Тема 1. Коммерческое право в российской правовой системе

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие коммерческой деятельности и торговли.

2. Основные концепции (школы) коммерческого права.

3. Развитие коммерческого права. Торговое право в дореволюционной России.

4. Проблема дуализма частного права.

5. Предмет и метод коммерческого права современной России. Соотношение коммерческого права и предпринимательского права.

6. Принципы коммерческого права.

7. Роль торговли в экономике Российской Федерации.

8. Возникновение торгового права, итальянский, французский и немецкий периоды развития торгового права.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1. Поищите в гражданском законодательстве России понятия «коммерческая деятельность», «торговая деятельность» и «предпринимательская деятельность», «предприниматель» и «коммерсант», «коммерческая организация» и «предпринимательская организация». Какие из названных понятий легально не определены? Последователен ли законодатель в употреблении этих терминов?

2.Подготовьте таблицу основных точек зрения на предмет коммерческого права и его место в российской правовой системе.

3. Соотнесите предлагаемую систему учебного курса коммерческого права с системами курсов торгового права дореволюционных юристов. Что, по Вашему мнению, изменилось в преподавании коммерческого (торгового) права? Каких тем, по Вашему мнению, не хватает в современном курсе коммерческого права?

Тема 2. Источники и формы коммерческого права.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Система источников и форм коммерческого права

2. Конституция РФ и федеральные законы как источники коммерческого права. Подзаконные акты как источники коммерческого права.

3.Роль законов и подзаконных актов субъектов Российской Федерации в регулировании коммерческой деятельности.

4.Торговые обычаи как источники коммерческого права.

5. Международные правовые акты в сфере коммерческой деятельности. Акты ВТО о коммерческой деятельности. Модельные Торговые кодексы и законы о торговле СНГ, Таможенного союза и других наднациональных объединений.

6. Роль актов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в коммерческом праве России.

7. Перспективы совершенствования коммерческого законодательства.

8. Регулирование торговли на муниципальном уровне.

9. Перспективы разработки и принятия Торгового кодекса РФ.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1. Гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, тем не менее, существует законодательство субъектов о торговле, к какой же отрасли оно относится?

2. Подготовьте таблицу аргументов за и против следующих точек зрения на перспективы правового регулирования торговли. 1. необходимость принятия Торгового кодекса России. 2.необходимость принятия комплексного Закона «О торговле». 3. необходимость принятия Предпринимательского кодекса, в котором должны быть урегулированы и вопросы торговой деятельности. 4. необходимо оставить нынешнюю систему правового регулирования торговли.

Тема 3. Система субъектов коммерческого права.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Товарный рынок как сфера функционирования субъектов коммерческого права.

2. Коммерсанты: понятие и признаки.

3. Виды коммерсантов: дилеры, дистрибьютеры, ритейлеры,торговые дома.

4. Коммерческие посредники и коммерческие представители.

5. Организаторы торгового оборота.

6. Субъекты, содействующие купле-продаже товаров.

7. Общие положения об участии Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в коммерческих отношениях.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1. Открытое акционерное общество «Золото» заключило поставочный фьючерсный контракт на бирже со сроком поставки в январе 2010 г. В декабре 2009 г. ОАО обратилось в Расчетную палату биржи с требованием принять исполнение.

Возможно ли досрочное исполнение фьючерсного контракта?[1]

2. Общество с ограниченной ответственностью «Брокерская фирма» — брокер при заключении биржевой сделки, действуя от своего имени за счет клиента при приобретении биржевого товара по биржевой сделке, нарушило биржевой лимитный приказ клиента, из-за чего последний понес убытки.

Вышел ли брокер за пределы правоспособности?

Будет ли биржевая сделка признана недействительной?[2]

3. В центральной прессе было опубликовано объявление о завершении работы региональной промышленной ярмарки. В объявлении также содержалось предложение заинтересованным покупателям заключить договор на покупку 20 ООО тонн нефти с ярмарочным комитетом. Согласовать условия поставки можно было, непосредственно обратившись к председателю ярмарочного комитета. В объявлении устанавливались сроки поставки продукции и обозначался регион, в рамках которого ярмарка берет на себя обязательство поставить продукцию.

Правомерны ли действия ярмарочного комитета?

Какие функции выполняют ярмарки в торговом обороте?

