Общественный строй германских племен
Данные, которые содержатся у Юлия Цезаря в «3аписках о галльской войне» и в сочинениях других современных ему античных авторов, свидетельствуют о том, что германцы в середине I в. до н. э. жили родовым строем. Уровень общественного развития различных германских племен был неодинаков. Некоторые из них уже в это время жили оседлой жизнью, в частности в Северной Германии и Ютландии. Главное место в их хозяйстве занимало земледелие. Земля обрабатывалась большей частью сохой, в которую впрягали быков; еще до начала новой эры у германцев вошел в употребление легкий колесный плуг. Другие германские племена в I в. до н. э. еще не осели окончательно на занятой ими территории, например те германцы, с которыми воевал Цеэарь. У них, по наблюдениям римского полководца, весьма важное значение имело скотоводство; земледелие также играло заметную роль. Переселение таких племен представляло собой уже не обычное кочевничество номадов, а вызывалось нуждой в новых землях, что было обусловлено экстенсивным характером земледелия. У германцев в это время преобладала переложная система земледелия, при которой участки земли, занятые под пашню, периодически менялись, оставляя значительную часть земли на длительное время под залежь, для восстановления плодородия почвы.
В некоторых местностях Германии из руды добывалось железо, хотя и в незначительном количестве; имелись также медные и серебряные рудники, соляные копи.
Германцы селились деревнями, в которых обычно жили родовые общины. Для защиты от нападений неприятелей у них имелись укрепления — бурги с земляными валами и изгородями. Основной хозяйственной ячейкой у германцев была община. Обычно различают три последовательно сменявшие друг друга формы общины: 1) кровнородственную, 2) земледельческую и 3) соседскую (или марку). Во времена Цезаря у германцев была распространена кровнородственная община, для которой характерны коллективное производство и коллективная собственность на всю землю. Члены общины совместно обрабатывали землю, которая ежегодно (или раз в несколько лет) подвергалась переделу между родами. «И никто из них, — сообщает Цезарь о германцах,—не имеет точно отмеренного земельного участка или владений в частной собственности: но должностные лица и старейшины ежегодно отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько найдут нужным земли, а через год принуждают их перейти на другое место».
Такой хозяйственной системе соответствовали социальная структура и организация управления. Деление на классы отсутствовало, государства не было. Высшим органом власти являлось народное собрание, в котором могли участвовать все взрослые мужчины, обладавшие правом носить оружие. Родовые старейшины выполняли главным образом судебные функции. Во время войны избирался военный вождь. Война занимала уже очень видное место в жизни германского общества. Некоторые германские племена в это время подчиняли себе другие племена и заставляли их платить дань.
Для организации военных набегов на соседние племена вожди набирали отряды из числа воинов, добровольно изъявлявших готовность следовать за ними в поход. Эти временно действовавшие отряды представляли собой зародыши будущих военных дружин.
Общественный строй германцев временя Тацита
Об уровне общественного развития германцев к концу I в. и. э. можно судить на основании произведений римского историка Тацита — «Германия», «Анналы» и др., а также по археологическим памятникам. За полтора века, прошедших со времени Цезаря, общественное устройство германцев претерпело значительные изменения: германцы окончательно перешли к оседлости, повысился и уровень земледелия.
В I—II вв. н. э. распространился плуг с железным лемехом. Германцы выращивали такие сельскохозяйственные культуры, как ячмень, пшеница, рожь, овес, а также овощи (репа, лук), бобовые (чечевица, горох) и технические культуры (лен, конопля, вайда). В некоторых местностях применялись уже минеральные удобрения (известкование почвы). Но важную роль в хозяйстве продолжало играть скотоводство. Крупный рогатый скот (быки) использовался для сельскохозяйственных работ, лошадь — главным образом для военных нужд и для перевозок. Скот давал молочные продукты, мясо, сало кожу, а овцы и козы — еще и шерсть. Скотом уплачивали вергельд — возмещение за убийство, получаемое родственниками убитого от сородичей убийцы. Скот входил также в состав подарков рядовых общинников старейшинам, в брачный дар жениха невесте и т. д.
