Б1.Б.19 «Организация, технология и проектирование предприятий»
Утверждено
на заседании совета факультета
экономики торговли и товароведения
Протокол № 4 от «14» декабря 2015
Председатель совета _________ Положишникова М.А.
Факультет Экономики торговли и товароведения
Кафедра Торговой политики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.19 «Организация, технология и проектирование предприятий»
Направление подготовки 38.03.06 – «Торговое дело»
Профили подготовки – «Коммерция», «Логистика в торговле», «Торговая реклама»
Уровень высшего образования- Бакалавр
Программа подготовки- Академический бакалавриат
МОСКВА – 2015
Составители: к.э.н., доц. Шипилова С.С.
к.т.н., доц. Никишин А.Ф.
ст. преп. Алексина С.Б.
Рецензенты:
Солдатова Н. Ф. , к.э.н., доцент кафедры "Маркетинг и логистика" Финансового университета при Правительстве РФ
Мудрова С.В., к.э.н., доцент кафедры политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова
Основное назначение дисциплины — дать системное представление о торговых предприятиях с позиции организации их деятельности по обслуживанию покупателей, рациональной организации торгово-технологических процессов, технологии проектирования торговых предприятий.
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 38.03.06 – «Торговое дело». Индекс дисциплины по учебному плану – Б1.Б.19
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры торговой политики
протокол № __ от «___» декабря 2015 г.
Заведующий кафедрой _____________________ Г.Г. Иванов
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Торговой политики,
протокол № 1 от «29» августа 2014 г.
Заведующий кафедрой ________________ Иванов Г.Г.
(подпись)
Одобрено советом факультета Экономики торговли и товароведения,
протокол № 1 от «30» сентября 2014 г.
Председатель ________________ Денисов И.В.
(подпись)
Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ___________________________________________, протокол № ____ от «____» ____________ 20___г.
Заведующий кафедрой ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета ____________________________, протокол № ____ от «____» __________ 20____ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ___________________________________________, протокол № ____ от «____» ____________ 20___г.
Заведующий кафедрой ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета ____________________________, протокол № ____ от «____» __________ 20____ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Оглавление
I. Организационно-методический раздел Цель дисциплины Учебные задачи дисциплины Место дисциплины в структуре ООП ВПО Требования к результатам освоения содержания дисциплины Формы контроля | |
II. Содержание дисциплины Содержание разделов дисциплины Обеспечение содержания дисциплины | |
III. Образовательные технологии | |
IV. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
V. Оценочные средства Тематика курсовых работ Вопросы к экзамену Примеры тестов для контроля знаний | |
VI. Тематический план изучения дисциплины | |
Приложения Приложение 1 Приложение 2 |
Уметь
· анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-7);
· осуществить правильный выбор формата розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями внутренней и внешней среды функционирования хозяйствующего субъекта на потребительском рынке (ОК-2, ОК-4, ПК-1, ПК-11);
· осуществлять выбор наиболее благоприятного местоположения розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями его торговой зоны (ОК-4, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-5);
· определять проблемные места и направления совершенствования торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей в розничной торговле, наиболее эффективные формы и методы продажи товаров (ОК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-11);
· анализировать практику выполнения требований российского законодательства к организации розничного торгового процесса и обслуживания покупателей (ОК-11, ПК-2, ПК-3);
· провести критический анализ организации внутреннего пространства магазина с точки зрения мерчандайзингового подхода (ОК-4, ПК-5, ПК-6);
· обосновать рациональную планировку торгового зала магазина с учетом его формата, ассортимента реализуемых товаров и применяемых методов обслуживания (ОК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-11);
· разработать технологический проект розничного торгового предприятия с учетом требований нормативной документации (ОК-4, ПК-2, ПК-11);
· определять проблемные места и направления совершенствования в организации складского технологического процесса (ПК-5, ПК-11);
· определять наиболее рациональные методы доставки товаров в торговую сеть (ОК-4, ПК-2, ПК-11).
