Совет. Каждый раз, имея сильную дро комбинацию, вы должны делать ставку или рейз, если чувствуете, что есть хороший шанс выиграть банк тут же, особенно против одного или двух противников.

Полублеф с флеш-дро – очень сильная игра. Вы можете выиграть банк немедленно, если же это не получится, то вы всё равно сохраняете хороший шанс на выигрыш банка. Поэтому если вы действуете первым против одного или двух противников, обычно нужно делать ставку, если вы чувствуете, что есть определённый шанс на то, что остальные сбросят. Если же вы этого не чувствуете, обычно лучше говорить чек/колл.

Если кто-то делает ставку перед вами, и вы чувствуете, что это может быть блеф, рейз в качестве полублефа может быть оправдан. Если вы действуете последним и все сказали вам чек, вы почти всегда должны ставить. Если оба противника уже вложили деньги в банк, вам нужно решить – уравнивать или рейзить. Склоняйтесь к рейзу, если считаете, что на торне можно будет получить бесплатную карту. Если нет, рейзите только тогда, если у вас есть дополнительные возможности выиграть.

Есть ситуации, когда с флеш-дро вы можете дать ререйз. Например, если у вас Q♦J♦, а на флопе Т♣9♦5♦, что даёт вам очень сильную руку. У вас сильный флеш-дро (9 аутов), двухсторонний стрит-дро (ещё 6 аутов) и две оверкарты (ещё дополнительные 6 аутов). Вы достроите свой стрит или флеш в 54% случаев, и получите пару на своих оверкартах ещё в 24% случаев. С такой рукой надо почти всегда давать ререйз против одного соперника. Против нескольких соперников всегда ререйзите, кроме тех случаев, когда вы хотите оставить в игре как можно больше игроков, а ререйз заставит некоторых их них отвечать на две ставки. При малом банке предпочтительнее продолжать играть с несколькими соперниками, однако если банк большой, можно попытаться выбить других игроков, чтобы повысить свои шансы на победу, если впоследствии выпадёт одна из оверкарт.

Треходномастный флоп

Если вы получили флеш-дро при треходномастном флопе, обычно вы должны продолжать играть, только если держите одну из двух высших оставшихся карт данной масти. Например, если на флопе А♥Q♥8♥, продолжать собирать флеш можно только с К♥ или J♥. Если же на флопе 8♥5♥3♥, для продолжения игры вы нуждаетесь только в А♥ или К♥. Помните, что флеш вы соберёте только в 36% случаев, поэтому вы должны быть в достаточной степени уверены, что собранная рука будет победной. Пытаться достроить флеш, имея в руке только J♥ или Т♥ – в большинстве случаев проигрышная игра.

Обычно с таким типом флопа сложно получить активность от многих игроков. Если против вас несколько противников, вы можете уже играть против флеша, поэтому будет правильно говорить чек/колл. Пытаться получить бесплатную карту с помощью рейза из поздней позиции опасно, так как многие игроки будут защищать свою руку. Они могут ответить вам ререйзом, также они могут просто уровнять на флопе, а затем снова поставить на торне, если не придёт ещё одна одномастная карта. Если против вас три или более уровнявших, вы можете рассмотреть рейз, так как рейз будет выгоден вам по доле от банка.

Когда против вас один или два противника, а у вас натсовый флеш-дро, вы часто можете разыгрывать свою руку агрессивно, делая ставку или рейз в качестве полублефа. Вы должны быть довольны, если противники сбросят, но если они не сбросят, у вас по-прежнему будет много аутов для того, чтобы победить.

Если у вас есть дополнительные возможности для победы, вы можете играть более агрессивно. Например, если вы давали рейз с АА или КК, а на одномастном флопе получили оверпару и флеш-дро, вы обычно должны делать ставку. Если на флопе кто-то перед Вами сделает ставку, у вас есть выбор – рейз или просто уровнять. Уравнивание может быть хорошей игрой, так как, имея оверпару и флеш-дро, вам не нужно волноваться об оверкартах и о наличии у кого-то из соперников флеш-дро. На флопе вы или позади, или сильно впереди, если впереди, то имеется только небольшая возможность, что карта торна или ривера вас побьёт.