Существуют ли какие-либо ограничения на заключение договоров органами ярмарки?[3]

4. Маркетинговое агентство и пять крупных коммерческих компаний решили создать товарную биржу. Для того чтобы легче было находить потенциальных покупателей товаров, представители торговых компаний решили создать отделы на бирже, которые будут соответствовать профилю их деятельности. Таким образом, в структуре биржи появились торговый, транспортный, фондовый отделы и страховой отдел, который должен был заниматься личным и имущественным страхованием предпринимателей в сфере торговли. Маркетинговому агентству было предложено заключить с биржей отдельный договор на проведение маркетинговых исследований. Из числа учредителей планировалось создать отборочный комитет для определения состава потенциальных участников биржевых торгов. В функции отборочного комитета входило исключение из состава участников торгов представителей компаний, конкурирующих с компаниями-учредителями.

После проведенных переговоров между собой представитель одной из компаний обратился за консультацией к юристу.

Какие документы необходимы для создания товарной биржи?

Какие функции выполняет товарная биржа?

Насколько предполагаемая структура товарной биржи отвечает ее назначению в торговом обороте?

Какие внутренние документы предстоит разработать учредителям биржи?[4]

Тема 4. Торговые объекты и торговые сети

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие торгового объекта. Виды торговых объектов.

2. Правовое регулирование торговых объектов в федеральном законодательстве и на уровне субъектов Российской Федерации. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

3.Торговые сети.

4.Распродажи: правовой статус, зарубежный опыт и перспективы правового регулирования.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1. Каково соотношение понятий «нестационарные торговые объекты» и «объекты мелкорозничной сети» в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ?

2. Часовой завод обратился в арбитражный суд с иском о пресечении нарушения прав на товарный знак к комиссионному магазину, выставившему на продажу часы, имеющие изображение его товарного знака, производителем которых завод не является.

Возражая против заявленных требований, ответчик сослался на то, что он не является изготовителем часов, а только занимается их реализацией.

Является ли предложение к продаже товара с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, нарушением прав на товарный знак? Каким должно быть решение арбитражного суда?[5]

3.Иностранная компания являлась владельцем товарного знака, зарегистрированного в СССР в 1981 г. Компания поставляла в Россию изготавливаемый товар через российское акционерное общество, которое распространяло его на российском рынке.

Российский производитель аналогичной продукции обратился в 2002 г. в Высшую патентную палату с заявлением о досрочном прекращении действия правовой охраны указанного товарного знака на территории России в связи с его неиспользованием. Проанализировав представленные доказательства, Высшая патентная палата пришла к выводу, что спорный товарный знак не использовался владельцем в течение пяти лет, и по этой причине его правовая охрана должна быть прекращена. Владелец товарного знака не согласился с решением Высшей патентной палаты и обратился с иском в арбитражный суд о признании решения недействительным.

Суд первой инстанции в иске отказал, отметив, что факт непосредственного использования на территории России товаров, маркированных спорным товарным знаком, самим владельцем товарного знака или иным лицом на основании лицензионного соглашения с правообладателем не подтверждается.

Суд апелляционной инстанции исковые требования удовлетворил, указав на то, что товар на протяжении последних пяти лет регулярно ввозился в Россию и реализовывался среди российских потребителей.

Кассационный суд отменил постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Иностранная компания, не согласившись с постановлением кассационной инстанции, обратилась в Высший арбитражный суд РФ.[6]

Тема 5. Объекты коммерческого права

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Товар как экономическая и правовая категория. Признаки товара.

2. Классификация товаров.

3. Средства индивидуализации товаров

4. Товарораспорядительные документы

5. Номенклатуры и классификаторы товаров.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1. Подготовьте в форме таблиц:

1.1.Соотношение экономического и правового понятия о товаре

1.2.Соотношение понятий «товар», «вещь», «имущество»

2.В курсе Коммерческого права Российской академии государственной службы при Президенте России в перечень объектов коммерческого права включены недвижимые вещи. Оцените данную позицию.

3.Уместно ли говорить о «торговле работами» и «торговле услугами». Сопоставьте точки зрения разных авторов, как юристов, так и экономистов

4.Сделайте подборку решений арбитражных судов за последние два года, в которых фигурируют товарораспорядительные документы. Проанализировав их, изложите основные функции и значение товарораспорядительных документов

Тема 6. Коммерческие договоры. Понятие и принципы договорной работы в коммерческой деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Система коммерческих договоров.

