Типология и должностные обязанности продавца

Будучи такой массовой, профессия продавца, открывает свои двери многим: и тем, кто действительно любит эту профессию, и тем, кто хочет временно подзаработать. Потому что у профессии продавца широкая типология: от человека, работающего в продуктовом магазине, до человека, отвечающего за переговоры и сбыт продукции в крупной корпорации.
Любой продавец, прежде всего, должен быть хорошим психологом и уметь общаться, уметь расположить к себе любого незнакомого человека. Среди частых требований к вакансии продавца: грамотная речь, коммуникабельность, вежливость, ответственность, активная жизненная позиция и т. д.

Продавец – это человек, который помогает покупателю выбрать товар, взвесить, упаковать, посчитать стоимость. Также он получает товары со склада, готовит их к продаже, оформляет витрины. Он должен уметь пользоваться рабочим оборудованием – весами, холодильником, режущими машинами и т.д.

Продавец-консультант, в отличие от обычного продавца, еще должен быть хорошо подкован теоретически: знать достаточно информации о продаваемом товаре, уметь объяснить ее покупателю, представить товар в выгодном свете, помочь выбрать. Самый важный навык продавца-консультанта – умение общаться.

Должностная инструкция продавца-консультанта формируется исходя из специфики работы и его основных обязанностей, а именно:

-выкладка товара, контроль над пополнением витрины и наличием недостающих единиц;

-наличие правильной цены на ценнике;

-отслеживание сроков реализации продуктов;

-выкладка соответственно размерному ряду;

-содержание в чистоте торгового зала и находящегося в нем ассортимента товара;

-прием и распаковка товара;

-наклейка ценников и защитных магнитов;

-осуществление продажи на кассе с выпиской чека и гарантийного талона;

-оформление возвратов с соблюдением всех прав потребителей;

-подготовка торгового зала к сезонным распродажам и действующим акциям;

-проведение инвентаризации.

Продавцы-консультанты проходят немало тренингов, где их обучают навыкам продаж, общению с покупателями и прочим нюансам работы. Очень важно быть коммуникабельным и ответственным работником, чтобы у клиента возникло желание вновь вернуться в магазин. Грамотное обслуживание и ненавязчивая деликатность – это основные черты деятельности любого продавца.

Обслуживает покупателей, работает на компьютерной кассе. Должен уметь обращаться с кредитными и бонусными картами, если такие есть у магазина. Выкладывает товар в прикассовой зоне, отслеживает сроки реализации товара, контролирует соответствие и наличие ценников, участвует в инвентаризации.

Должностные инструкции и трудовой договор формируют основные должностные обязанности продавца-кассира. В них прописываются специфические трудовые функции сотрудника, которые отражают все аспекты его деятельности.

-базовый перечень функциональных обязанностей, который включает в себя должностная инструкция кассира:

-ведение денежных операций: выдача, прием и хранение наличных денег и ценных бумаг, работа с платежными пластиковыми картами, определение подлинности купюр;

-учет и контроль наличных денег в соответствии с правилами, обеспечивающими их сохранность;

-инкассация наличных денег и сдача их инкассатору;

-ведение кассовой отчетности с оформлением соответствующих отчетных документов.

Должностная инструкция продавца-кассира включает требования в первую очередь к продавцу:

-навыки товароведения;

-владение технологией маркетинга, мерчендайзинга, складского учета, ценообразования;

-знание основных свойств товара различных групп.

Требования, которые выдвигаются в должностной инструкции кассира, могут быть общими, как, например, знание кассовых операций или навыки работы с компьютером и специальным программным обеспечением, так и специфическими, как знание инструкций и приказов Центробанка России или владение английским языком.

Кассир должен знать:

-нормативные и руководящие документы (постановления, приказы, распоряжения, инструкции) в отношении кассовой деятельности;

-правила выдачи, приема, учета и хранения наличных денег и ценных бумаг;

-установленные лимиты остатков наличности в кассе;

-формы банковских и кассовых документов и порядок их оформления.

