Основные бизнес-процессы и их характеристики
К группе основных относят следующие бизнес-процессы:
процессы, создающие добавленную стоимость продукту, который производит компания;
процессы, создающие продукт, представляющий ценность для внешнего клиента;
процессы, прямой целью которых является получение доходов;
процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги.
Последнее определение предложили классики реинжиниринга бизнес-процессов М. Хаммер и Д. Чампи. Ими было предложено использовать данное определение как один из методов определения того, является ли процесс основным или нет. Согласно этому методу у внешнего клиента нужно спросить, готов ли тот платить деньги за данный бизнес-процесс или нет. Если клиент ответит «да», значит, данный процесс является основным, если «нет», то процесс относят к одной из трех оставшихся групп.
Отличительной особенностью основных процессов является то, что они прямым образом участвуют в реализации бизнес-направлений компании. В большинстве случаев перечень основных бизнес-процессов представляет зеркальное отражение дерева бизнес-направлений компании (далее это будет рассмотрено на практических примерах). Помимо этого основные бизнес-процессы определяют доходы компании. Именно они определяют профиль бизнеса, именно они имеют стратегическое значение. Их ни в коем случае нельзя отдать на аутсорсинг, т.к. организация потеряет свою конкурентоспособность. Именно эти процессы конкурентоспособная компания должна уметь выполнять лучше других в своей отрасли. По мере функционирования компании основные бизнес-процессы развиваются или умирают в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании.
Таблица 4. Характеристики основных бизнес-процессов
Определения | Отличительные особенности |
Бизнес-процессы, которые создают добавленную стоимость предлагаемому компанией продукту; Бизнес-процессы, которые создают продукт представляющий ценность для внешнего клиента; Бизнес-процессы, прямой целью которых является генерирование доходов; Бизнес-процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги | Представляют «зеркальное отражение» бизнес - направлений деятельности; Являются источником генерирования доходов; Определяют профиль бизнеса; Имеют стратегическое значение; Могут развиваться или отмирать в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании |
Дерево основных бизнес-процессов компании «Эврика». Вариант 1
Давайте рассмотрим пример построения дерева основных бизнес-процессов на примере компании «Эврика». Первый вариант дерева бизнес-процессов состоит из следующих элементов:
Закупка
закупка чая;
закупка одежды;
закупка мебели.
Хранение
хранение чая;
хранение одежды;
хранение мебели.
Продажа
продажа чая;
продажа одежды;
продажа мебели.
При построении данного варианта дерева основных бизнес-процессов на первом уровне был применен критерий декомпозиции — функция, а на втором уровне — продукт (рис. 8).
Дерево основных бизнес-процессов компании «Эврика». Вариант 2
Оказывается, что построение дерева бизнес-процессов не является однозначной задачей и имеет несколько решений. Для одной и той же компании можно построить несколько вариантов таких деревьев. Второй вариант дерева основных бизнес-процессов для компании «Эврика» получается, если поменять последовательность применения критериев декомпозиции — функция и продукт.
Торговля чаем
закупка чая;
хранение чая;
продажа чая.
Торговля одеждой
закупка одежды;
хранение одежды;
продажа одежды.
Торговля мебелью
закупка мебели;
хранение мебели;
продажа мебели.
Рис. 8. Первый вариант дерева основных бизнес-процессов компании «Эврика»
Нижний уровень первого варианта и верхний уровень второго варианта дерева бизнес - процессов компании «Эврика» является зеркальным отражением дерева бизнес- направлений (рис. 9).
Рис. 9. Второй вариант дерева основных бизнес-процессов компании «Эврика»
В данном случае встает вопрос: «Какой вариант лучше?» Практика описания и оптимизации деятельности показала преимущество использования второго варианта, и он является рекомендуемым в тех случаях, когда процессы закупки, хранения и продажи разных продуктов различны. Бывает так, что процесс закупки для обоих продуктов одинаков, т.е. закупаются одни и те же материалы. В этом случае процесс «закупка материалов» будет единым для двух продуктов.
В качестве примера такого случая можно привести компанию, производящую и продающую одежду и обувь. Материалы для производства одежды и обуви используются одни и те же — кожа, ткани и т.д. Поэтому процесс «закупка материалов» будет единым для одежды и обуви: ведь закупается некоторое количество материалов, а потом они сортируются на производство одежды и обуви.
Рис. 10. Основные процессы верхнего уровня для компании, производящей и продающей одежду и обувь
То же правило действует в отношении процесса «нанесение на продукцию рисунка», поскольку технология и материалы для одежды и обуви одни и те же. Основные процессы верхнего уровня рассматриваемой компании представлены на рис. 10.