Разработка критериев важности
Данная методика предполагает определение критериев оценки и важности бизнес- процессов. Критерии могут быть разработаны экспертами (стратегическая важность, потенциал роста и т.д.) либо можно использовать стандартные финансовые показатели (рентабельность, затраты и т.д.). По каждому критерию процессы оцениваются по 5- балльной шкале, а затем выводится средняя оценка, как и в методике экспертной оценки (см. рис. 26)
Рис. 29. Разработка критериев важности для оценки бизнес-процессов
Для наглядности используют матрицу, где по горизонтали заносятся критерии, а по вертикали - оцениваемые бизнес-процессы (табл. 11).
Таблица 11. Расчет индекса важности процесса
Бизнес-процессы | Баллы, набранные критериями | Индекс важности (по шкале от 1 до 5, 1 — наименее важный, 5 — наиболее важный) | |||
Критерий | Критерий | Критерий | Критерий | ||
П1 | |||||
П2 | |||||
П3 | |||||
П4 | |||||
П5 | |||||
П6 | |||||
П7 | |||||
П8 | |||||
П9 | |||||
П10 | |||||
П11 | |||||
П12 | |||||
П13 |
П14 | |||||
П15 | |||||
П16 | |||||
П17 | |||||
П18 | |||||
П19 | |||||
П20 |
Пример ранжирования и выбора приоритетных бизнес-процессов (компания «Эврика»)
Рассмотрим пример ранжирования и выбора приоритетных бизнес-процессов компании «Эврика». Этот пример описывают ситуацию, когда в компании отсутствует формализованная стратегия и соответственно перечень критических факторов успеха.
Когда генерального директора компании «Эврика» спросили: «Есть ли у вас стратегия?»,
он сказал, что нет. Потом его попросили сформулировать основные цели компании. Директор задумался и через пять минут ответил, что основная цель компании «Эврика» одна — зарабатывать деньги. Потом он подумал и добавил — зарабатывать деньги, как сегодня, так и завтра. Под понятием «завтра» генеральный директор компании «Эврика» обозначил временную перспективу — 3 года.
Несмотря на то, что данная формулировка является одним из небольших элементов стратегии, на ее основе удалось подойти к решению задачи выделения наиболее важных бизнес-процессов, которые возможно наиболее реально и эффективно оптимизировать.
На основе сформулированной стратегической цели были разработаны следующие критерии оценки важности бизнес-процессов:
доля оборота;
доля прибыли;
потенциал роста оборота в перспективе — 3 года;
прочая стратегическая важность.
Первые два критерия (доля оборота и доля прибыли) соответствуют первой части стратегической цели — зарабатывать деньги сегодня. Третий критерий (потенциал роста оборота) соответствует второй части — зарабатывать деньги завтра.
Помимо данных критериев был введен и четвертый - прочая стратегическая важность, для того чтобы учесть прочие не формализуемые ценности, которые видит в бизнес- процессах генеральный директор.
Рис. 30. Критерии оценки важности бизнес-процессов компании «Эврика»
Так как сформулированная генеральным директором основная цель компании «Эврика» касается доходной составляющей бизнеса, то для дальнейшей оценки и ранжирования были выбраны только основные бизнес-процессы компании, которые приносят деньги:
торговля чаем;
торговля одеждой;
торговля мебелью.
Оценка важности бизнес-процессов компании «Эврика»
На основе разработанных критериев была проведена оценка важности бизнес-процессов компании «Эврика», результаты которой приведены в табл. 12. Далее каждый критерий оценивается по 5-бальной шкале (табл. 13).
Таблица 12. Критерии важности бизнес-процессов компании «Эврика»
Бизнес- процессы | Значения критериев | |||
Критерий 1 | Критерий 2 | Критерий 3 | Критерий 4 | |
Доля оборота, % | Доля прибыли, % | Потенциал роста (3 года), % | Прочая стратегическая важность (1 -5) | |
Торговля чаем | ||||
Торговля одеждой | ||||
Торговля мебелью |
Таблица 13. Важность бизнес-процессов компании «Эврика»
Продукт | Доля оборота, % | Доля прибыли, % | Потенциал роста (3 года), % | Прочая стратегическая важность (1-5) | Интегральная важность (1-5) |
Чай | 3,3 | ||||
Одежда | 4,1 | ||||
Мебель | 2,3 |
Оказалось, по критерию «доля оборота» бизнес-процесс «Торговля одеждой» оказался наиболее важным, но по критерию «доля прибыли» он уступил бизнес-процессу «Торговля мебелью», потому что рентабельность мебели выше рентабельности одежды. По критерию «потенциал роста», чай оказался наиболее привлекательным продуктом, рынок чая растет, и директор ожидает, что в течение трех лет продажи чая вырастут в два раза. Что касается критерия «прочая стратегическая важность», наибольшая оценка была присвоена бизнес-процессу «Торговля одеждой».
После оценки значений важности по всем четырем критериям была рассчитана интегральная важность бизнес-процессов, представляющая средний рейтинг бизнес- процесса. Оказалось, что бизнес-процесс «Торговля одеждой» является наиболее важным, бизнес-процесс «Торговля мебелью» оказался наименее важным, а бизнес- процесс «Торговля чаем» занял промежуточную позицию.
При оценке важности бизнес-процессов компании «Эврика» был использован критерий «прочая стратегическая важность бизнес-процесса». Данный критерий часто используется при решении подобных задач, и его сущность требует пояснения.
Например, одна компания, которая занималась транспортными перевозками грузов, имела такое бизнес-направление, как «Торговля хоккеистами». В рамках данного бизнес - направления организация содержала хоккейный клуб, успешных игроков которого продавала по контракту в иностранные хоккейные клубы. Когда консультанты подняли вопрос о том, насколько данный вид бизнеса является прибыльным и вписывается в единую стратегическую концепцию развития организации, то оказалось, что он убыточен и никак не связан с другими бизнес-направлениями компании. Тем не менее, данный бизнес пришлось оставить, так как он обладал прочей стратегической важностью для руководства. Дело в том, что большая часть высшего руководящего состава компании в прошлом были хоккеистами и данное бизнес-направление является для них своего рода хобби, стимулирующим менеджмент к эффективному развитию основных прибыльных видов деятельности.