ВАЛАШСКОЕ И МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВА И ТРАНСИЛЬВАНИЯ В XI—XV вв.
Население бывшей римской провинции Дакия в III—VII вв.
Левобережная долина Среднего и Нижнего Дуная с притоками и значительная часть Карпатского горного массива, совпадающие в основном с территорией современной Румынии и южной части Молдавской ССР, входили в состав римской провинции Дакия, образованной в начале I в. н. э. в результате завоевательных походов римлян. Основную массу местного населения, оказавшего римским легионам длительное и упорное сопротивление, составляли даки, племенные политические объединения которых, приобретавшие уже устойчивый территориальный характер, были ликви-
дированы завоевателями. К 70-м гг. III в., когда в результате общего кризиса, поразившего Римскую империю, римские власти и военные гарнизоны покинули провинцию, отступив за Дунай, да-ки уже подверглись значительной романизации и восприняли разговорный латинский язык.
После ухода римлян земли бывшей Дакии в течение нескольких веков были объектом вторжений готов, гуннов, аваров, прото-болгар, славян и других народов. Наиболее глубокий след в этногенезе автохтонного населения, в его материальной и общественной жизни оставили славяне, долго жившие среди местного населения и постепенно растворившиеся в нем.
Процесс классообразования. Начало феодализации. Письменные свидетельства о жизни автохтонного романизированного населения в VII—XII вв. крайне скудны. Археологические данные позволяют заключить, что в эту эпоху здесь углубилось имущественное расслоение и начался переход от догосударственного устройства к государственному. Однако этот процесс проходил весьма медленно из-за массовых вторжений в эти районы, лежавшие на пути к границам Византии и в верхнедунайские западные страны, самых различных народов (печенегов, половцев, узов), а также борьбы за влияние и господство на левобережье Дуная и в Карпатах между болгарами, венграми, византийцами, русскими.
Темпы феодализации ускорились здесь с IX столетия, когда южная часть бывшей Дакии вошла в состав Первого Болгарского царства, подверглась после 865 г. (принятия Болгарией христианства от Византии) христианизации и была вовлечена в систему эксплуатации, общую для всей Болгарии. Подобную же роль сыграло и влияние Древней Руси, суверенитет которой устанавливался временами в Х-XII вв. над северо-восточными областями бывшей Дакии.
Однако иноземное господство и в особенности последовавшие в Х-XII вв. мощные вторжения кочевников препятствовали консолидации политической власти в руках местной знати.
Романизированное население Балканского полуострова в целом в греческих (византийских) и латинских (западных) памятниках с конца Х в. именовалось влахами; а восточнославянских источниках (в том числе в русской летописи) волохами назывались романизированные жители Среднего и Нижнего Подунавья. Значительная их часть в IX-Х вв. приняла христианство по восточному обряду. На территории образовавшихся позднее Валашского и Молдавского княжеств, а также на землях значительной части Трансильвании вместе с христианством распространилась славянская письменность, вследствие чего славянский язык вплоть до середины XVIII столетия оставался здесь официальным языком церкви и государственного делопроизводства.
Оформление феодальных отношений и образование Валашского и Молдавского княжеств. Уже в Х-XI вв. на территории современной Румынии стали возникать земельные владения (кнеза-
ты), собственники которых назывались по-славянски князьями. Несколько кнезатов образовывали воеводство. Конкретные формы эксплуатации крестьян в кнезатах и формы зависимости подвластных князю людей известны мало. Имеются, однако, сведения о том, что в пользу князя уплачивались подати и выполнялись трудовые повинности. Тем не менее большинство сельского населения вплоть до XIV в. составляли свободные общинники. Воеводства во главе с воеводами представляли собой небольшие феодальные государственные образования, которые так и не могли объединиться в единое государство до первой четверти XIV в.
Более быстрыми темпами процесс становления феодальных отношений протекал в областях Трансильвании, входивших на правах автономии в состав Венгерского королевства, а также в землях, подвластных Галицкому княжеству. Именно на территории Трансильвании раньше всего оживилась городская жизнь, возникли крупные центры ремесла и торговли, которые установили тесные торговые связи с городами Центральной Европы, Византии и Древней Руси. Города появились также на территории, вошедшей впоследствии в Валашское княжество. Интенсивно укреплялись экономические связи между отдельными районами этого региона, содействуя процессу политической консолидации. Сходным был общественный строй и в тех землях, которые составили сформировавшееся позднее Молдавское княжество.