2. Реализационные договоры (договоры продаж).

3. Договор коммерческой концессии.

4. Посреднические договоры в коммерческой деятельности.

5. Договоры по оказанию услуг, содействующих купле-продаже товаров.

6. Договор на оказание рекламных услуг. Рекламная продукция и государственное регулирование рекламы.

7. Организационные договоры.

8. Договорные (хозяйственные) связи в коммерческой деятельности. Классификация договорных связей.

9.Договорная работа: понятие, принципы, этапы. Понятие и виды договорных систем.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1.Проанализируйте практику ФАС России в сфере применения законодательства о рекламе, приведите 2-3 примера нарушений законодательства о рекламе.

2. Ткацкая фабрика и оптово-посредническая фирма заключили соглашение о поставках тканей сроком на 1 год. По условиям заключенного соглашения оптово-посредническая фирма обязалась закупить у фабрики гарантированное количество тканей. Один раз в квартал стороны должны согласовывать ассортимент подлежащих поставке тканей с учетом сезонных колебаний спроса населения. По результатам согласования оптово-посредническая фирма высылает заявку на поставку партии тканей с приложением спецификации. Ткацкая фабрика обязуется поставить товар только после поступления заявки.

Определите правовую природу заключенного сторонами соглашения. Вытекает ли обязанность по поставке тканей непосредственно из заключенного соглашения или стороны должны заключать отдельные договоры купли-продажи?[7]

3. Между ООО "А" и ООО "Б" был заключен договор в соответствии с которым, ООО "Б" обязано поставлять ООО "А" канцелярские товары по его заявкам в течение трех рабочих дней в соответствии с прайс-листом ООО "Б" на день получения заявки. В самом договоре конкретный перечень канцелярских товаров указан не был. В договоре было указано, что после того, как ООО "А" закупит канцелярские товары на сумму большую, чем 400 тысяч рублей, на все последующие закупки будет производиться скидка в размере 10 %. ООО "А" закупило четыре партии канцелярских товаров по 100 тысяч рублей каждая. Общая цена товаров в пятой заявке в соответствии с прайс-листом ООО "Б" на день получения заявки составляла 200 тысяч рублей. Поставив товар, ООО "Б" выставило счет ООО "А" на 200 тысяч рублей. ООО "А" оплатило 180 тысяч рублей, рассчитав, что скидка по договору составляет 20 тысяч рублей. Представители поставщика потребовали заплатить оставшиеся 20 тысяч, мотивируя это тем, что договор, на который ссылалось ООО "А" не влечет гражданско-правовых последствий, поскольку в нем отсутствуют существенные условия договора поставки, а именно, не конкретизировано какие товары, на какую сумму и когда должны поставляться. Поскольку покупатель не исполнил это требование, ООО "Б" обратилось в арбитражный суд.

Оцените позиции сторон. Как можно квалифицировать договор, заключенный между сторонами? Чем являются заявки, направляемые в соответствии с ним покупателем, по которым производятся поставки канцелярских товаров? Кто прав в этом споре?

4. Фирма — производитель канцелярских изделий изготовила буклет (тираж 1000 экз.), содержащий информацию об ассортименте производимых канцелярских товаров, их выгодном отличии от аналогов, производимых конкурентами, контактные телефоны. На каждой странице буклета были размещены фотографии людей, пользующихся канцелярией фирмы, рядом с обезьянами, фотографии сопровождались комментарием: «Только наши товары превратят обезьяну в человека!» Воспользовавшись адресной базой, фирма распространила буклеты по офисам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей посредством почтовой рассылки. Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы направило фирме предписание об устранении нарушений ст. 6 и 8 Закона «О рекламе», поскольку буклеты содержали высказывания, порочащие конкурентов и лиц, не пользующихся рекламируемым товаром (недобросовестная и неэтичная реклама). Фирма отказалась выполнять предписание, сообщив территориальному управлению следующее. В соответствии со ст. 2 Закона «О рекламе» рекламой признается информация, предназначенная неопределенному кругу лиц. Буклеты рассылались по конкретным адресам, следовательно, предназначались определенному кругу лиц и содержащаяся в них информация не является рекламой.