Следующая раздача, сыгранная мной в Тhe Poкer Club, демонстрирует преимущество уравнивания в игре против слабых противников. На префлопе игрок из средней позиции уровнял, я дал рейз на баттоне с А♥А♣, а оба блайнда и лимпер уровняли. Четыре игрока смотрели флоп J♥7♥4♥. Агрессивный игрок с малого блайнда сделал ставку и лимпер уровнял. Я колебался, дать мне рейз или просто уровнять и, в конце концов, решил просто уровнять, поскольку чувствовал, что малый блайнд мог уже иметь готовый флеш. На торне вышла 6♥. Малый блайнд снова сделал ставку, а второй игрок – рейз. Я снова решил просто уровнять, и малый блайнд дал ререйз (напоминаю, что это был агрессивный слабый игрок). Второй игрок и я уровняли. На ривере малый блайнд опять поставил, второй игрок уровнял, и я сделал рейз, на который они оба ответили. Малый блайнд показал на вскрытии Q♥5♥, у второго игрока был К♥. Если бы на флопе я сделал рейз, то в более поздних раундах я не получил бы такой большой активности от соперников.

Я привожу этот пример, чтобы продемонстрировать вам две вещи. Во-первых, заметьте, что хотя на флопе у меня и была сильная рука, на тот момент она проигрывала. С флеш-дро вы всегда должны быть заинтересованы в том, чтобы кто-то делал на флопе ставку при большом числе соперников. Во-вторых, обратите внимание, как нестандартный розыгрыш моей руки позволил мне выиграть большой банк.

Совет. Вариация игры – ключевой приём в арсенале продвинутого игрока. Вариация игры – это розыгрыш вашей руки иначе, чем от вас ожидают ваши противники. Применяя обманные приёмы в правильных ситуациях, вы иногда сможете заработать несколько дополнительных ставок, которые не получили бы, разыграв свою руку предсказуемо.

Обзор Главы

Флеш-дро - сильная рука, так как шансы на улучшение к риверу - 1 к 2. Шансы на улучшение будут еще лучше, если у Вас к тому же есть дополнительные комбинации типа: стрит-дро, оверкарты, или пара.

Если флоп двуходномастный, вы почти всегда будете получать достаточные шансы банка для продолжения игры. Однако есть исключения:

v против вас только один соперник, банк мал, у вас нет пары и вы уверены, что противник имеет пару достоинством выше, чем обе ваши карманные карты,

v на флопе пара и есть приличный шанс на то, что противник имеет трипс. Однако иногда вам всё равно нужно будет продолжать играть с такой рукой, решение зависит от действий соперников и размера банка,

v активность соперников на флопе настолько сильна, что есть приличная вероятность тянуть вмёртвую против более высокого флеш-дро.

Если вы получили флеш-дро при треходномастном флопе, обычно вы должны продолжать играть, только если держите одну из двух высших оставшихся карт данной масти.

Играя флеш-дро против трех или более противников, выбирайте стратегию, которая позволит удержать в игре как можно больше игроков. Если несколько игроков уже уровняли, можете сделать рейз, особенно если вы играете в поздней позиции.

Против одного или двух противников, Вы можете полублефуя сделать ставку или рейз, если Вы чувствуете, что есть приличный шанс выиграть банк сразу.

Если у Вас так же есть дополнительные комбинации типа: стрит-дро, оверкарты или пара, Вы можете разыграть свою руку более агрессивно.

Практикум

$20-$40. У Вас Q♥J♣ на баттоне. Два ранних игрока и поздний игрок уравнивают. Вы уравниваете, и пять игроков видят флоп 7♥6♥4♥. Ранний игрок делает ставку и поздний игрок уравнивает. В банке 150$. Что Вам делать?