-владение компьютером на пользовательском уровне;

-знание сканера штрихкода, контрольно-кассового аппарата, платежного терминала пластиковых карт и умение ими пользоваться.

Стоит сказать и о менеджерах по продажам. Они отчасти тоже относятся к продавцам и даже сами себя эти люди в разговоре называют «продажниками». Их работа сильно отличается от работы продавцов-кассиров и продавцов-консультантов в магазинах, но главная цель одна и та же: продать. Продать товар, услугу, выиграть тендер – не важно. Менеджер по продажам также нацелен на принесение прибыли своей компании и увеличении личной выручки. Профессиограмма продавца представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Профессионограма продавца

Наименование профессии Продавец
Область базоаых знаний №1 и их уровень товароведение и организация торговли, экономика торговли, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень техника торговли,психология торговли, эстетика торговли, арифметика, бухгалтерский учет в торговле, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область сфера обслуживания
Межличностное взаимодействие частое по типу "напротив"
Доминирующий интерес Предпринимательский
Дополнительный интерес Социальный
Условия работы в помещении / на улице, подвижный

Доминирующие виды деятельности профессии продавец:

-проверка наличия товара в отделе до начала рабочего дня;

-подготовка товара к продаже (расположение, оформление продукции, расположение ценников);

-подготовка в подсобном помещении тележек и контейнеров с товаром для предотвращения перебоя в торговле;

-предложение товара и обслуживание покупателей;

-ознакомление покупателя с ассортиментом и помощь в выборе покупки;

-информирование покупателей о назначении, свойствах и качестве товара;

-предоставление покупателю кратких сведений о технологии производства товара;

-информирование покупателей о ценах, выписка чеков и подсчет стоимости товара;

-выдача товаров по оплаченным чекам или непосредственный прием денег за товар, обмен товара (при предъявлении чека);

-поддержание чистоты и порядка на витрине, рабочем месте в течение рабочего дня и оформление оконных и внутримагазинных витрин;

-изучение спроса покупателей и получение товара со склада, базы.

Продавец непродовольственных товаров:

-проверка и демонстрация действия товара (электроприборов, музыкальных инструментов, часов, игрушек и т.д.);

-информирование покупателей о моде текущего сезона;

-оформление гарантийных паспортов на товар;

-подбор, примерка, отрез, комплектация товара и помощь в определении размера изделий.

Продавец продовольственных товаров:

-взвешивание, упаковка и отпуск товара;

-информирование покупателей об особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности продаваемых изделий;

-работа с оборудованием (весы, холодильники, режущие машины и аппараты).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной продавца:
Способности

-грамотная, краткая, выразительная, понятная речь;

-оперативность;

-хорошая память;

-развитое обоняние / тактильная чувствительность / зрительная чувствительность (в зависимости от специфики отдела или магазина);

-хороший глазомер;

-развитое воображение;

-большой объем, концентрация, распределение и переключение внимания;

-выдержка;

-артистичность.

Личностные качества, интересы и склонности

-общительность;

-самоконтроль (умение управлять собой - эмоциями, поступками, поведением);

-терпение;

-выдержка;

-снисходительность;

-ровное и спокойное отношение к людям;

-эмоциональная устойчивость;

-оперативность;

-расторопность;

-внимательность;

-ответственность;

-честность;

-доброжелательность;

-наблюдательность;

-умение убеждать.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

-плохая память;

-нечеткая речь (заикание и т.д.);

-медлительность;

-нерасторопность;

-грубость.

Области применения профессиональных знаний:

-магазины (продовольственные, непродовольственные);

-специализированные магазины (спортивные, хозяйственные и т. д.);

-универмаги;

-супермаркеты;

-салоны-магазины;

-торгово-оптовые склады;

-рынки;

-торговые ряды;

-торговые точки.

2 Анализ и примеры совершенствования кадровой политики на примере ПАО «М.Видео»

Наши рекомендации