Определите, является ли изготовленный буклет рекламой или простым информационным сообщением?[8]

Тема 7. Заключение, изменение и расторжение коммерческих договоров. Исполнение коммерческих договоров

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Условия коммерческих договоров: виды и порядок формирования.

2. Преддоговорные отношения (преддоговорный этап). Переговоры о заключении договоров. Преддоговорные споры (culpa in contrahendo). Правовые (юридические) заключения по проектам договоров.

3. Способы заключения коммерческих договоров. Оферта и акцепт как стадии заключения договора: проблемы квалификации при заключении договоров между "присутствующими" и "отсутствующими".

4. Заключение коммерческих договоров на торгах. Формы и виды торгов. Правовая природа извещения о проведении торгов.

7. Непоименованные в ГК способы заключения коммерческих договоров: запрос предложений, приятие заказа к исполнению и др.

8. Изменение и расторжение коммерческих договоров. Обстоятельства непреодолимой силы в коммерческом обороте.

9. Понятие и принципы исполнения коммерческих договоров. Договорная дисциплина.

10. Момент исполнения договора. Унифицированные формы в документировании исполнения договора.

11. Приемка товаров по качеству и количеству. Проведение экспертизы при приемке товаров.

12. Порядок оборота тары.

13. Ответственность сторон коммерческих договоров. Методика расчета убытков вследствие ненадлежащего исполнения договоров.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1. Производственный кооператив «Завод "Стройдеталь"» заключил с ОАО «Дунай» договор на продажу последнему партии оконных блоков в количестве 10 ООО штук. Договором было предусмотрено, что вся партия оконных блоков будет передана покупателю спустя пять дней после оплаты товара. В договоре были определены также цена товара и место сдачи-приемки — склад ПК «Завод "Стройдеталь"». Никаких иных условий договор не содержал.

ОАО «Дунай» перечислило стоимость партии товара на расчетный счет ПК «Завод "Стройдеталь"», после чего направило своего представителя за товаром.

ПК «Завод "Стройдеталь"» отгрузил ОАО «Дунай» только половину партии оконных блоков (5000 штук). В ответ на запрос ОАО «Дунай» ПК «Завод "Стройдеталь"» пояснил, что в связи с недопоставкой ему древесного сырья, он не смог изготовить всю партию блоков, предусмотренную договором.

ОАО «Дунай» обратилось с иском в арбитражном суде, требуя от ПК «Завод "Стройдеталь"» возврата стоимости оплаченного, но непоставленного товара, а также неустойки за недопоставку в соответствии с законодательством о поставках и убытков, вызванных ненадлежащим исполнением договора. Ответчик, возражая против иска, отмечал, что он заключил с истцом не договор поставки, а договор купли-продажи, а поэтому нормы о поставках к их отношениям применены быть не могут.

Решите спор.

Как квалифицировать договор, заключенный между ОАО «Дунай» и ПК «Завод "Стройдеталь"»?

Какими нормативными правовыми актами регулируются в данном случае отношения сторон?

Имеется ли в действиях ответчика вина? Является ли вина условием ответственности в обязательствах по реализации товара?

Как определить размер убытков ОАО «Дунай», подлежащий возмещению?[9]

2. Между мебельным комбинатом «Новая жизнь» и торговой фирмой «Старт» был заключен 5-летний договор на поставку кухонных комплектов мебели и других товаров. Ассортимент и стоимость подлежащих поставке товаров конкретизировались сторонами до начала каждого года.

В августе мебельный комбинат предложил покупателю дать согласие-на значительное увеличение цен на все виды поставляемых товаров. В связи с отказом покупателя комбинат обратился с иском в арбитражный суд в части увеличения цен на товары на основании ст. 451 ГК РФ.

В обоснование искового требования комбинат сослался на происшедшее в течение последнего полугодия увеличение цен на энегроресурсы на 35% и удорожание используемых в производстве мебели древесных материалов на 30%. Вследствие изменившихся обстоятельств исполнение договора без соответствующего повышения цен на товары повлекло бы для поставщика такой ущерб, что он в значительной степени лишился бы того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Какое решение должен принять арбитражный суд?[10]

3. Между производственным кооперативом «Силуэт» и ООО «Руслан и Людмила» был заключен договор оптовой купли-продажи зимних мужских и женских пальто определенных фасонов и расцветки. В договоре предусматривалось, что мужские зимние пальто 48—54-го размеров и женские зимние пальто 42—52-го размеров должны быть переданы в количестве не более 10 штук каждого размера.

