Диаграмма Исикавы, или диаграмма «рыбий скелет»
Следующая методика называется диаграммой Исикавы, или диаграммой «рыбий скелет». Название диаграммы обусловлено внешним сходством диаграммы и скелета. Суть метода тот же — анализ выявленной проблемы (например, низкое качество) путем поиска возможных причин для её появления. Возможно два варианта использования данной методики: первый вариант заключается в том, что для анализируемой проблемы выделяются категории возможных причин, а потом для каждой категории выявляются все возможные причины. Во втором варианте все возможные причины появления анализируемой проблемы выявляются методом мозгового штурма, а потом распределяются по категориям.
В любом случае, в результате мы получаем один и тот же результат (рис. 39).
Рис. 39 Диаграмма Исикавы («рыбий скелет»)
Количественный граф связей
Существует еще вариант выделения и анализа проблем процессов — это количественный граф связей. Суть его использования заключается в том, что сначала выделяются возможные проблемы процесса, а затем между ними устанавливаются причинно-следственные связи путем нанесения стрелок от проблем-причин к проблемам- следствиям. Основные проблемы, которые необходимо будет устранить в первую очередь, будут определяться по наибольшему числу исходящих стрелок (рис. 40), ключевые проблемы выделены желтым.
То же самое можно представить в виде матрицы причинно-следственных связей, где по горизонтали и вертикали будут представлены различные проблемы. Причинно - следственная связь межу ними будет устанавливаться следующим образом: при пересечении горизонтально идущей проблемы с вертикально идущей ставится единица, если горизонтальная проблема порождает вертикальную, т.е. является ее причиной. Т.е. количество единиц по горизонтали означает количество проблем-следствий, порождаемых горизонтальной проблемой-причиной.
Рис. 40. Количественный граф связей
Количество единиц по вертикали означает количество причин для вертикальной проблемы.
Чтобы выделить наиболее значимые проблемы, необходимо для каждой из рассматриваемых проблем произвести несложный расчет: из количества следствий для проблемы вычесть количество причин (табл. 25). Те проблемы, которые получили наименьший результат, должны быть устранены в первую очередь.
Для наглядности можно ранжировать выявленные проблемы по количеству причин,
следствий и по разнице между следствиями и причинами. Проблемы, которые порождают больше всего следствий при наименьшем числе причин, являются основными и должны быть рассмотрены в первую очередь при оптимизации процессов (табл. 26).
Таблица 25. Картирование проблем и зависимостей. Расчет количества причин и следствий по каждой проблеме
Проб лемы | Осно вной бизне с- проце сс «Реал изаци я ОИС через ТТ» | Страт егия | Опера тивно е управ ление оргст рукту ра и ИТ | Откр ытие новы х торго вых точек | Анал из и прогн озиро вание прода ж | Стим улиро вание сбыта (рекл ама, скидк и) | Ассор тимен т на ТТ | Учет товар а | Учет затра т | «Упра влени е товар ным запас ом» | Бюдж етиро вание | Рента бельн ость ТТ | «Зави сы» | Персо нал | Затра ты компа нии | Обор от компа нии | Приб ыль компа нии | Итого следс твий: | Итого причи н: | Итого следс твия - причи ны: |
Осно вной бизн ес- проц есс «Реа лиза ция |
ОИС чере з ТТ» | ||||||||||||||||||||
Стра тегия | ||||||||||||||||||||
Опер атив ное упра влен ие, оргст рукту ра и ИТ | ||||||||||||||||||||
Откр ытие новы | -2 |
х торго вых точе к | ||||||||||||||||||||
Анал из и прог нози рова ние прод аж | -1 | |||||||||||||||||||
Стим улир ован ие сбыт а (рекл |
ама, скид ки) | ||||||||||||||||||||
Ассо ртим ент на ТТ | -2 | |||||||||||||||||||
Учет това ра | ||||||||||||||||||||
Учет затр ат | ||||||||||||||||||||
«Упр авле ние това | -3 |
рны м запа сом» | ||||||||||||||||||||
Бюд жети рова ние | -1 | |||||||||||||||||||
Рент абел ьнос ть ТТ | ||||||||||||||||||||
«Зав исы» | -3 | |||||||||||||||||||
Перс онал |
Затр аты комп ании | -5 | |||||||||||||||||||
Обор от комп ании | -5 | |||||||||||||||||||
Приб ыль комп ании | -2 | |||||||||||||||||||
Итог о прич ин: |
Таблица 26. Ранжирование и отбор наиболее причинных проблем
Проблемы, отсортированные по количеству следствий | Итого следствий: | Проблемы, отсортированные по количеству причин | Итого причин: | Проблемы, отсортированные по разнице следствий и причин | Итого следствия - причины: |
Оперативное управление, оргструктура и ИТ | Затраты компании | Оперативное управление, оргструктура и ИТ | |||
Учет товара | Оборот компании | Учет товара | |||
Учет затрат | «Управление товарным запасом» | Учет затрат | |||
Основной бизнес-процесс «Реализация ОИС | «Зависы» | Стратегия | |||
Стратегия | Ассортимент на ТТ | Персонал | |||
Бюджетирование | Бюджетирование | Стимулирование сбыта (реклама, скидки) |
Персонал | Основной бизнес-процесс «Реализация ОИС через ТТ» | Основной бизнес-процесс «Реализация ОИС через ТТ» | |||
Анализ и прогнозирование продаж | Оперативное управление, оргструктура и ИТ | Рентабельность ТТ | |||
Стимулирование сбыта (реклама, скидки) | Открытие новых торговых точек | Анализ и прогнозирование продаж | -1 | ||
Ассортимент на ТТ | Анализ и прогнозирование продаж | Бюджетирование | -1 | ||
«Управление товарным запасом» | Прибыль компании | Открытие новых торговых точек | -2 | ||
Рентабельность ТТ | Рентабельность ТТ | Ассортимент на ТТ | -2 | ||
«Зависы» | Стратегия | Прибыль компании | -2 | ||
Открытие новых торговых | Стимулирование сбыта | «Управление товарным | -3 |
точек | (реклама, скидки) | запасом» | |||
Затраты компании | Учет товара | «Зависы» | -3 | ||
Оборот компании | Учет затрат | Затраты компании | -5 | ||
Прибыль компании | Персонал | Оборот компании | -5 |