Владеть:
· терминологическим аппаратом торгового дела (ОК-1, ОК-2, ПК-2);
· алгоритмом принятия решения о выборе местоположения розничного торгового предприятия (ОК-4, ПК-2, ПК-11);
· приемами технологического проектирования торгового предприятия (ОК-4, ОК-8, ОК-11, ПК-2, ПК-5);
· знаниями в области строительных норм и правил (ПК-1, ПК-2, ПК-11);
· знаниями правил розничной торговли и продажи отдельных товарных групп населению (ОК-7, ПК-2, ПК-3);
· терминологией, предусмотренной ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» (ПК-2);
· методами формирования управленческих решений (ОК-4).
Формы контроля
Контроль за освоением дисциплины осуществляется в каждом дисциплинарном разделе отдельно.
Рубежный контроль: тестирование по отдельным разделам дисциплины.
Промежуточная аттестация в 6 семестре – тест +экзамен в письменной форме.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» осуществляется в соответствии с Приложением 1.
II. Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№№ пп | Наименование раздела дисциплины (тема) | Содержание | Формируе мые компе тенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
1. | Розничная торговая сеть: экономическая сущность, классификация и общая характеристика | Понятие, экономическая сущность и основные функции розничной торговой сети. Классификации розничной торговой сети. Характеристика предприятий розничной торговли по принадлежности. Достоинства и недостатки независимых торговых посредников и розничных корпоративных сетей. Классификация розничной торговой сети по стационарности, специализации, типу розничных торговых предприятий. Понятие формата розничного торгового предприятия и факторы его определяющие. Характеристика современных форматов розничных торговых предприятий. Материально-техническая база розничной торговли. Классификация торговых зданий и требования, предъявляемые к ним. Показатели, характеризующие развитие материально-технической базы розничной торговой сети. | ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-7 ОК-11 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 | Знать: экономическую сущность, классификацию и общую характеристику розничной торговой сети; особенности и тенденции развития современных форматов розничных торговых предприятий, реализующих продовольственные и непродовольственные товары; показатели, характеризующие развитие материально-технической базы розничной торговой сети Уметь: осуществить правильный выбор формата розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями внутренней и внешней среды функционирования хозяйствующего субъекта на потребительском рынке; Владеть: терминологическим аппаратом торгового дела; терминологией, предусмотренной ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» | · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей |
2. | Выбор местоположения розничного торгового предприятия | Основные этапы выбора месторасположения розничного торгового предприятия. Выбор региона расположения торгового предприятия. Индекс насыщения торговыми услугами. Принципы размещения розничной торговой сети. Выбор типа места расположения торгового предприятия, их преимущества и недостатки. Понятие и классификация торговых центров. Определение торговой зоны розничного торгового предприятия. Характеристика торговых зон магазина. Факторы, влияющие на изменение размера, формы и структуры торговых зон магазина. Оценка и выбор конкретного места расположения розничного торгового предприятия. | ОК-1 ОК-4 ОК-7 ОК-11 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 | Знать: методы и принципы размещения, основные этапы (алгоритм) принятия решения о выборе местоположения розничного торгового предприятия; факторы, учитываемые при оценке привлекательности и доступности магазинов и торговых центров для пешеходов и автомобилистов Уметь: осуществлять выбор наиболее благоприятного местоположения розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями его торговой зоны Владеть: алгоритмом принятия решения о выборе местоположения розничного торгового предприятия | · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · контрольная работа; · анализ деловых ситуаций; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей |
3. | Организация торгово-технологических процессов в предприятиях розничной торговли | Понятие торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии. Факторы, влияющие на организацию торгово-технологических процессов в предприятиях розничной торговли. Требования, предъявляемые к рациональной организации оперативных процессов в магазинах. Организация технологического процесса в магазине и его взаимосвязь с неторговыми помещениями. Основные технологические схемы перемещения товаров и тары в магазине. Основные этапы организации приемки товаров в розничном торговом предприятии. Факторы, влияющие на порядок приемки товаров в розничной торговле. Организация и технология операций по хранению и подготовке товаров к продаже. Принципы размещения товаров на хранение в магазине. Требования, предъявляемые к организации хранения товаров в магазине. Технология операций по подготовке товаров к продаже. Способы и правила выкладки товаров в магазине. | ОК-4 ОК-7 ПК-2 ПК-5 ПК-11 | Знать: экономическую сущность оперативных процессов в торговле, особенности организации торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях различных форматов Уметь: определять проблемные места и направления совершенствования торгово-технологического процесса в розничной торговле Владеть: навыками работы с товарами, поступившими в торговое предприятие без сопроводительных документов, с товарами, по которым обнаружены отклонения по количеству, качеству, комплектности, с товарами, у которых обнаружены скрытые (производственные) недостатки | · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · контрольная работа; · самостоятельная работа с литературой; консультации преподавателей |