В соответствии с условиями договора продавец обязан был уплатить покупателю неустойку в размере 20 процентов от стоимости товаров, поставленных с нарушением условия об ассортименте.

Во исполнение договора кооперативом были отгружены: мужские зимние пальто, из которых 20 — 48-го размера и обусловленного сторонами фасона, а 20 — 54-го размера устаревшей модели, не обусловленной договором; 20 женских демисезонных пальто 46-го размера и 40 пальто 52-го размера обусловленного сторонами фасона.

Вся партия изделий была принята покупателем.

Впоследствии ООО «Руслан и Людмила» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с кооператива предусмотренной договором неустойки за передачу товаров не обусловленного договором ассортимента. Свои исковые требования общество обосновывало тем, что в силу п. 2 ст. 512 ГК РФ количество товаров одного ассортимента может быть зачтено в покрытие недопоставки товаров другого ассортимента лишь с согласия покупателя, выраженного в письменной форме до передачи товара.

Возражая против исковых требований, кооператив указал, что между сторонами был заключен договор оптовой купли-продажи, а не поставки. Поэтому к возникшим между сторонами правоотношениям должна применяться норма не п. 2 ст. 512 ГК РФ, а норма, содержащаяся в п. 4 ст. 468 ГК РФ, согласно которой товары, не соответствующие условию договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товаров.

Было ли нарушено кооперативом условие об ассортименте товаров? Если да, то в чем оно выразилось?

Какое решение должен вынести арбитражный суд?[11]

Исполнение коммерческих договоров

1. Предложите методику расчета убытков вследствие ненадлежащего исполнения договора какого-либо (по выбору студента) товара.

2. Как используются унифицированные формы в документировании исполнения договора?

3. Общество с ограниченной ответственностью «Омега-М» заключило с торговой фирмой «Кедр» договор на поставку партии мандаринов. В договоре было указано, что качество мандаринов должно соответствовать действующему стандарту.

При получении мандаринов покупателем был составлен акт приемки, удостоверяющий ненадлежащее качество товара Стандарт, устанавливающий требования к качеству мандаринов, отсутствовал. В то же время приемной комиссией было выявлено, что мандарины имеют кожуру желто-зеленого цвета. Сами мандарины имели кисло-сладкий вкус, что характерно для не полностью созревших плодов.

Покупатель указал, что мандарины приобретались им для составления новогодних наборов для детских учреждений. Поступившие мандарины не могут быть использованы для этих целей. В связи с этим покупатель потребовал от продавца возмещения убытков, причиненных поставкой недоброкачественных товаров.

Какое решение должно быть принято по спору?[12]

2. Между открытым акционерным обществом «Рыбинскхлебопродукт» и открытым акционерным обществом «Торговый дом «Разгуляй» был заключен договор купли-продажи пшеницы продовольственной 3-го класса по ГОСТу 9353-85 в количестве 5000 тонн. К договору было составлено три приложения, являющихся неотъемлемой частью этого соглашения, в которых были установлены спецификация товара, графики оплаты товара и его поставки. В приложении № 1 к договору было оговорено, что помимо соответствия пшеницы ГОСТу поставляемый товар должен соответствовать дополнительным характеристикам: качество пшеницы по содержанию клейковины должно быть не ниже 23%, а ИД К — не выше 95 единиц.

В течение октября ответчик отправил в адрес заявителя 40 вагонов зерна. При проверке качества товара в пункте назначения было установлено, что поставленная пшеница имеет содержание в ней клейковины ниже 23%, обусловленных договором. О выявленных недостатках, а также о том, что товар принят на ответственное хранение, 1 ноября ОАО «Рыбинскхлебопродукт» уведомило ОАО «Торговый дом «Разгуляй» .

Учитывая, что поставкой некачественного товара ОАО «Рыбинскхлебопродукт» были причинены убытки в сумме 537 344 руб., которые состоят из расходов по определению качества поступившего зерна, а также выгрузки принятой на ответственное хранение пшеницы и стоимости ее хранения, ОАО «Рыбинск-хлебопродукт» обратилось в арбитражный суд с просьбой взыскать с ответчика убытки в указанном размере.