Ход социально-экономического и политического развития был, однако, заторможен монголо-татарским нашествием. Особенно сильно пострадали восточные и северо-восточные районы, в которых на сто лет установилась власть Золотой Орды. В Трансильвании, где после ухода монголо-татар в 1243 г. Венгрия восстановила свою власть, была возобновлена и прежняя форма правления. Эта область, которую, помимо волохов, населяли также венгры и немцы-колонисты, образовывала воеводство во главе с наместником — вассалом венгерской короны. В 1222 г. Трансильванское воеводство сумело завоевать новые права автономии, которые еще более возросли в XIV—XV вв.. Власть воеводы контролировал местный дворянский сейм. В органах управления воеводства, как и в городских советах, имели право участвовать только венгры и мадьяризировавшиеся немцы. Волошское население находилось здесь в приниженном положении. Большинство волохов исповедовало православие, тогда как господствующей в XI—XIII вв. формой христианства в Трансильвании являлось католичество.
— Менее затронутыми монголо-татарским нашествием были земли, расположенные между Дунаем и Карпатами, где в начале XIV в. произошло объединение нескольких воеводств в единое государство, именовавшееся Царя Ромыняска («Румынская страна»). Попытки Венгрии подчинить своей власти новое государ-
' Наименование этого государства Валахией или Валашским княжеством — результат поздней историографической традиции.
ство были отражены в середине XIV в. с помощью Болгарии и
Сербии.
Примерно в те же годы, после падения власти Золотой Орды, в Восточном Прикарпатье и в соседних с ним районах образовалось воеводство, в течение нескольких лет признававшее суверенитет венгерской короны. Однако попытки, предпринятые венгерским королем с целью упрочить свое господство, вызвали восстание. В 1359 г. венгерские власти были изгнаны. Сформировалось новое государство — Молдавское княжество, во главе которого встал руководитель антивенгерского восстания боярин Богдан. Он расширил границы государства, присоединив земли на востоке, вплоть до Днестра.
Однако борьба Молдавского княжества за независимость на этом не окончилась: на его земли посягало не только Венгерское, но и Польское королевство. Уже в 60-х гг. XIV в. Молдавское княжество было вынуждено стать вассалом польской короны. Попытки утверждения католичества, которые предпринимались здесь под давлением Польши, в целом оказались неудачными: подавляющее большинство населения сохранило верность православию.
Валашское и Молдавское княжества в XIV—XV вв. Новообразованные государства постепенно набирали силу, несмотря на давление со всех сторон многочисленных и могущественных врагов. Укреплялся аппарат управления, усиливалась господарская власть. Правители княжеств расширяли и перестраивали армию, воздвигали крепости и пограничные оборонительные сооружения. Значительной силой в обоих княжествах обладало боярство, представители которого составляли господарский совет, занимали высшие должности в центральном аппарате и осуществляли управление провинциями.
Крупное боярство пользовалось большими привилегиями. За службу господарю «великие бояре» не получали определенного жалованья. В поворотные, критические моменты истории княжеств они нередко оказывались в оппозиции господарю и не раз ставили государство на край гибели. Стремясь сплотить бсяр вокруг престола, господари стали предоставлять боярским баштинам иммунитетные привилегии. Но эта мера давала лишь временный эффект — своеволие усиливавшегося боярства еще более возрастало.
Мелкопоместные феодалы — куртени составляли низший слой вассалов господаря, они более последовательно поддерживали центральную власть.
Деревня и город Валашского и Молдавского княжеств в XIV и XV вв. В XIV—XV вв. Валахия и Молдавия переживали значительный экономический подъем. Осваивались новые земли.
Число свободных деревень в княжествах быстро сокращалось. Крестьянские земли переходили в руки бояр. Бояре захватывали общинные угодья. В княжествах утверждалось крепостничество.
Заметный прогресс наблюдался в это время также в развитии
экономики валашских и молдавских городов. Крупную роль в Валашском княжестве играли Кымпулунг, Арджеш, Тырговиште, в Молдавском — Сучава, Галац, Бырлад, Яссы и др. Налоги с ремесленников и торговцев составляли значительную статью дохода го-сподарской казны. Укрепилась и расширилась также внешняя торговля княжеств. Широкую известность получил торговый путь (его стали называть Молдавским), который вел из Польши, от Кракова и Львова через Сучаву к Черному морю.