Помимо выплавки металлов и кузнечного дела, германцам теперь известны были ткачество — изготовление льняного полотна и шерстяных тканей, гончарное дело и др.
С развитием производства возникает обмен между отдельными племенами. Германцы вели торговлю, хотя и незначительную по объему и с соседними народами. Торговые пути проходили тогда по Рейну Эльбе и Висле, а также по побережью Северного и Балтийского морей. Предметом внутреннего обмена были соль, меха и металлы. Ввозились в Германию, преимущественно римскими купцами, металлические изделия, украшения, вино. Вывозились рабы, кожи, скот, меха, янтарь. Но существенного значения для хозяйства германцев торговля не имела.
В социальных отношениях по сравнению с тем, что описал Цезарь, тоже произошли серьезные изменения. Кровнородственную общину сменила «земледельческая община», которая, как отметил Маркс, «была первым социальным объединением людей свободных, не связанных кровными узами». Собственность на землю, включая и пахотные поля, оставалась общей, но процесс производства уже не являлся коллективным. Пользование пахотной землей и обработка ее перешли к отдельным домохозяйствам, к «большим семьям», состоявшим обычно из трех или большего числа поколений, совместно живущих и ведущих общее хозяйство близких родственников — родителей, их взрослых сыновей и внуков.
Хозяйственные распорядки германцев в земледелии охарактеризованы Тацитом следующим образом: «Земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников и вскоре они делят ее между собой по достоинству; дележ облегчается обширностью земельной площади: они каждый год меняют пашню и еще остается (свободное) поле». Это описание свидетельствует о том, что у германцев в I в. н. э. сохранилась еще (и надо полагать — у многих племен) переложная система земледелия. Периодически происходили переделы всей пахотной земли между отдельными домохозяйствами. Совместно пользовались все члены общины неподеленными угодьями — лесами, пастбищами, пустошами. Приусадебная же земля вместе с домом уже перешла в собственность отдельных больших семей.
В некоторых местностях (в Ютландии, в отдельных районах Северной Германии) по данным археологии в начале новой эры в индивидуальное наследственное владение больших семей выделялись и превращались в собственность отдельных домашних общин не только приусадебные участки, но и пахотные поля. Это подтверждается археологическими данными в отношении Ютландии и некоторых районов Северной Германии. Такой порядок землепользования сложился, по мнению Энгельса, там, где характер местности затруднял переделы земли, — в тесных долинах, на узких плоских возвышенностях, между болотами. Господствующими же у германских племен оставались хозяйственные распорядки, при которых общине принадлежала собственность на все ее земли, кроме приусадебных.
Общественные классы у германцев и во времена Тацита отсутствовали. Основным типом непосредственных производителей были по-прежнему свободные общинники. Они не подвергались эксплуатации, пользовались равными правами (в отношении владения землей, ношения оружия, участия в народном собрании и др.). Но зарождалась уже социальная дифференциация. У германцев имелись рабы, положение которых Тацит описывает довольно подробно. Главным источником рабства была война. Рабы были бесправны. Господин мог безнаказанно убить своего раба. Но все же рабы у германцев находились в лучшем положении, чем в классическом рабовладельческом обществе. Они имели свой дом, свое хозяйство и лишь вносили своим господам оброк натурой (хлебом, мелким скотом, тканями). По своему положению они напоминали, как считал Тацит, скорее римских колонов, чем римских рабов. Свободных и рабов у германцев не разделяла такая социальная пропасть, как у римлян. Рабство в целом не имело в древнегерманском обществе такого значения, как в римском, поскольку рабы не играли главной роли в производстве. Это было рабство в его начальной стадии — «патриархальное рабство». На волю рабов отпускали редко, при этом вольноотпущенники мало отличались по своему положению от рабов.