4. | Организация розничной продажи товаров и торгового обслуживания покупателей | Организация процесса розничной продажи товаров, его основные операции. Понятие системы торгового обслуживания покупателей. Показатели оценки качества торгового обслуживания. Формы обслуживания покупателей, применяемые в розничной торговле. Магазинные методы продажи товаров, их характеристика. Внемагазинные методы продажи товаров (прямая розничная торговля, прямые личные продажи; продажа товаров через торговые автоматы): их характеристика, преимущества и недостатки применения в условиях современной торговли. Услуга розничной торговли. Классификация услуг розничной торговли. Общие требования к услугам торговли. Правовые аспекты продажи товаров в розничной торговле. Правила, регулирующие деятельность розничных торговых предприятий. Правила продажи отдельных видов товаров. Правила розничной торговли. Защита прав потребителей. Организация государственного контроля торговли. | ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-7 ПК-2 ПК-3 ПК-6 | Знать: особенности организации торгового обслуживания покупателей в розничных торговых предприятиях различных форматов; требования российского законодательства к организации торгового процесса, правила розничной торговли и продажи товаров населению Уметь: определять проблемные места и направления совершенствования торгового обслуживания покупателей, наиболее эффективные формы и методы продажи товаров; анализировать практику выполнения требований российского законодательства к организации розничного торгового процесса и обслуживания покупателей Владеть: знаниями правил розничной торговли и продажи отдельных товарных групп населению; терминологией, предусмотренной ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» | · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · круглый стол на тему «Правила розничной торговли и продажи товаров населению»; · самостоятельная работа с литературой |
5. | Технологичес- кое проектирова- ние розничных торговых предприятий | Состав и взаимосвязь помещений магазина, их классификация. Требования нормативной документации, предъявляемые к технологической планировке магазина. Этапы технологического проектирования торговых помещений магазина. Определение оптимального размера и устройства торгового зала. Значение планировки торгового зала как одного из инструментов мерчандайзинга, и требования, предъявляемые к ней. Расположение системы «вход-выход» в торговом зале. Разделение торгового зала на функциональные зоны и расположение там товарных категорий. Проблема «сильных» и «слабых» мест расположения товаров в торговом зале и пути ее решения. Варианты размещения торгово-технологического оборудования в торговом зале. Установочная и экспозиционная площадь магазина. Определение площади проходов для покупателей. Проектирование помещений для дополнительного обслуживания покупателей. Технологическое проектирование неторговых помещений магазина, требования к их проектированию. Организация размещения приёмочных площадок, помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Организация размещения подсобных, технических, административно-бытовых помещений магазина. | ОК-4 ОК-8 ПК-2 ПК-5 | Знать: принципы и правила технологического проектирования розничных торговых предприятий; основные подходы к распределению площади торгового зала магазина и регулированию покупательских потоков; правила оптимальной организации торгового пространства магазина как инструмента мерчандайзинга Уметь: провести критический анализ организации внутреннего пространства магазина с точки зрения мерчандайзингового подхода; обосновать рациональную планировку торгового зала магазина с учетом его формата, ассортимента реализуемых товаров и применяемых методов обслуживания; разработать технологический проект розничного торгового предприятия с учетом требований нормативной документации Владеть: навыками технологического проектирования магазина; методикой расчета торговых и неторговых площадей; знаниями в области строительных норм и правил | · Лекции; · практические занятия (технологическое проектирование магазина, расчет площадей и размещение помещений, планировка торгового зала как инструмент мерчандайзинга); · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · групповые и индивидуальные проекты; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей |
6. | Оптовые посредники, их виды и функции | Роль и функции оптовых торговых предприятий на потребительском рынке. Классификация оптовых торговых предприятий. Основные виды оптово-посреднических структур: их общая характеристика, задачи и функции деятельности на товарном рынке. Особенности функционирования различных посреднических фирм на рынке товаров и услуг. Создание вертикально и горизонтально интегрированных систем в оптовой торговле. | ОК-1 ОК-4 ОК-7 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 | Знать: экономическую сущность, классификацию и общую характеристику оптовых посредников Уметь: выделить особенности функционирования отдельных видов посредников на потребительском рынке. Владеть: терминологическим аппаратом торгового дела; терминологией, предусмотренной ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения» | · Лекции; · практические занятия; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей |
7. | Товарные склады: их виды, функции, основы технологической планировки | Понятие и экономическое назначение товарных складов в системе товароснабжения торговых предприятий. Классификация и виды товарных складов. Основные тенденции развития современного складского хозяйства. Основы технологического проектирования товарных складов. Виды складских помещений, их состав и роль в складском технологическом процессе. Особенности планировочно-технологических решений различных видов складов. Принципиальная схема размещения помещений на общетоварном складе. Технологические требования, предъявляемые к планировке общетоварного склада. Категории складских площадей. Методы расчета потребности в складской площади. Технико-экономические показатели работы складов. Складское оборудование. | ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-3 ПК-5 | Знать: виды, функции и основы технологической планировки товарных складов Уметь: разработать технологический проект общетоварного склада с учетом требований нормативной документации Владеть: навыками технологического проектирования общетоварного склада; методикой расчета складских площадей; знаниями в области строительных норм и правил | · Лекции · практические занятия (технологическое проектирование склада, расчет площадей, размещение основных помещений склада) · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · групповые и индивидуальные проекты; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей |
8. | Организация и технология складских операций | Основные этапы организации складского технологического процесса. Основные факторы, оказывающие влияние на технологию складских процессов. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров на склад. Размещение, укладка и хранение товаров. Требования, предъявляемые к схеме размещения товаров на складе. Штабельный и стеллажный способы укладки товаров на хранение: их преимущества и недостатки. Организация процесса комплектации и отпуска товаров со склада. Методы отборки товаров с мест хранения. Отпуск товаров и организация транспортно-экспедиционных работ. Организация торгового процесса на товарном складе. Методы продаж товаров со склада: их организационно-экономическая характеристика. | ОК-4 ОК-7 ОК-8 ПК-2 ПК-5 ПК-11 | Знать: организацию и технологию складских операций Уметь: определять проблемные места и направления совершенствования в организации складского технологического процесса Владеть: методикой разработки рациональных схем размещения товаров на хранение на общетоварном складе | · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей. |
9. | Организация перевозок товаров и транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий торговли | Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств. Организация перевозок товаров железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным видами транспорта. Критерии выбора вида транспортных средств для перевозки товаров. Классификация железнодорожного и автомобильного транспорта, технико-экономические показатели эффективности их использования. Организация и виды транспортно-экспедиционного обслуживания торговых предприятий, их основные операции. Страхование грузов. Методы и маршруты доставки товаров. Понятие транспортного тарифа, его основные элементы. Виды тарифов на перевозку и факторы, влияющие на их величину. | ОК-4 ОК-7 ОК-11 ПК-5 ПК-11 | Знать: организацию транспортно-экспедиционных операций, классификацию тарифов на перевозку товаров Уметь: определять наиболее рациональные методы доставки товаров в торговую сеть Владеть: методикой расчета потребности в различных видах транспорта | · Лекции · Практические занятия (расчет потребности в различных видах транспорта, определение рациональных маршрутов перевозки товаров, составление сетевых графиков планирования потребности в транспортных средствах), · Деловая игра · самостоятельная работа с литературой |
Обеспечение содержания дисциплины
III. Образовательные технологии
В процессе освоения студентами содержания дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
· Лекции (проводимые преимущественно методом проблемного изложения);
· Практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в заданиях для практических работ;
· Письменные и устные домашние задания;
· Консультации преподавателей.
· Самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельная работа с литературой, написание курсовой работы, технологическое проектирование магазина и общетоварного склада, расчетные задачи по транспортно-экспедиционным операциям и др.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
· Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода;
· Круглые столы;
· Деловые игры;
· Обсуждение подготовленных студентами эссе, реферативных справок;
· Групповые и индивидуальные проекты.
