Регламент ЕС 1346/2000 о производстве по делам о несостоятельности.
Есть регламент совета ЕС 2000 (2002) №1346/2002 кот спец посвящен ? трансграничных банкротств. Из сферы применения исключены ? банкротства банков, страховых орг-ций и инвестиционных компаний. Зато в равной степени регламент затрагивает ФЛ и ЮЛ. Схема: осн и вторичное банкротство. Универсалистский подход. Конкурсный управляющий, действующий в месте осн банкротства м действовать без спец док-тов в местах вторичного банкротства. Террит д-вия регламента ограничена странами ЕС - необх-мо чтобы центр жизненных интересов (домицилий) должника была одна из стран-членов. Презюмируется что это место регистрации, если нет доказ-в обратного. По ст3 регламента вторичное банкротство м.б открыто по месту, где должник осущ-ет эк д-сть (важно, чтобы эта д-сть не носила временного=транзитного хар-ра).
Вышеназванный регламент не содержит правила разрешения коллизий между юрисдикциями. Регламент прямо не говорит о применимом праве, но исходя из преамбулы и ст.4 м сделать вывод, что основное и вторичное банкротство в равной степени рег-тся по правилу lex concursus. Нек ученые считают, что это тождественно правилу Стамбульской конв.
Регламент предписывает условия для открытия вторичного банкротства: по требованию управляющего или любого лица или органа в соотв с правом вторичного банкротства. В регламенте есть обяз-в компетентных ведомств гос-в-участников сотрудничать между собой в проведении трансграничного банкротства – это касается не т. суд и адм органов, но даже и управляющих. Во вторичном банкротстве м.б но не д быть назначен управляющий.
Управляющий вторичного банкротства по регламенту д предоставлять управляющему осн банкротства приоритет в реализации его предложений по распоряжению им-ва, рассм-го во вторичном банкротстве.
Эффективность регламента обеспечивается процедурой взаимного признания решений, которое происходит автоматически. Непризнание решений м.б лишь по исключительным случаям: явное противоречие публичному порядку, его основополагающим принципам, конст правам и обяз-стям; признание или исполнение иностр решения м вызвать ограничение личной свободы чел-ка либо тайны переписки.
Экзекватура – акт признания иностр-го суд решения. Сравнить: а здесь – автоматически с даты, когда оно вступает в силу в соотв гос-ве.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ
Типовой закон ЮНСИТРАЛ позволяет:
· налаживать сотрудничество между судами и другими компетентными органами ин.гос-в, к-е участвуют в делах о ТБ;
· допускать к отечественным процедурам иностранных конкурсных управляющих;
· обеспечивать права ин. кредиторов на основе принципа не дискриминации.
Согласно Тип. закону ин. конкурсный управляющий
· обладает правом непосредственного доступа,
· он может подавать ходатайства непосредственно суду, компетентному рассматривать ??? в отн-и должника или имущества.
После подачи хозяйства о признание иностранных процедур банкротства по просьбе ин.конкурсного управляющего отеч. суд может предпринимать достаточно широкий спектр мер (м.б. приостановлено производство исполнительных действий в отношении должника, а иностранному управляющему может быть поручено управление имуществом должника или его реализация).
После признания ин. процедур ТБ суд может по просьбе ин. конкурсного управляющего поручить ему распределение активов должника.
Положение Типового закона способствует эффективному соблюдению прав иностранных кредиторов. Когда по отеч. праву кредиторам д.б. направлено уведомление, оно направляется также известным кредиторам за границей. Типовой закон учитывает возможную конкуренцию между требованиями кредиторов в разных странах - кредитор, к-й получил частичный платеж в рамках иностранного производства, не может получать платежа по этому же требованию в отношении этого же должника в отечественных процедурах до тех пор, пока платеж другим кредитором той же очереди будет в пропорциональном отношении меньше, чем платеж, уже полученный этим кредитором.
Решение проблем ТБ в РБ
В РБ ситуация ТБ в настоящий момент пока не обозначилась достаточно остро, но уже нередки случаи появления ин. элемента в белор. процедурах банкротства: имущество должника находится за границей, иностранные кредиторы заявляют свои требования и др.
В законодательстве Республики Беларусь термин "ТБ" отсутствует. Некоторые проблемы транснациональных банкротств в белорусском праве упомянуты (признается возможность ин. кредиторов заявлять свои требования).
В законе «Об экономической несостоятельности(банкротстве)» от 18.07.2000 г . сказано, что к отношениям, регулируемым этим Законом, в к-х участвуют ин.лица в качестве кредиторов, применяются положение Закона. Некоторые дополнения в части лиц, участвующих в процедурах банкротства, есть в Указе Пр-та Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности(банкротстве)» от 12.10.03г. (ин. органы ин. гос-в, МО (их полномочные представители) м.б. привлечены(с их согласия) хозяйственным судом в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве ЮЛ и ИП, имеющих государственные и международные заказы.
Подсудность дел о банкротстве Республики Беларусь определяется согласно ст. 51 ХПК по месту нахождения должника. В разъяснении ВХС Республики Беларусь от 16.08.02г. «О подсудности дел о банкротстве, когда заявителем выступает нерезидент РБ» - дела о банкротстве являются отдельной категорией дел неискового производства и независимо от того, кто является заявителем (резидент или нерезидент РБ), рассматривается хозяйств. судами областей и города Минска.
Совершенствование белорусского права по вопросам трансграничных банкротств могло бы строиться на основе положение Типового закона ЮНСИТРАЛ.
В апрели 2001г. Всемирный банк принял Принципы и руководство по эффективному банкротству и системе прав кредитора. По нему нац. Зак-во о банкротстве должно учитывать ситуации ТБ. В частности, нац. законы должны содержать след.положения:
· право доступа ин. конкурсных управляющих в суды и другие уполномоченные органы;
· упрощенные процедуры признания ин. процедур банкротства, начатых в соответствии с международно-признанными стандартами подсудности;
· мораторий или приостановление обязательств в как можно сжатые сроки в каждой стране, где находится имущество должника;
· не дискриминация между кредиторами независимо от национальности или резидентности.;
· местные власти и суды должны эффективно сотрудничать друг с другом с целью максимального выявления имущества должника в мире.
В Принципах отмечается, что наилучший путь совершенствования нац. зак-ва по ТБ -принятие законов на основе разработок ЮНСИТРАЛ.