Ответ: Сброс. С треходномастным флопом, Вы можете натягивать натс флеш или второй по старшинству флеш. В данном случае у Вас должен быть А♥ или К♥. У Вас есть также две оверкарты, но их ауты должны быть сокращены до четырех, так как флоп треходномастный и нет никакой гарантии, что Вы победите с парой.

$20-$40. У Вас А♥9♣ в поздней позиции. Дикий средний игрок уравнивает, и другой слабый средний игрок делает рейз. Вы делаете плохое уравнивание, и маленький блайнд также уравнивает. Четыре игрока видят флоп 9♥7♥3♥. Ставка рейзера префлопа. В банке 200 $. Что Вам делать?

Ответ: Рейз. После Вас должны говорить еще два противника, и имея флеш-дро Вы не хотите их вытеснять, но в данном случае у Вас также старшая пара со старшим кикером. Рейз для защиты своей пары пробуя, заставит противников выйти из банка, даже если они имеют в настоящее время лучшую руку, Вы все еще имеете хорошую дро комбинацию. В реальной игре, игрок сделал рейз, и только маленький блайнд сбросил. Торн 5♠ и первый средний игрок получил стрит с 8♠6♠. На ривере флешевая карта не пришла.

$20-$40. Вы сделали рейз из ранней позиции с К♥К♣. Средний игрок и большой блайнд уровняли. Три игрока видят флоп Q♣5♣3♣. Большой блайнд ставка. В банке 150 $. Что Вам делать?

Ответ: Уравнивание и рейз близкие решения. Только три туза могут повредить вашу руку, таким образом, я предпочитаю уравнять вместо того, чтобы вытеснять среднего игрока. Вы можете сделать рейз на торне. Рейз - тоже хорошая игра, тем более что банк был увеличен рейзом префлопа. В реальной игре, игрок уравнял и средний игрок уравнял. Торн 2♦ и большой блайнд сделал чек, игрок сделал ставку. Только средний игрок уравнял. Ривере J♥. Средний игрок показал 6♠5♦.

$20-$40. У Вас А♥9♥ в средней позиции. Ранний игрок, Вы, баттон и маленький блайнд уравниваете. Пять игроков видят флоп К♥3♥2♣. До Вас все чек. В банке 100$. Что Вам делать?

Ответ: Ставка. Три игрока уже сделали чек, таким образом, есть небольшой шанс, что Вы можете выиграть банк сразу. Даже если Вас уравняют, Вы можете взять бесплатную карту на торне. Самый плохой сценарий со ставкой - рейз баттона, вытесняющий других игроков. В реальной игре, игрок сделал ставку, баттон и маленький блайнд уравняли, и ранний игрок сделал рейз с КТ. Его рейз фактически дал Вам хорошие шансы банка против трех противников с натсовым флеш-дро и оверкартой. Флеш не пришел.

$20-$40. У Вас А♥5♥ в средней позиции. Средний игрок уравнял и Вы уравниваете. Баттон и маленький блайнд уравнивают. Пять игроков видят флоп Q♥Т♥3♣. Средний игрок ставка. В банке 120$. Что Вам делать?

Ответ: Уравнивать. После Вас должны говорить еще три противника, и Вы не хотите, делая рейз вытеснить этих противников из маленького банка. Если бы банк был увеличен рейзом на префлопе, тогда рейз был бы допустим, чтобы попробовать увеличить шанс на победу с тузом.

$20-$40. У Вас А♠9♠ в маленьком блайнде. Средний игрок уравнивает и поздний игрок рейз. Вы уравниваете, и три игрока видят флоп Т♠9♣5♠. Вы чек и ставка игрока из поздней позиции. В банке 160 $. Что Вам делать?

Ответ: Рейз. Вам необходимо вытеснить из банка третьего противника. Обычно Вы хотите, разыгрывая флеш-дро иметь несколько противников но, имея пару, ваша рука в настоящее время может быть лучшей. В реальной игре, сделал игрок рейз, средний игрок уровнял и поздний игрок ререйз. На ривере пришла пика.

$15-$30. Вы сделали рейз из средней позиции с А♥6♥, и только средний игрок Вас уравнял. Флоп - 5♥3♥2♣. Вы ставите и средний игрок рейз. В банке 130 $. Что Вам делать?