Программа дисциплины предусматривает использование метода проблемного изложения лекционного материала, а также активных и интерактивных форм проведения семинарских и практических занятий (компьютерных симуляций, разбор кейс-стади, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Занятия лекционного типа составляют 20 часов (32% аудиторных занятий (не более 40% согласно ФГОС). Практические занятия 34 часа (55%). КСР – 8 часов (13% аудиторных занятий). Удельный вес практических занятий, проводимых в интерактивных формах – 16 часов (47% от практических занятий).
IV. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Базовый учебник:
1. Дашков Л. П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: Дашков и К°, 2012.
Основная литература:
1. Чкалова О. В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий : учебник / О. В. Чкалова. – М. : Форум : ИНФРА-М, 2013. – 383 с. : ил. 3 экз.
2. Иванов Г.Г., Холин Е.С. Коммерческая деятельность : учебник / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. 384 с. : ил. (Высшее образование).
Нормативно-правовые документы:
1. ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий (Постановление Госстандарта РФ от 05.07.2001г. № 259-ст).
2. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения (Постановление Госстандарта РФ от 11.08.1999 г. N 242-ст).
3. Закон РФ «О защите прав потребителей» (Федеральный закон от 07.02.1992г. № 2300-1 с изм. и доп.).
4. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (Постановление Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965г. № П-6 с изм. и доп.).
5. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (Постановление Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966г. № П-7 с изм. и доп.).
6. Московские городские строительные нормы МГСН 4.13-97 "Предприятие розничной торговли" (Постановление Правительства Москвы от 03.03.1998г. № 155 с изм. и доп.).
7. Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 с изм. и доп.).
8. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 с изм. и доп.).
9. Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования покупателя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (Постановление Правительства РФ от 13.05.1997г. № 575).
10. Правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории города Москвы (Постановление Правительства Москвы от 19.07.1994г. № 611).
11. Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 с изм. и доп.)
12. Правила продажи товаров по образцам (Постановление Правительства РФ от 21.07.1997г. № 918 с изм. и доп.).
13. Примерные правила работы предприятий розничной торговли и основные требования к работе мелкорозничной сети (Письмо Комитета РФ по торговле от 17.03.94г. № 1-314/32-9).
14. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001г. № 23).
Дополнительная литература:
1. Алексина С.Б., Иванов Г.Г., Крышталев В.К., Панкина Т.В. Методы стимулирования продаж в торговле: учебник / С.Б.Алексина, Г.Г.Иванов, В.К.Крышталев, Т.В.Панкина. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
2. Иванов Г.Г., Никишин А.Ф., Шипилова С.С. Оптовая торговля М. : ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2013.
3. Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013
Рекомендуемые периодические издания:
Журналы: «Новости торговли»
«Российская торговля»
«Свой Бизнес»
«Современная торговля»
«Справочник руководителя торгового предприятия»
«Торговое Дело» (Украина)
«Торговое оборудование»
«Управление продажами»
Газеты:«Ведомости»
«Коммесантъ»
Рекомендуемые Интернет-ресурсы:
http://www.akarussia.ru/
http://www.businessintell.ru/
http://www.co.ru
http://www.gks.ru
http://www.kommersant.ru/
http://www.marketing.spb.ru/l
http://www.rbc.ru
http://www.retail.ru
http://www.retailer.ru
http://www.shop-academy.com
http://www.vedomosti.ru
http://www.zenithoptimedia.com/
Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины
№ п/п | Название рекомендуемых технических и компьютерных средств обучения | Наименование разделов и тем |
Специальное программное обеспечение технологического проектирования розничного торгового предприятия | Тема 5. Технологическое проектирование розничных торговых предприятий | |
Электронный ресурс №19154 «Тест по дисциплине «Организация, технология и проектирование торговых предприятий»» | Все темы дисциплины |
Материально-техническое обеспечение дисциплины
· Рабочая программа учебной дисциплины
· Задания для самостоятельной (практической) работы студентов
· Тематика эссе, рефератов и докладов по темам дисциплины
· Комплект тестовых заданий
· Комплекты утвержденных экзаменационных материалов
· Компьютерные рабочие места для проведения технологического проектирования торговых предприятий с использованием специального программного обеспечения
· Мультимедийные средства (компьютер и проектор) для проведения презентаций
V. Оценочные средства
Тематика курсовых работ
По учебному плану подготовки бакалавров по направлению 100700.62 «Торговое дело», профили «Коммерция», «Логистика в торговле», «Торговая реклама» по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий» предусмотрена курсовая работа в 6 семестре.