Социальное расслоение наметилось и среди свободных германцев. Из общей массы свободных общинников выделилась родовая знать. Представители знатных семей отличались от других общинников имуществом и политическим влиянием: в руках знатных сосредоточилось большое количество скота, рабов. Об имущественной дифференциации свидетельствуют и данные археологии. В одном и том ж& селении наряду с дворами, где были помещения для 2—4 голов скота, иногда имелись такие дворы, где содержалось более 30 голов. В некоторых погребениях имеется разнообразное оружие — мечи, щиты, по нескольку наконечников копий и богато украшенные предметы домашнего обихода. Это, очевидно, могилы родовой знати. В других же могилах, предназначенных, по-видимому, для рядовых свободных людей, обнаружены лишь отдельные виды оружия — копье или копье и щит, иногда меч и щит.
У знатных семей постепенно оказывалось в пользовании также и большее количество земли, чем у рядовых общинников, поскольку раздел земли производился не поровну между семьями, а «по достоинству» (secundmn dignationem), т. е. очевидно, в соответствии с социальным положением этих семей.
Особенно быстро развивалось имущественное неравенство среди германских племен, населявших пограничные с римскими провинциями территории. На этот процесс оказывали свое воздействие оживленные торговые связи германцев с римлянами и хозяйственные распорядки местного романизированного населения.
Германцы при Таците жили еще догосударственным строем. Высшая власть оставалась и теперь за народным собранием, которое решало вопросы войны, мира и другие важнейшие дела, избирало старейшин и военных вождей племени, творило суд в соответствии с обычаями племени. Но помимо народного собрания большое значение приобрел совет старейшин. Этот орган власти решал менее значительные дела самостоятельно, не обращаясь к народному собранию, а более важные подготавливал к обсуждению в нем. Таким образом, знать из которой состоял совет старейшин, играла немалую роль в общественном управлении._
Военный вождь командовал ополчением во время войны. Он избирался по принципу пригодности («по доблести», пишет Тацит), но практически в большинстве случаев — из круга знатных семей. «Большая знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют звание вождя даже юношам», — отмечает Тацит. Знатность передавалась таким образом по наследству.
У некоторых германских племен в эпоху Тацита складывался новый орган власти, значение которого постепенно возрастало, — королевская власть. Король, стоявший во главе племени, выполнял те же функции и имел те же права, что и старейшина племени. Но часто он выполнял одновременно и функции военного вождя. Власть короля была ограничена народным собранием и советом старейшин. «У королей, — пишет Тацит, — нет неограниченной или произвольной власти, и вожди главенствуют скорее примером, чем на основании права приказывать». Короли избирались всеми свободными людьми племени, но из узкого круга знатных родов. И хотя королевская власть еще представляла собой один из органов системы управления родового строя, в ряде случаев уже заметно стремление королей присвоить себе права верховной власти, стоящей над народом. У некоторых племен возникали зачатки наследственной королевской власти.
Известную роль в общественной жизни германских племен играли служители языческих религиозных культов — жрецы и прорицательницы. Жрецы поддерживали порядок на собраниях, в отдельных случаях подвергали наказаниям тех, кто совершал преступления. Однако особого, привилегированного слоя, имевшего самостоятельное значение в общественной жизни, жрецы и прорицательницы не составляли.
Видное место в общественной жизни германцев в конце I в. н. э. занимали военные дружины. В отличие от времени, описанного Цезарем, дружины превратились теперь в постоянные военные отряды вождей и других знатных людей. Дружинники жили во владениях своих предводителей, получали от них оружие, коней, часть военной добычи и содержание в виде угощений. Связанные со своими вождями узами послушания и личной преданности, дружины способствовали усилению власти военных вождей и королей.
Рост значения знати и королей в управлении не означает, однако, утверждения у древних германцев «аристократического строя», как считают некоторые зарубежные исследователи. Массы рядовых свободных продолжали играть определяющую роль в общественной жизни.
Организация управления, сложившаяся в это время у германских племен, характеризуется Энгельсом как «военная демократия». Органически связанная с войной, потому что «война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни», эта система управления была вместе с тем демократией, потому что рядовые общинники участвовали в общественном управлении. Народное собрание выступало в качестве высшего органа власти, основой военной мощи племени оставалось ополчение, состоявшее из всех рядовых свободных воинов.