В ходе судебного разбирательства ответчик утверждал, что при проведении первичного анализа пшеницы на предмет содержания в ней клейковины были нарушены положения, содержащиеся в п. 1.8 ГОСТа 13586.3-83 «Зерно. Правила приемки и методы отбора проб», где указано, что при определении клейковины допустимы расхождения ±2%, включающие в себя человеческий фактор, степень точности весового и измерительного оборудования, и по этим параметрам поставленный товар соответствовал требованиям пшеницы 3-го класса ГОСТа 9353-85. Исходя из этого покупатель не имел права отказаться от получения зерна, а мог лишь потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены.[13]

Тема 8. Электронная коммерция.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие электронной коммерции. Способы заключения коммерческих договоров в Интернет и других сетях.

2. Информационные посредники. Понятие электронной площадки и ее виды: B2B (business-to-business), B2G (business-to-government), B2C (business-to-consumer).

3. Электронный документ и электронный документооборот. Электронная цифровая подпись.

4. Согласование приложений к договору (смет, спецификаций и т.п.) в электронной форме.

5.Соглашения об обмене электронными документами.

6. Ответственность за нарушение норм об электронной коммерции.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1. Составьте схему процедуры получения ЭЦП.

2. В какой форме заключаются договоры, оформляемые путем обмена электронными документами в соответствии с заключенным сторонами соглашением об обмене электронными документами?

3. Возможно ли заключение в электронной форме договор, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации?

Тема 9. Размещение государственных и муниципальных заказов, заказов бюджетных учреждений. Конкурентные способы закупок коммерческих организаций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие прокьюремента.

2. Государственные нужды, муниципальные нужды и нужды бюджетных учреждений: сущность и классификации.

3. Государственные заказчики и муниципальные заказчики. Бюджетные учреждения как заказчики. Уполномоченные органы и специализированные организации.

4. Размещение заказов: сущность и система способов.

5. Государственные и муниципальные контракты, иные договоры, заключаемые по итогам размещения заказов. Структура договорных связей при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд.

6. Понятия контрактных отношений и федеральной контрактной системы. Мировой опыт публичных закупок.

7. Запрос котировок цен.

8. Торги на поставку товаров: особенности проведения. Открытый аукцион в электронной форме.

9. Закупки у единственного поставщика.

10. Порядок заключения контрактов и иных договоров по итогам размещения заказов. Исполнение контрактов, ответственность по контрактам.

11. Организация и проведение конкурентных закупок коммерческих организаций. Понятие тендера. Запрос предложений как способ заключения договоров. Исполнение договоров на закупку товаров для нужд коммерческих организаций.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1. Составьте таблицу общего и различий между способами размещения заказов: запрос котировок, открытый конкурс, закрытый конкурс, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме.

2. Индивидуальный предприниматель Иванов был включен в Реестр недобросовестных поставщиков как уклонившийся от заключения государственного контракта. Спустя неделю после внесения записи об Иванове в указанный Реестр он зарегистрировал ООО «Профессионал» («компанию одного лица») и подал от имени этой организации за своей подписью (генерального директора) котировочную заявку при проведении государственным учреждением запроса котировок. В заявке предлагалась наиболее низкая цена контракта.

Должна ли котировочная комиссия признать победителем в проведении запроса котировок ООО «Профессионал»?

Вправе ли котировочная комиссия отклонить заявку ООО «Профессионал» на том основании, что ее генеральный директор и единственный учредитель Иванов включен в Реестр недобросовестных поставщиков?

Будет ли отклонена заявка Иванова, если он подаст ее от своего собственного имени?[14]

3. Федеральная антимонопольная служба обратилась с иском в арбитражный суд к учреждению «Заказчик» (первый ответчик) и учреждению «Исполнитель» (второй ответчик) о признании размещения заказа, проведенного путем торгов в форме открытого конкурса, недействительным. Истец также просил признать ничтожным государственный контракт, заключенный по результатам конкурса, и применить к контракту последствия недействительности ничтожной сделки.

При рассмотрении дела выяснилось, что конкурсная комиссия учреждения «Заказчик» при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе допустила к участию в конкурсе учреждение «Исполнитель» (первый участник размещения заказа), но отказала Институту (второй участник размещения заказа). Заявка последнего была отклонена конкурсной комиссией в связи с ее несоответствием требованиям законодательства. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе Институт продекларировал неприостановление своей деятельности, предусмотренное КоАП РФ, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе, в то время как Закон «О размещении заказов на поставки товаров...» требует декларирования неприостановления деятельности «на день подачи» заявки на участие в конкурсе (ст. 11).

