания начала действовать информационно-музыкальная программа «Маяк», рассчитанная в основном на молодежную аудиторию. Часть рубрик «Маяка» носила просветительски-рекламный характер: это «Новости Большого театра», «Через час в концертном зале», «Пластинка сходит с матриц». «Маяк» функционировал круглосуточно, охватывая своим вещанием значительное большинство районов страны.
Большой популярностью среди молодежи также пользовалась ирадиостанция «Юность». Здесь активно и умело использовали «цсьма радиослушателей. Часть их послужила толчком к организаций новых циклов передач, таких, как «Художник и время», «Песня иедели», «Книжный базар "Юности"'» и др. В них присутствовала оекламная составляющая, позволявшая слушателям постоянно быть курсе эстетической жизни страны и принимать в ней посильное
участие.
Но, разумеется, все перечисленное не являлось рекламными жанрами в точном смысле этого слова. На радио отношения с рекламой продолжали оставаться сложными. Выступая «За столом деловых встреч», организованным газетой «Советская торговля», представитель Центрального радио Н. Образцова констатировала, что на радио по-прежнему не выделено постоянного времени для рекламы и специальные рекламные передачи отсутствуют1.
Только особо энергичные и настойчивые агентства продирались сквозь бюрократические рогатки и препоны. Так, фирма «Радиотехника» сумела за семь лет изготовить и передать по Всесоюзному радио 100 рекламных радиофильмов и 250 интервью, репортажей, очерков рекламного характера2.
Пробелы в деятельности Центральной радиостанции нередко восполнялись местными трансляциями. Так, представители Львовской радиосети сообщают, что «с начала 1978 г. по вторникам, средам и четвергам в одно и то же время передается рекламная информация «Новости торговли». Регулярно выходит в эфир передача ПРО: предложение, реклама, объявления»3. И подобных трансляций на местных радиостудиях было немало.
В этот период радиореклама активно используется на местах продаж. В первую очередь это касается фирменных магазинов и крупных универсамов. Как рассказал коллегам директор фирменного магазина «Электроника» в Воронеже, «о новых изделиях, а также обо всех имеющихся в продаже товарах, их назначении, применении, о различного рода дополнительных услугах периодически, каждые 20—30 минут, сообщает магазинный радиоузел»4.
. За столом деловых встреч // Советская |
ГСм, Реклама и
торговля (газета). 1973. 18 дек.
1 Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. — М-И 1976. - С. 317.
№ 11. С. 21.
Глава |
Итак, на протяжении второй половины 60-х — начала 80-х в сфере кино-, теле- и радиорекламы происходили значительные по. зитивные процессы. Появилось немало качественных кинофильмов, осваивались новые формы рекламных телепередач. Хуже всего обстояло дело с радиорекламными передачами. Даже с наступлением рыночной экономики в 90-е годы положение не изменилось.
Реклама в прессе
В 70-х = первой половине 80-х годов говорить о специальных рекламных разделах в газетах «Правда» и «Известия» не приходится, Здесь присутствовали лишь справочные рубрики с подразделами «Радио», «Телевидение», «Театр» и сводками погоды, Даже сообщения о новинках кинематографа, что было характерно для «Правды» и «Известий» 20—40-х годов, теперь отсутствовали. Рекламные публикации в этот период были сосредоточены в городских и вечерних газетах, в рекламных приложениях или специальных рекламных бюллетенях, которые издавались во многих республиканских и областных центрах СССР. Так, выходили бюллетени «Московская реклама» и «Новые товары» (Москва), «Реклама» (Киев), «Панорама» (Львов), «Вологодская неделя», «Новосибирская реклама» в городах.
Рекламные разделы газеты «Советская торговля». Взаимодействие торговли и промышленности |
Ведущую роль среди центральных газет в рекламном отношении закономерно заняла газета «Советская торговля». Время от времени на внутренних ее полосах появляются материалы, посвященные общему состоянию рекламного процесса (на них мы неоднократно ссылались в нашем изложении). Полуподвал первой полосы продолжали занимать сформированные с начала 60-х разделы «Новые товары» и «Новости столичной торговли» (о них мы говорили в § 6.5).
1 Советская торговля (газета). 1968. 2 апр. |
Обновилась и четвертая полоса, большая часть которой отводилась рекламным сообщениям, как правило, в субботние дни. Значительную часть страницы заполняли подборки набранных нонпарелью лаконичных извещений под рубриками «Продают» и «Покупают». Например, под рубрикой «Продают»1: Капусту квашеную Яблоки моченые