Родовые отношения были еще очень сильны и определяли все стороны жизни германцев в мирное и военное время; Родственники участвовали в наследовании имущества умершего родича, обязаны были мстить за пострадавшего и участвовать в уплате вергельда и штрафов за сородича, совершившего правонарушение. Боевой порядок на войне строился по родам и группам родственников.
Таким образом, в эпоху, описываемую Тацитом, германские племена находились на высшей ступени родового строя, когда этот строй уже начинал разлагаться. Об этом свидетельствует зарождение имущественного неравенства, появление, хотя еще и ограниченное, частной собственности на землю, замена кровнородственной общины земледельческой, начало формирования наследственной знати и наследственной королевской власти.
ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ
Передвижения германцев во II—III вв.
Во II—III вв. н. э. происходили перегруппировки и перемещения германских племен в Восточной и Центральной Европе, приведшие к усилению натиска германцев на границы Римской империи. Их главной причиной был рост производительных сил в германском обществе. Соседние племена и народы, оказывая давление на германцев, также побуждали их к передвижениям.
Особенно длинный путь во время своих передвижений проделали восточногерманские племена — готы. Еще во II в. н. э. они передвинулись из областей, примыкающих к Прибалтике, в Причерноморье. Готские племена, поселившиеся по Днестру и нижнему Дунаю, именовались вестготами; готы, занявшие области на восток от Днестра до берегов Черного и Азовского морей, — остготами. Отсюда готы постоянно совершали набеги на территорию Римской империи.
У германцев в это время возникли новые крупные племенные союзы, носившие более устойчивый характер: алеманяский союз (в него входили семноны, квады и некоторые другие племена в верховьях Рейна); союз саксов (состоявший из ряда племен, обитавших к западу в востоку от нижней Эльбы, — херусков, хавков и др.); союз франков (из племен среднего и нижнего Рейна — хамавов, батавов, сигамбров хаттов, салиев и др.); союзы вестготов и остготов в Причерноморье; союзы лангобардов, вандалов, бургундов и др.
В III – начале IV в. алеманны захватили так называемые Десятинные поля (земли в треугольнике между Рейном, Дунаем и Неккаром). У германцев появился плацдарм для дальнейших вторжений на территорию империи.
Изменения в общественной жизни германцев во II—V вв.
Рост производительных сил у германцев нашел свое выражение в усовершенствовании орудий производства и агрикультуры, в развитии и более широком распространении различных ремесел, промыслов, в росте торговли. Расширилось применение тяжелого плуга с железным лемехом; получила распространение борона; увеличилась площадь обрабатываемых земель путем расчистки лесов; улучшились породы скота.
Был достигнут прогресс в ремесле и промыслах; повысилось качество изготовлявшегося германцами оружия (мечей, шлемов, боевых топоров), домашней утвари, металлических украшений, изделий из кожи, тканей, гончарных изделий (уже с применением гончарного круга). Усовершенствовалось судостроение, строились большие весельные суда. Расширилась торговля: римские купцы стали постоянными посетителями германских областей; велась также торговля со Скандинавией и Причерноморьем. Но при всем этом в целом хозяйство у германцев оставалось натуральным.
Более тесный контакт с империей ускорял процесс разложения родового строя у германцев, обусловленный ростом производительных сил. Он выражался прежде всего в дальнейшем имущественном расслоении среди свободных общинников, возникновении неравенства между отдельными родами. У некоторых германских племен прекратились уравнительные переделы земли между членами общины.
О возникновении неравенства между родами и внутри рода свидетельствует и тот факт, что у ряда германских племен появился слой полусвободных людей (литы у франков и саксов, лэты у ютов, альдии у лангобардов), которые обычно являлись держателями земель свободных земледельцев. В этот слой полусвободных входили главным образом обедневшие сородичи. Находясь в личной и частично материальной зависимости от своих господ, они в то же время обладали в отличие от рабов известной правоспособностью: их жизнь была защищена вергельдом, они могли заключать имущественные сделки.
Система управления германцев по-прежнему представляла собой военную демократию. Но для этого времени характерно дальнейшее усиление роли знати, умаление значения рядовых свободных в общественной жизни и возникновение зачатков государства в виде наследственной королевской власти, опирающейся на военные дружины.