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий»
1. Понятие, классификация и показатели развития розничной торговой сети.
2. Корпоративные сети розничных торговых предприятий: особенности и перспективы развития в РФ.
3. Современные форматы розничных торговых предприятий: характеристика и перспективы развития.
4. Материально-техническая база розничной торговли: понятие, состав, показатели развития.
5. Понятие и факторы конкурентоспособности розничного торгового предприятия на потребительском рынке.
6. Местоположение магазина как устойчивый фактор его конкурентного преимущества.
7. Принципы размещения розничной торговой сети.
8. Формы обслуживания покупателей, применяемые в розничной торговле: их сравнительная характеристика.
9. Качество торгового обслуживания как фактор конкурентоспособности розничного торгового предприятия.
10. Дополнительные услуги в магазине как фактор повышения лояльности покупателей.
11. Атмосфера и дизайн розничного торгового предприятия.
12. Понятие, классификация и свойства ассортимент товаров торгового предприятия.
13. Основные направления ассортиментной политики розничного торгового предприятия.
14. Этапы и факторы формирования ассортимента розничного торгового предприятия.
15. Методы анализа и оптимизации ассортимента торгового предприятия.
16. Сущность торгово-технологического процесса в магазине и факторы, влияющие на его организацию.
17. Организация технологического процесса в розничных торговых предприятиях различных типов.
18. Организация и технология приемки товаров в розничном торговом предприятии.
19. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже.
20. Выкладка товаров в розничном торговом предприятии как инструмент стимулирования продаж.
21. Планировка торгового зала магазина как инструмент мерчандайзинга.
22. Принципы размещения торгового оборудования и товаров в торговом зале магазина.
23. Рекламные средства и особенности их применения в торговых предприятиях.
24. Основные направления и методы стимулирования продаж в торговле.
25. Оптовый закупочный процесс и его основные этапы.
26. Сущность и принципы организации товароснабжения розничных торговых предприятий.
27. Формы товароснабжения розничных торговых предприятий и факторы, влияющие на их выбор.
28. Особенности организации поставки товаров в розничные торговые сети.
29. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров.
30. Понятие и принципы рационализации товародвижения в торговле.
31. Роль, функции и классификация оптовых торговых предприятий на товарном рынке.
32. Особенности функционирования отдельных оптовых посредников на рынке товаров и услуг.
33. Роль оптовых посредников в установлении хозяйственных связей при поставке товаров в розничную сеть.
34. Сущность оптовых ярмарок, их функции и роль в системе товароснабжения.
35. Сущность оптовых рынков, их роль в организации товароснабжения.
36. Услуги и их роль в обеспечении конкурентоспособности оптовых торговых предприятий.
37. Назначение, функции и классификация товарных складов,.
38. Товарные склады: современные технологические требования к их устройству и проектированию.
39. Распределительные центры торговых сетей: понятие и функции, выполняемые на товарном рынке.
40. Организация и принципы осуществления технологического процесса на складах.
41. Организация хранения и отпуска товаров со складов.
42. Организация коммерческой работы по оптовой продаже товаров со склада.
43. Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств.
44. Рационализация технологии доставки товаров в розничную сеть.
45. Транспортно-экспедиционное обслуживание торговых предприятий.
По учебному плану подготовки бакалавров по направлению 100700.62 «Торговое дело», профили «Коммерция», «Логистика в торговле», «Торговая реклама» по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий» предусмотрена промежуточная аттестация в 6 семестре – экзамен.
Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий»
1. Понятие, значение и классификация розничной торговой сети. Виды розничных торговых предприятий.
2. Типы и типизация розничных торговых предприятий. Характеристика розничных торговых предприятий по уровню цен и по принадлежности.
3. Характеристика предприятий розничной торговли по принадлежности. Достоинства и недостатки независимых торговых посредников и розничных корпоративных сетей.
4. Формат розничного торгового предприятия: понятие, основные и дополнительные характеристики. Характеристика современных форматов магазинов в продовольственной и непродовольственной