Ответ: Ререйз. Имея 15 аутов (девять аутов к флешу, три аута к стриту и три к тузу) Ваша вероятность выиграть против карманной пары больше 50%. Будьте агрессивны, имитируя высокую карманную пару, и Вы можете заставить вашего противника сбросить карты на более поздних раундах ставок, если придет карта паники. В реальной игре, игрок повторно сделал рейз и получал флеш на торне, его противник показал Q♠Q♦.

$15-$30. У Вас А♣6♣ в поздней позиции. Два ранних игрока и средний игрок уравнивают. Вы уравниваете, баттон уравнивает, и маленький блайнд рейз. Большой блайнд сбросил, и все остальные уровняли. Шесть игроков видят флоп Q♣9♣5♥. Маленький блайнд делает ставку и два ранних игрока уравнивают. В банке 240 $. Что Вам делать?

Ответ: Рейз. Три игрока уже вошли в банк, теперь каждая ставка на флопе улучшают Ваши шансы банка. Рейз и ререйз, если есть такая возможность. В реальной игре, игрок сделал рейз, маленький блайнд ререйз и игрок «кэп». Флеш пришел на торне и два игрока уравнивали до ривера. «кэп» флопа сделал банк настолько большим, что ваши противники делали коллы последней надежды до ривера со слабыми руками.

$15-$30. У Вас Q♣6♣ в маленьком блайнде. Два ранних игрока уравнивают, следующий ранний игрок рейз, средний игрок и баттон уравнивают. Вы и большой блайнд уравниваете. Семь игроков видят флоп 9♦9♣2♣. Ставка рейзера префлопа. Средний игрок сбрасывает и баттон уравнивает. В банке 240 $. Что Вам делать?

Ответ: Уравнивать. С таким большим банком, Вы можете натягивать свой флеш, рейз в этой ситуации не очень мудр. Пара на флопе сокращает ваши ауты, и к тому же Вы тянете не к натс флешу. Еще три игрока говорят после Вас, и Вы предпочитаете, что бы они остались в игре, увеличивая ваши шансы банка. В следующем раунде Ваше слово будет первым, что не очень хорошо. В реальной игре, игрок уравнял и еще два игрока вошли в банк. Торн К♣ игрок сделал ставку и только один противник его уравнял.

$20-$40. У Вас Q♠2♠ в большом блайнде. Ранний игрок, поздний игрок и маленький блайнд уравнивают. Вы получаете бесплатную игру, и четыре игрока видят флоп К♠6♠5♣. Маленький блайнд чек. В банке 80 $. Что Вам делать?

Ответ: Ставка. На флопе только одна высокая карта, один противник уже сказал чек. Вы все ровно будете играть до ривера, так что можете сделать ставку в надежде выиграть банк на флопе. В реальной игре, игрок сделал ставку, и поздний игрок сделал рейз. Флеш не пришел, и игрок сбросил карты на ривере.

$5-$10. У Вас Q♥J♥ в средней позиции. Средний игрок, Вы и поздний игрок уравниваете. Четыре игрока видят флоп А♣9♥6♥. Большой блайнд чек и средний игрок ставка. В банке 27$. Что Вам делать?

Ответ: Уравнивать. Трудно украсть банк с тузом на флопе против трех противников, тем более что один игрок уже сделал ставку. Вам также предпочтительней, чтобы остальные противники остались в игре. В реальной игре, игрок уравнял и оба оставшихся противника уравняли. Торн 8♠ и три игрока увидели ривер 5♥. Игрок сделал ставку, и игрок в поздней позиции сделал рейз показав 7♦6♦. Игрок в поздней позиции, вероятно, сбросил бы карты на флопе, если бы Вы сделали рейз.

$20-$40. У Вас А♥5♥ в маленьком блайнде. Средний игрок рейз, игрок в поздней позиции уравнивает. Вы уравниваете и большой блайнд ререйз. Все уравняли и четыре игрока видят флоп 8♥6♥3♦. В банке 240 $. Что Вам делать?