Новые условия социально-экономической жизни сделали неизбежными изменения и в области культуры и идеологии. У германцев появилась руническая письменность — система письма, в которой наряду с особыми знаками германского происхождения использовались буквы греческого и римского алфавитов. Но письмо это применялось лишь для целей религиозного культа и для кратких надписей на оружии, утвари.
B IV в. среди ряда германских племен (готов, вандалов, бургун-дов и др.) распространилось христианство в форме арианства. Первым проповедником христианства у готов был Ульфила, который перевел Библию на готский язык.
Но все эти новые явления в жизни германских племен не означали еще коренного изменения общественного строя. Принцип частной собственности на землю еще не утвердился, и классовое общество у германцев еще не сложилось.
Начало так называемого «Великого переселения народов»
В конце IV в. н. э. начались особенно крупные, массовые передвижения варварских племен и вторжения их на территорию Римской империи, называемые обычно «Великим переселением народов». Наступление варварских племен на империю было вызвано, во-первых, углублением имущественного и социального неравенства в их среде и, во-вторых, стремлением к умножению богатств, к захвату земель и военной добычи. Война для германских племен к этому времени стала обычным и постоянным занятием. Территория Римской империи с ее обширными, хорошо возделанными землями и богатыми городами имела особую притягательную силу для варваров. Рост населения как следствие повышения жизненного уровня в результате перехода к оседлости также оказался одним из факторов «Великого переселения».
В то же время германские племена подвергались и давлению извне. Они испытывали натиск со стороны соседей, нуждавшихся в новых землях для поселения. Особенно острую потребность в территории испытывали кочевые племена Азии, которые в связи с их способом производства (кочевое скотоводство) стремились овладеть обширными пространствами. Земледельческие племена, не будучи способными оказать успешное сопротивление многочисленной коннице кочевников, оставляли обжитую территорию и в свою очередь вступали в борьбу с другими варварскими племенами или Римом из-за областей, пригодных для поселения.
Передвижения варварских племен, происходившие с конца IV до VI в. н. э., отличались от предшествующих переселений как по своим масштабам, так и по характеру. В них участвовали особенно значительные массы варваров, которые передвигались на тысячи километров по территории Европы. Варвары не ограничивались нападением на пограничные области Римского государства, а вторгались и во внутренние районы империи. В условиях все углубляющегося кризиса рабовладельческого способа производства, ослабленная социальными противоречиями Римская империя не в состоянии была оказать завоевателям эффективного сопротивления.
Исходным толчком к «Великому переселению народов» явились передвижения гуннов. Во второй половине IV в. на территории между Волгой и Доном образовался племенной союз, ядро которого составляли выходцы из Азии — гунны, жившие родо-племенным строем. Одни исследователи относят их к племенам тюркского происхождения другие — монгольского). Гунны были скотоводами-кочевниками, не знали земледелия, промыслы находились в зачаточном состоянии. Земля, занимаемая племенем, являлась владением всего племени; все главные дела решались на народных собраниях (не слезая с коней) на время военных действий избирались военные вожди. Постоянной королевской власти в IV в. у гуннов не было.
Во второй половине IV в., продвигаясь на запад, гунны разгромили в бассейне Дона племя аланов, включив его в свой племенной союз Затем в 375 г. гунны нанесли поражение готскому племенному союзу в Причерноморье, в результате чего этот союз, в подчинении у которого находились многие соседние племена, распался. Часть остготов вошла в состав гуннского объединения, другая же передвинулась на запад.
Образование Вестготского королевства
Вестготы, соседи остготов, опасаясь гуннского нападения, снялись вместе с семьями со своих мест, перешли через Дунай на территорию Римской империи и в 376 г. были поселены римским правительством в Мезии (часть нынешней Болгарии) в качестве федератов — союзников империи. Вестготы сохраняли свое управление и обычаи и должны были нести военную службу по охране границ. Но римские власти, вопреки обещаниям, не обеспечивали их продовольствием. Голод, вымогательства и насилия со стороны римских чиновников побудили вестготов к восстанию. К ним присоединились отряды из других германских племен. К вестготам примкнули также рудокопы, работавшие в рудниках Фракии, и многие варвары-германцы, находившиеся в рабстве у римлян в данной местности. В 378 г. в битве при Адрианополе римская армия была разгромлена готской конницей, а император Валент погиб.
