Анте и другие вынужденные ставки
Основное, что интересует народ в анте и других форсированных ставках, как, например, блайнды в холдеме, это насколько они велики по сравнению с пределами ставок. Как мы видели в главе 4, если анте большое, надо играть свободнее, пытаясь увести побольше анте, и почти никогда не применять слоуплей. Если анте малое, вы играете жёстче, берёте меньше анте и чаще используете слоуплей. Если вы чувствуете, что вы лучше играете и вам более комфортно в аккуратной игре с низким анте, значит, это то, что вам нужно, и наоборот. Например, если вам особенно удаётся маскировать ваши карты, применять медленный подъём и ставить ловушки противникам, тогда игра с малым анте оптимально подходит под ваш стиль. Если, с другой стороны, вы агрессивный игрок с хорошей интуицией, подсказывающей вам, когда блефовать, а когда нет, тогда игра с высоким анте должна принести максимальные результаты. Однако, независимо от стиля игры, следует избегать столов, где анте просто чудовищно по сравнению с пределами ставок. В таком случае банк с самого начала настолько высок, что стоит уравниваться почти ни на чём, и вся игра практически сводится к сдаче карт и определению, у кого самая сильная комбинация.
Важным аспектом структуры анте является размер начальной ставки и величина первого подъёма после начальной ставки. Изменения этих двух ставок могут привести к значительным переменам в стратегии. В качестве иллюстрации возьмём стандартный $15-$30 разз в Лас-Вегасе и эту же игру с такими же пределами ставок $15-$30, которую я попробовал в казино Рено.
Обычно в $15-$30 раззе в Лас-Вегасе принято $1 анте, и обладатель старшей карты делает вынужденную ставку $5. После чего любой может поднять её на $10, что даст уже $15. При такой структуре, если у вас хорошая рука, почти всегда правильно поднять ставку на второй после самой старшей (худшей) нижней карты, если все остальные скинулись. Если вы просто уравняете $5 вынужденную ставку на приличной руке, обладатель худшей нижней карты имеет право уравняться после вас даже абсолютно ни на чём просто потому, что он получает шансы банка 3 1/2 к 1 на своей $5 ставке и может выиграть, если к нему придёт мелочь, а вам нет. Если же вы поднимите ставку в такой ситуации, вы срезаете его шансы примерно до 2 к 1. Теперь если этот игрок пожелает рискнуть перетянуть вас в следующем круге, у него худшее положение, если только он сам не набрал хорошую комбинацию.
В Рено, с другой стороны, при игре с тем же пределом $15-$30 обладатель старшей карты открывает игру ставкой в $10, после чего любой может поднять и сделать её равной $25. Такая структура диктует совершенно другую стратегию в той же самой ситуации. При таких условиях становится почти всегда правильно просто уравнять начальную ставку $10, имея вторую после худшей нижней карты, если у вас есть рука. Вы надеетесь на вторичное уравнивание после вас, поскольку у этого игрока уже нет достаточных шансов банка, чтобы играть на обгон, рассчитывая дальше усовершенствовать комбинацию.
Разница в стратегии обусловлена Фундаментальной Теоремой Покера. Уравниваясь, вы не только вынуждаете оппонента сделать ошибку на слабой руке, но к тому же вы ещё создаёте впечатление, что ваша рука слабее, чем она есть. Если оппонент уравнивает вашу ставку, на здоровье. Если поднимается, тоже замечательно.
Взаимозависимость различных структур и стратегий также можно проследить, сравнив предыдущий расклад холдема с пределом ставок $10-$20 в Рено и в Лас-Вегасе. В Вегасе первая ставка $5, и поднимающий может сделать её $10. В Рено первая ставка $4, и поднимающий может сделать её $14. Первое различие в том, что в Вегасе вас заставляют играть чуть жёстче, поскольку начальный вклад на доллар больше. Однако в Рено вы должны подниматься на несколько лучшей руке, поскольку вы вкладываете целых $14 - на $4 больше, чем в Вегасе, а начальный банк, который вы поднимаете, меньше. То есть, отношение вклада поднимающего к деньгам первого ставившего $14 к $4 в противоположность $10 к $5 в Лас-Вегасе. Таким образом, в Лас-Вегасе зачастую бывает правильно запустить $5 подъём для обмана оппонентов, чтобы заставить их спасовать перед вами на флопе, а в Рено обычно дороговато поднимать ставку только для того, чтобы ввести партнёров в заблуждение. Кроме того, когда вы уравниваете начальную ставку $5 в Вегасе, вы почти всегда вынуждены ставить и вторые $5. В Рено же у вас вполне может быть рука, стоящая $4 уравнивания, но потом её придётся сбросить, поскольку уравниваться за $10 на ней становится дороговато.