Ответ. Чек и ставка близкие решения. Проблема со ставкой в том, что большой блайнд вероятней всего сделает рейз и вытеснит оставшихся противников, в то время как у Вас очень сильный флеш-дро. С другой стороны банк весьма большой. Вытеснение противников может быть выгодным так, как ваш туз может победить, если к нему придет пара. Однако, сомнительно, что противник сбросит туза с хорошим киккером после рейза на флопе с таким огромным банком, таким образом, чек - вероятно все-таки лучший выбор. Если все три противника уравняют ставку на флопе, Вы можете сделать рейз, повышая свои шансами банка для дро комбинации.

Стрит-дро

Существует три основных вида стрит-дро: двухкарточный двухсторонний, однокарточный двухсторонний и дырявый. Давайте подсчитаем некоторые шансы на улучшение. Двухсторонний стрит-дро имеет 1 к 2 шанс на улучшение до стрита к риверу. Дырявый стрит-дро улучшится к риверу до стрита в каждом шестом случае (шанс 1 к 5), но если вы планируете посмотреть только одну карту, шансы на улучшение составляют только 1 к 10,5. Двухсторонний стрит с парой имеет 10 сильных аутов (8 на стрит и 2 на трипс), что означает 1 к 1,6 шанс на улучшение к риверу. Если у вас двухсторонний стрит-дро с двумя оверкартами, вы улучшите свою руку немногим чаще, чем в половине случаев, таким образом, с такой рукой вы зарабатываете деньги на каждой дополнительной ставке в банке. Однако ваши ауты на оверкарты в этом случае следует обрезать, так как эти они могут дать кому-то готовый стрит.

Давайте посмотрим, почему стартовая рука, содержащая две идущих по порядку карты без дырок, сильнее, чем связка с одной или двумя дырками. Связка без дыр может собрать до четырёх различных готовых стритов, в противоположность связке с тремя дырками, для которого существует только один стрит. Например, если вы начинаете с 98, то существуют 4 комбинации, дающие вам готовый стрит: QJТ, JТ7, Т76 и 765. Если ваша стартовая рука – 97, то у вас уже только 3 варианта собрать стрит: JТ8, Т86 и 865. Если же у вас 96, то вы сможете собрать только два стрита – с помощью Т87 и 875. Чем меньше дыр имеет ваш связка, тем выше ваши шансы на стрит, поэтому связка без дыр – более сильная рука, чем связка с дырками.

Как и флеш-дро, стрит-дро увеличивается в цене, если ваша рука содержит другие возможности для победы. Например, если у вас есть пара или оверкарты, то это добавляет ценности вашей руке. С другой стороны, двуходномастный, треходномастный или парный флоп всегда уменьшает ценность стрит-дро.

Двухсторонний стрит имеет 8 аутов на улучшение, но если у кого-то есть флеш-дро, у вас только 6 аутов. Так же есть риск получить стрит на торне, но всё равно проиграть флешу на ривере, поэтому в этой ситуации вы выиграете только 4 раза из 5, следовательно, вы нуждаетесь в более высоких шансах к банку соответственно. Решение продолжать ли с двухсторонним стрит-дро при парном или двуходномастном флопе зависит от размера банка и вероятности того, что кто-то из противников имеет опасную для вас руку. В ситуации один на один шанс на то, что ваш противник имеет такую руку, невелик. Но если в розыгрыше много игроков и на флопе уже есть уровнявшие, то вы, вероятно, можете предполагать, что у кого-то есть флеш-дро или сет, и играть соответственно.

Довольно трудно обсуждать стратегии розыгрыша каждого вида стрит-дро при каждом типе флопов, поэтому сначала мы обсудим розыгрыш двухкарточного двухстороннего стрит-дро, затем однокарточного двухстороннего, а в заключение рассмотрим, как нужно разыгрывать дырявый стрит-дро на флопе. Во всех случаях подразумевается, что флоп разномастный, если не отмечено иначе.

Наши рекомендации