К 382 г. римскому императору Феодосию удалось подавить восстание. Вестготы снова были поселены в качестве федератов (в Мезии, Фракии и Македонии), но после 395 г. они опять восстали во главе с предприимчивым военным вождем Аларихом из знатного рода Балтов, которого избрали королем. Восстание было подавлено с трудом, и Рим был вынужден предоставить вестготам для поселения богатую провинцию Иллирию на западе Балканского полуострова.
Дальнейшая борьба вестготов с Римом переместилась в Западную империю. Вестготов привлекала Италия, и в начале V в. они вторглись в нее. В течение ряда лет военные действия вестготов против Рима периодически сменялись соглашениями о союзе. Но с 408 г., после смещения римским правительством полководца Стилихона, одержавшего ряд побед над вестготами, и его казни, натиск вестготов усилился. На сторону Алариха перешло много варваров-германцев из войск Стилихона, а также большое число римских рабов. Аларих несколько раз подступал к Риму и осаждал его. В 410 г. Рим был взят вестготами и разграблен.
Падение столицы мировой империи произвело огромное впечатление на современников. Многим представителям античной культуры казалось,4 что с падением Рима погибнет весь мир. Но борьба между Римом и варварами продолжалась. Из опустошенной Италии, где вестготы не могли удержаться из-за недостатка продовольствия, они под предводительством преемника Алариха — Атаульфа — после неудачной попытки переправиться в Сицилию перешли в Южную Галлию.
Римское господство в Галлии было уже подорвано народными восстаниями багаудов, мятежами претендентов на императорский престол и вторжениями различных варварских племен.
После нескольких лет борьбы вестготы по соглашению с правительством империи поселились в качестве федератов в Юго-Западной Галлии (Аквитании). Здесь в 418 г. возникло первое варварское государство на территории Римской империи — Вестготское королевство со столицей в Толозе (современная Тулуза). Вскоре после своего поселения в Аквитании вестготы разделили земли с местным населением, получив две трети пахотных земель и половину других угодий, принадлежавших римским землевладельцам, в первую очередь земли императорского фиска и крупных римских магнатов.
Во второй половине V в. вестготы завоевали всю Галлию южнее Луары и Дюранса, а также большую часть территории Испании. В начале VI в. франки разгромили Тулузское королевство вестготов и Аквитания в 507 г. вошла в состав Франкского королевства. Центр Вестготского государства переместился в Испанию. В состав государства вестготов, кроме испанских земель, входила область на юге Галлии — Септимания. Оно просуществовало до начала VIII в., когда было завоевано арабами.
Вандальское королевство в Африке
Вслед за вестготами создало свое королевство на римской территории германское племя вандалов; в III в. н. э. оно переместилось из внутренних областей Германии на Дунай, в Дакию, в начале IV в. — в Паннонию, а затем под давлением гуннов передвинулось на запад. Вместе с другими варварскими племенами вандалы в начале V в. прорвали римскую оборону на Рейне, вторглись в Галлию и подвергли ее страшным опустошениям. Из Галлии вандалы вместе с аланами и свевами перешли в Испанию, где через некоторое время столкнулись с вестготами.
В 429 г. вандалы вместе с аланами переправились через пролив (современный Гибралтар) в Северную Африку. Их возглавлял король Гейзерих, сумевший использовать мятеж римского наместника в Северной Африке, восстания против Рима местных племен (берберов) и не сломленное до конца народное движение агонистиков. Он завоевал большую часть Северной Африки, где возникло самостоятельное Вандальское королевство со столицей в Карфагене. Вандалы, которые были арианами, захватили земли и имущество римской знати и католической церкви в той части Северной Африки, где поселились (современные Тунис и Ливия). Завладев затем Ба-леарскими островами, Корсикой, Сардинией, Сицилией, Гейзерих в 455 г., напав с моря на Италию, захватил Рим. Вандалы подвергли город страшному разгрому и опустошению, уничтожили много памятников культуры и произведений искусства. Отсюда происходит возникший позднее термин «вандализм», которым обычно обозначается дикое уничтожение культурных ценностей.