ПРЕДЕЛЫ СТАВОК
Первое, на что стоит обратить внимание при рассмотрении пределов ставок, это можете ли вы себе такое позволить. Даже если вы полагаете, что у вас неплохие шансы, не стоит садиться за стол с такими высокими ставками в соотношении с вашими деньгами, что вы не сможете правильно разыгрывать комбинации, поскольку не хотите рисковать проиграться в дым. В то же время, если вы считаете, что это для вас лучшая ситуация, надо играть на самом высоком пределе, который вы можете себе позволить, когда только возможно.
Прекрасный непрофессиональный игрок Джей Хеймовиц из Монтичелло, штат Нью-Йорк, рассказывает о том, как он начинал играть в 25/50-центовый покер в начале 1960-х. «Я заметил, что выигрывал около $20 в неделю, и на эти $20 мы с моей женой Кэрол могли выбраться раз в неделю в ресторан пообедать, - поведал мне Хеймовиц. - Затем меня осенило, что играя по $1, я бы мог наиграть $40 в неделю, и выбираться два раза в ресторан.» Сегодня Хеймовиц процветающий дистрибьютор пива «Будвайзер», он играет в безлимитный холдем на десятки тысяч долларов против самых лучших игроков в холдем в мире, но суть его рассказа в том, что при прочих равных условиях, если вы играете в лучшей ситуации, тогда чем выше ставки, тем больше вы в среднем выиграете.
Если вы играете с пределом, который вас устраивает, значение приобретает соотношение размера ставок на ранних стадиях торговли и на последующих. Если пределы ставок резко растут от круга к кругу, вы должны играть немножко отлично от того, когда они остаются относительно устойчивыми. Выражаясь математически, тем больше эскалация (рост) пределов, тем выше у вас потенциальные шансы на ранних стадиях торговли. Так, стоит поиграть свободнее в начале партии, если знаете, что можно выиграть большие ставки в конце. Говоря свободнее, мы имеем в виду, что вы берётесь играть на руках, которые имеют какие-то шансы собраться в сильные комбинации. Не надо играть на посредственной карте, из которой может получиться лишь средне-хорошая комбинация. Другими словами, если у вас нет обоснованной уверенности в том, что рука станет лучшей за столом, даже если она усовершенствуется, тогда это рука неиграбельная (not playable), и лезть в торг на ней не стоит. Однако рука типа высокого недотянутого стрита с внутренней дырой, на которой бы вы не играли при относительно небольшом разбросе ставок, может стать достойной розыгрыша, если вы планируете выиграть на ней большую ставку позже, когда из колоды придёт нужная карта.
Несомненно, игры с максимальным подъёмом ставок от начала до конца торговли - это вариант со ставками не выше банка и беспредел. Безлимитный покер по сути своей не имеет предела подъёма, любой участвующий может поставить любое количество денег с самого начала, но обычно ставки заметно возрастают с развитием торговли. И как мы видели в главе 7, в банко-предельном и безлимитном покере потенциальные шансы, — а не те, что сулит банк на данный момент, — зачастую становятся основным пунктом при принятии решения, делать ставку или уравниваться.
Когда ставка имеет достаточно устойчивые пределы - типично это $2-$4, $5-$ 10, $10-$20, то есть, увеличиваться она может только в два раза от первого круга до последнего, вы должны стартовать с хорошей рукой и выкидывать карту, которая требует элемента удачи. Вам приходится платить слишком высокую цену за то, чтобы остаться в игре, она непропорциональна тому, что вы можете выиграть несколько раз на удачном приходе. Особенно важно избавляться от таких рук в партиях, где было слишком много подъёмов на первом круге. Зачастую игрок запускает по два-три подъёма до флопа в лимитном холдеме. В подобной игре важно играть на высоких парах и сильных картах, воздерживаясь от рук типа
Для таких стартовых рук, чтобы они игрались с прибылью, нужны низкие ставки в начале партии и высокие в конце. То есть, вам подойдёт игра, в которой не слишком дорогой обмен, в результате которого вы сможете наменять мощную комбинацию, способную принести вам уйму денег в последующих кругах торговли.
ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ
Перед тем, как сесть играть, следует задать себе ряд вопросов. Дозволен ли правилами пас-подъём? Допускаются ли вариации в торговле или ставка неизменна? В семикарточном стад-покере младшая или старшая карта открывает игру? Сколько допускается подъёмов? Имеет ли первый ставивший первое слово в следующем круге?