Учреждение «Заказчик» в отзыве на иск указало, что действовало в строгом соответствии с законом, и просило отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель учреждения «Исполнитель» пояснил в суде, что к моменту рассмотрения дела контракт полностью исполнен и восстановление сторон контракта в первоначальное положение невозможно-Поскольку работы (услуги) учреждением «Исполнитель» и его специалистами выполнены (оказаны) в полном объеме, а лишение оплаты приведет к несоразмерному причинению убытков этому учреждений' избранный истцом способ защиты является необоснованным.

Какое решение должен принять суд? Какими нормами он должен руководствоваться при вынесении решения?

Должно ли, по вашему мнению, учреждение «Исполнитель» выступать вторым ответчиком по данному делу?

Как складывается судебная практика по требованиям о признании ничтожными уже исполненных контрактов?[15]

Тема 10. Государственное регулирование торговой деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Способы государственного регулирования торговой деятельности.

2. Защита конкуренции на товарных рынках.

3. Государственная регистрация товаров. Сертификация.

4. Техническое регулирование в коммерческом обороте.

5. Общие положения о государственном контроле и надзоре и о муниципальном контроле за осуществлением торговой деятельности.

6. Защита коммерсантов от неправомерных действий контролирующих органов.

Контрольные задания для подготовки письменных ответов:

1. Между санкт-петербургской фирмой ЗАО «Магнитола» и иностранной компанией «Веритас» был заключен договор коммерческой концессии, согласно которому ЗАО «Магнитола» — пользователю — было предоставлено право использовать комплекс исключительных прав, принадлежащих компании «Веритас» — правообладателю — при продаже в магазинах ЗАО «Магнитола» телефонов сотовой связи и аксессуаров производства компании «Веритас».

В договоре было предусмотрено обязательство ЗАО «Магнитола» не конкурировать с правообладателем на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав.

Договор между ЗАО «Магнитола» и компанией «Веритас» был зарегистрирован в Санкт-Петербурге уполномоченным органом исполнительной власти, осуществившим государственную регистрацию ЗАО «Магнитола».

Узнав об условиях договора, антимонопольный орган предъявил в арбитражном суде иск о признании договора недействительным в части условия, ограничивающего права сторон по договору коммерческой концессии.

Подлежит ли иск антимонопольного органа удовлетворению?

В чем оспариваемое условие договора противоречит антимонопольному законодательству?

Какие доказательства может представить суду антимонопольный орган? Какие контраргументы могут противопоставить стороны договора коммерческой концессии заявленным исковым требованиям?

Какие лица, кроме антимонопольного органа, вправе оспаривать договор коммерческой концессии в части условий, ограничивающих права сторон договора?[16]

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Приложение №1 к рабочей программе дисциплины

7.ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ);

Основная литература:

№ п/п Автор Название Издательство Год Наличие в ЭБС*
1. Андреева Л.А.. L.1 Коммерческое право: учебник   М: КНОРУС,.. ЭБС
2. Лебедев К.К. Коммерческое право: Практикум. СПб., 2004. ЭБС. Consultant.ru
3. Коллектив авторов Коммерческое право России : учебник / ред. Б.И. Пугинский. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, ЭБС

*ЭБС – электронно - библиотечная система

Дополнительная литература:

№ п/п Автор Название Издательство Год Наличие в ЭБС
1. Б.И. Пугинский. L.2. Коммерческое право России : учебник 4-е изд., перераб. и доп.   М. : Юрайт,. Consultant.ru
2. Коллектив авторов Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею д.ю.н., профессора Б.И. Пугинского. М.: Статут,. Consultant.ru

Нормативно правовые акты, материалы судебной практики**

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст.410

3. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

4. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч.1). Ст. 5496.

5. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

6. Федеральный закон от 26 июля 2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3434.

7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I), ст. 3430.

8. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190

9. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст.2207.

10. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1).Ст. 3105.

Зарубежные нормативные правовые акты

1. Коммерческий кодекс Франции (Регламентарная часть) / пер. с фр., предисл., коммент. и примеч. В. Н. Захватаева М.: Вол

Наши рекомендации