Вандальское королевство просуществовало до 534 г., когда войска императора Юстиниана разгромили вандалов и присоединили Северную Африку к Византии.
Образование Бургундского королевства
В Юго-Восточной Галлии в V в. образовалось Бургундское королевство. Вместе с вандалами, аланами и свевами бургунды в начале V в. перешли через Рейн и основали на среднем Рейне свое королевство с центром в Борисе. В 437 г. Бургундское королевство было разгромлено гуннами, и остатки бургундов были поселены Римом в качестве федератов в Сабаудии (современная Савойя), к югу и юго-западу от Женевского озера. Позднее бургунды распространились на долину верхней и средней Роны и Соны с их притоками, и в 457 г. оформилось новое Бургундское королевство со столицей в Лионе.
Бургунды осуществили раздел земель с местным населением. Очевидно, дележу подверглись земли не только знати, но и других землевладельцев. Бургунды получили половину лесов, лугов, и пастбищ, одну треть рабов и сначала половину, а позднее две трети пахотных земель галло-римлян. Селились бургунды кровнородственными группами (большими семьями), которые именовались фарами (а их члены — фараманнами). Бургунды, как и вестготы, не встретили сопротивления со стороны населения Галлии, стремившегося избавиться от римского господства, от непосильных налогов. По словам галло-римского клирика V в. Сальвиана, римский плебс «единодушно заявляет о том, чтобы ему было позволено жить с варварами...». Некоторые представители местной знати стали служить варварским королям. В 534 г. Бургундское королевство было завоевано франками.
Гуннский племенной союз в V в.
Гунны, разгромив остготов, стали вторгаться на римскую территорию. В начале V в. они заняли Паннонию (западную часть современной Венгрии) и создали здесь обширное объединение, в которое входил ряд покоренных ими германских и негерманских племен (остготов, ква-дов, маркоманнов, герулов, гепидов и др.). Уровень общественного развития у гуннов к этому времени несколько повысился, усилилась социальная дифференциация, появились рабы, использовавшиеся главным образом в домашнем хозяйстве, начала складываться наследственная королевская власть. Однако, оставаясь в основной своей массе кочевниками, гунны нуждались главным образом в пастбищах для скота и военной добыче и поэтому продолжали свои завоевания. При этом они беспощадно уничтожали целые деревни и города, взимали дань с покоренного населения. В середине 40-х годов V в. во главе гуннов стал энергичный предводитель Аттила, прозванный современниками «бичом божьим», под водительством которого они опустошили значительную часть Европы.
Более низкий уровень общественного развития кочевников-гуннов исключал возможность такого взаимодействия римских и варварских социальных отношений, которое было характерно для королевств, «скованных земледельческими германскими племенами в Галлии, Ис-иании и Италии.
В начале 50-х годов Аттила перешел Рейн и вторгся в Галлию. В 451 г. в Шампани при Мауриаке произошло одно из крупнейших сражений того времени. На стороне римлян, которых возглавлял полководец Аэций, выступали вестготы, франки, бургунды; на стороне гуннов — остготы, гепиды. Гунны понесли в этом сражении огромный урон и вынуждены были отступить за Рейн. После смерти Аттилы гуннское объединение племен распалось (454 г.).
Образование Остготского королевства
После распада гуннского племенного союза остготы жили в дунайских областях, в Паннонии, а также во Фракии и являлись федератами (союзниками) Восточной Римской империи. Вождь остготов Теодорих из знатного рода Амалов имел римские звания патриция и консула.
Объединив в 488 г. под своей властью большую часть остготов, Теодорих организовал с согласия восточноримского императора Зенона поход в Италию, где правил Одоакр.
После ряда нанесенных ему остготами поражений Одоакр заключил с Теодорихом мир и договор о разделе Италии. Но вскоре Одоакр был убит Теодорихом, и в 493 г. в Италии образовалось Остготское королевство со столицей в Равенне, включавшее также и области к северу от Италии вплоть до Дуная — нынешние Тироль, Швейцарию, части Баварии, Австрии, Венгрии, а также Иллирию на восточном побережье Адриатического моря.