Каковы бы ни были правила, надо с ними тщательно ознакомиться прежде, чем садиться играть. Не повторите ошибку моего приятеля, впервые севшего играть в дро-покер в Гардене. Он единственный из людей, которых я знаю, ухитрившийся проиграть партию, имея в руке флеш-рояль. В Гардене для открытия (вступления в игру) нужно иметь минимум пару валетов или выше, а джокер используется в качестве болвана. То есть, джокера можно пристраивать только к стритам, флешам и тузам - в другие пары он не идет.
Мой друг Н.С. сел играть в дро-покер с пределами ставок $2-$4, уплатив входной взнос $40, и первые карты, которые он получил, был тузовый стрит
У него было третье слово после дилера. Человек под пистолетом сказал пас, второй тоже спасовал, и Н.С. радостно поставил $2. Все за ним скинулись, а затем Игрок в первой позиции поднял ставку, а второй поднял её ещё дальше. Совершенно обалдевший, Н.С. уравнял двойной подъём, и первый подъёмщик уравнял вторичный подъём.
Когда дошло дело до обмена карт, первый остался стоять на своих. Второй также. Н.С. был достаточно сообразителен и быстро понял, что его стрит бит если не первым, то точно вторым игроком. Поэтому он мудро сбросил туза треф в надежде натянуть стрит-флеш червей или просто любой флеш, поскольку с джокером он имел в верхах A,Q.
Натягивая пятую к такой красивой системе, как Т♥,J♥,Q♥,Jk, Н.С. удовлетворяла любая из четырёх карт, дающая ему стрит-флеш, а именно 8♥,9♥,К♥ и А♥. Когда он взглянул на приход, он был там - король червей! Он собрал флеш-рояль - самую шикарную комбинацию из всех возможных в мире.
Второй игрок сделал ставку. Н.С. поднял её. Первый уравнялся, Второй поднял ставку дальше. Н.С. поднял ещё дальше. В конце концов первый игрок сбросил свой флеш со старшим валетом, но дальнейшие подъёмы продолжались до тех пор, пока в банке не набралось целых $40, с которыми Н.С. вступал в игру. Второй игрок обнажил фулл-хаус - два короля и три девятки. Широко улыбнувшись в предвкушении долгожданной победы, H.Q. раскрыл свой роял-флеш.
Он уже был готов забрать банк, когда партнёр задал ему вопрос: «На чём вы открывались?»
- На чём открывался? - Недоумённо переспросил Н.С. - У меня был стрит.
- Но вы меняли карту. - Заметил оппонент. - У вас нет открывающего минимума.
Вспомним, что по, правилам Гардены для открытия нужно не меньше пары валетов. Джокер может использоваться только с тузами, стритами и флешами. Поскольку Н.С. сбросил своего туза треф и действительно менял одну карту, натягивая роял-флеш, он не мог доказать, что открывал торговлю на законной комбинации. А в игорных залах Гардены на стене, между прочим, специально висит поясняющий плакат, который гласит: «При сплитовании открывающей комбинации игрок должен сказать сэйм (same - такая же) и обозначить сносимую карту, задвинув её под фишку картинкой вверх». Н.С. не знал этого правила, его роял-флеш был признан несуществующим (мёртвым), и обладатель фулл-хауса снял банк.
Помимо самого знания правил, важно ещё правильно их использовать с выгодой для себя, как это сделал обладатель фулл-хауса в Гардене. Здесь мы, правда, не вдаёмся в подробности, но вам всегда предстоит строить свою тактику в соответствии с правилами игры. Предположим, например, что правилами запрещён пас-подъём. В результате вы лишаетесь чрезвычайно эффективного приёма, который, положим, у вас выходит лучше, чем у других игроков за столом. Стратегия игры меняется так, что преимущество получает игрок на последней позиции. Поэтому если вы оказываетесь на этом месте (последним), вы должны ставить на порядок больше, поскольку вам больше не грозит риск коварного пас-подъёма. На ранних стадиях торговли можно побольше использовать полублеф, поскольку худшее, что может произойти, это то, что вас уравняют, но не поднимут. Даже на первой позиции вы должны ставить чаще, чем обычно, поскольку нет возможности использовать пас-подъём. (Однако против крутых игроков всё равно может быть лучше пасовать и уравниваться, нежели ставить на очень хорошей руке в первой позиции, поскольку вы можете спровоцировать их сделать ставку на руке, которую бы они скинули, если бы вы сами сделали ставку.)