Началась также разработка рудных богатств Трансильвании и княжеств, но горное дело и металлургия, как и в Венгрии, с самого начала оказались в руках иноземцев, прежде всего немцев, что наносило значительный ущерб экономике страны и господарской казне.
Антифеодальные движения XV столетия. Усиление феодального гнета, рост налогов и повинностей, произвол боярства, распространение крепостничества привели к подъему классовой борьбы, перераставшей иногда в настоящие крестьянские войны. В середине XV в. крестьянские восстания пылали во многих районах Трансильвании; в 1437 г. они охватили всю территорию воеводства, распространившись и на соседние районы Венгрии. Восставшие разоряли феодальные поместья, брали штурмом дворянские замки, захватывали целые города. Армия повстанцев несколько раз одерживала победу над дворянскими ополчениями. Знать Трансильвании, стремясь выиграть время, приняла требования крестьян, настаивавших на предоставлении права свободы перехода после уплаты ежегодной ренты.
Собрав силы, венгерские и немецкие феодалы сорвали перемирие с восставшими крестьянами, но снова были разбиты. Однако крестьянское войско постепенно разделилось на отдельные отряды, которые к концу 1438 г. были рассеяны. Начались массовые репрессии. В 90-х гг. XV в. вспыхнуло крупное крестьянское восстание в Молдавском княжестве. Вождь восставших Муха повел отряды повстанцев, насчитывавшие до 10 тыс. человек, из северной части княжества в Галицкую землю. Восставшие громили поместья и молдавских бояр и польских панов, имевших здесь обширные владения. Но восстание было подавлено с помощью войск польского короля и рыцарей Тевтонского ордена.
Борьба Валашского и Молдавского княжеств с Османской империей и с агрессией Польши и Венгрии. К 90-м гг. XIV в. османские полчища вышли к Дунаю и вскоре, форсировав его, вторглись в пределы Валахии. Однако войска господаря Мирчи вместе с союзными венгерскими отрядами одержали в 1394 г. крупную победу над османской армией. Но силы были слишком неравны. Турки вскоре повторили поход, заняв значительную территорию Валахии. Мирча был вынужден отступить, а затем признал себя вассалом султана. Впредь он был обязан приводить свои войска по первому требованию султана и платить ежегодную дань — харадж.
Однако вассальные отношения с Османской империей неоднократно прерывались новыми столкновениями. Валашские господари стремились использовать благоприятную для них международную ситуацию, чтобы освободиться от османской зависимости. В 1444 г. в битве при Варне (во время крестового похода против турок) участвовали войска Валашского княжества вместе с отрядами воеводы Трансильвании Яноща Хуньяди.
Помимо Османской империи, Молдавскому княжеству угрожали также Венгрия и Польша, которые пытались использовать в своих интересах разгоревшуюся в стране междоусобную борьбу.
Покончить с феодальной анархией и упрочить центральную власть удалось господарю Стефану III (1457—1504), который, опираясь на мелкопоместное дворянство, население городов и ополчение из свободных крестьян, разгромил оппозицию великих бояр и подчинил их своей власти. Искусный дипломат, Стефан III сумел разобщить своих врагов и громил их поочередно, прибегая к временной поддержке других. С помощью Польши он победил короля Венгрии во время его вторжения на территорию княжества. Существенную роль в политике Стефана III играли его дружественные связи с Русским государством, скрепленные браком дочери господаря с сыном Ивана III.
В 1476 г. Стефан III сумел гораздо меньшими силами нанести поражение на реке Васлуй огромной армии султана Мехме-да II Завоевателя. Однако набеги турок-османов не прекращались. Одновременно вторжением в княжество с севера угрожал польский король. Стефан III был вынужден срочно заключить мир с султаном и согласиться на выплату дани. Упрочен был союз с Венгрией. Обезопасив тылы, господарь бросил все силы против вступившего с войском в пределы Молдавского княжества польского короля Яна I Альбрехта. В 1497 г. в Козьминском лесу польская армия была наголову разбита. Молдавское княжество получило временную передышку.