Основная масса остготов расселилась в Северной и Средней Италии. В Южной Италии находились лишь готские гарнизоны. Раздел земель с местным населением был осуществлен путем предоставления готам одной трети владений римских землевладельцев за счет земель, ранее захваченных приверженцами Одоакра. Позднее разделу подверглись дополнительно и другие земли части римских землевладельцев. Остготское королевство просуществовало лишь до 555 г., когда в результате долгой войны Византийская империя окончательно подчинила своей власти Италию.
Завоевание Италии лангобардами
Византии, однако, не удалось сохранить надолго свое господство над всей Италией. В 568 г. лангобарды (германское племя, жившее ранее на левом берегу Эльбы, а затем переселившееся на Дунай в Паннонию) под предводительством короля Альбоина вторглись в Италию. К началу VII в. лангобардам удалось захватить большую часть Италии. Они расселились в северной и средней части страны (будущие Ломбардия и Тоскана) и в горных областях Южной Италии, где образовались лангобардские герцогства Беневент и Сполето. Большая нее часть морских портов осталась в руках византийцев. Не вошла в состав Лангобардекого королевства и область вокруг Равенны (так называемый Равеннский экзархат — наместничество Византии), а также область вокруг Рима (впоследствии Папская область). Лангобарды селились в Италии кровнородственными группами (большими семьями), которые, как и у бургундов, именовались фарами. Лангобарды не производили какого-либо регулярного раздела земель с римским населением, как это делали бургунды или вестготы, но их расселение сопровождалось изгнанием и частичным истреблением римских крупных и средних землевладельцев, конфискацией их земель. Пострадала также часть местных крестьян, колонов и рабов, сидевших на земле. Основная же масса римских рабов и колонов слилась с лангобардскими рабами и полусвободными (альдиями).
Лангобардское королевство просуществовало до 70-х годов VIII в., когда было завоевано франками.
Образование англосаксонских королевств в Британии
В начале V в. римское правительство, напрягавшее все силы для обороны Италии от варваров, вынуждено было отозвать свои легионы из Британии. После этого кельтские племена пиктов и скоттов усилили свои набеги с севера на юго-восточные районы страны, где находились города и виллы римского типа.
С середины V в. начались массовые, хотя и разрозненные, вторжения в Британию германских племен с северного побережья Германии и Ютландского полуострова — англов, саксов, ютов, а также фризов, живших на побережье Северного моря. Англы и саксы составляли среди этих племен большинство, и поэтому все вторгшиеся в Британию и поселившиеся здесь племена называют общим именем англосаксов. Бритты — кельтское население Британии — оказали завоевателям упорное сопротивление. В результате борьбы, продолжавшейся до начала VII в., значительная часть кельтского населения была истреблена или порабощена; часть бриттов сохранила свободу и землю и постепенно смешалась с германскими завоевателями, другая переселилась в Галлию, в Арморик (будущая Бретань).
Самостоятельность кельты удержали лишь на западной окраине острова (в Уэльсе и Корнуолле), на севере (в Шотландии), а также в Ирландии.
Завоеватели образовали на территории Британии несколько варварских англосаксонских королевств (см. гл. 6).
Образование Франкского королевства
Франки впервые упоминаются в римских источниках в III в. н. э. Это был большой племенной союз, сложившийся из нескольких более древних германских племен. Франки жили по нижнему и среднему течению Рейна и морскому побережью по Шельде. В III—IV вв. франки часто нападают на Римскую Галлию в поисках новых мест для поселения. Во второй половине IV в. они заняли Ток-сандрию (область между Маасом и Шельдой), поселившись здесь в качестве федератов империи. К середине V в. салические франки распространили свои владения на юг и запад до Соммы.
Вождь одного из франкских племен «салиев» — Хлодвиг (481— 511) после падения Западной Римской империи начал завоевание Северо-Восточной Галлии, которой правил римский магнат Сиагрий, бывший здесь ранее намест<