Социальная структура франкского и галло-римского общества.
В VI—VII вв. во Франкском государстве сохранялись еще разные экономические уклады — рабовладельческий и патриархальный. Вместе с тем все большее распространение получали ранне-феодальные формы зависимости. Такой характер экономических отношений определил весьма сложную социальную структуру общества. В «Салической правде» упоминаются восемь категорий населения, различавшиеся по юридическому и отчасти хозяйственному положению. Центральное место занимали свободные франки. За убийство свободного франка уплачивался вергельд (вира) в 200 солидов. Свободными франками считались люди разного имущественного положения, от мелких крестьян-общинников до крупных аллодистов, не служивших лично королю. За убийство королевского дружинника (антрустиона) или другого служащего короля причитался вергельд в 600 солидов. Эта категория существовала преимущественно за счет эксплуатации зависимых людей (колонов, литов) и рабов, а также за счет военной добычи. Ниже свободных франков были литы — полусвободные крестьяне германского происхождения. Их вергельд, как полагают, составлял 100 солидов. У франков, как и у галлов-римлян, были рабы (сервы). Их количество значительно увеличилось в результате завоевания Галлии и постоянных захватнических войн, а также вследствие закабаления разорявшихся свободных людей. Жизнь раба не защищалась вергельдом, за его убийство или кражу уплачивалось возмещение, как и за прочее движимое имущество. Галло-римское население в правовом отношении было ниже франков. Наиболее привилегированными были «римляне — королевские сотрапезники», т.е. знатные римляне, находившиеся на службе у короля. Их вергельд составлял 300 солидов — в 2 раза ниже вергельда королевского дружинника. Основная часть римской знати – «римляне-землевладельцы» (посессоры) — по своему правовому положению стояла ниже свободных франков; ее вергельд составлял 100 солидов. Вся эксплуатируемая масса галло-римского населения, исключая рабов, составляла категорию «римлян-трибутариев» (налогоплательщиков). Видимо, это были главным образом колоны. Их вергельд равнялся 63 солидам — ниже вергельда франкских литов. Рабы и вольноотпущенники этнически не различались. Тем не менее, по германским обычаям, положение рабов было несколько мягче, чем по римскому праву. Во Франкском государстве рабы (сервы) являлись одним из основных источников формирования крепостного крестьянства.
В целом все франко-римское население по «Салической правде» можно разделить на следующие социальные группы: эксплуататорскую верхушку, включавшую римских землевладельцев и королевских дружинников вместе с другими служащими короля, и эксплуатируемую массу римского и германского населения (колоны, рабы, вольноотпущенники, литы). Промежуточное положение занимали свободные общинники — франки и другие варвары, сохранявшие личную свободу и собственность и не подвергавшиеся эксплуатации. Однако, находясь в зависимости от короля, свободные франкские крестьяне постепенно вовлекались в сферу королевской фискальной эксплуатации — облагались налогами и другими государственными повинностями.
Судебное устройство. Франкский суд по «Салической правде» являлся еще в полном смысле народным. Судебные тяжбы разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Если он был несправедлив, обидчик мог тут же потребовать у собрания его отмены.
Судебная процедура у варваров была очень примитивна. Дела решались по показаниям сторон и их свидетелей без предварительного следствия. В сомнительных случаях обращались к ордалиям — испытанию кипятком. Вызывал на суд сам пострадавший, так как особого судебно-административного аппарата еще не существовало.
В «Салической правде» уже заметна тенденция к подчинению народной судебной организации королевской властью. На судебном собрании присутствовал, а иногда и председательствовал королевский служащий — сотник. Часть судебных штрафов и вергельдов шла в королевскую казну. В дальнейшем суд был полностью подчинен государственной власти. Выборные судьи были заменены королевскими сотниками и графами, а избираемые народом заседатели — королевскими скабинами. Тем самым завершился процесс создания провинциального и местного государственного судебно-административного аппарата.
Рост крупной земельной собственности. Оформление аллода — свободно отчуждаемой собственности на землю — ускорило имущественное расслоение в среде свободных франков и образование крупного землевладения: «...с того момента, как возник аллод, свободно отчуждаемая земельная собственность, земельная собственность как товар, возникновение крупной земельной собственности стало лишь вопросом времени». Свободные франкские крестьяне разорялись, теряли земельную собственность и, попадая в зависимость к имущим, начинали подвергаться феодальной эксплуатации.
Крупная земельная собственность существовала у франков и раньше до завоевания Галлии. Король, присвоив себе земли римского фиска и неподеленные общинные владения (леса, пустоши), раздавал их в собственность своим приближенным и церкви. Но рост крупного землевладения происходил в основном за счет присвоения земель обедневших общинников.
Крупные землевладельцы располагали всей полнотой власти над своими рабами и литами. Чтобы держать их в повиновении и заставлять работать на себя, они создавали судебно-административный аппарат и заводили собственные вооруженные дружины. Эти могущественные люди (магнаты), не желая повиноваться королю и делиться с ним собираемой с населения рентой, часто поднимали против короля восстания. Королевская власть не в состоянии была справиться с магнатами и шла им на уступки. Королевские земли были розданы или расхищены знатью, в государстве не прекращались смуты.
Объединение Франкского государства майордомами. Последние короли из династии Меровингов потеряли всякую реальную власть, сохранив только титул. Их пренебрежительно называли «ленивыми королями». Фактически власть перешла к майордомам (majordomus — старший по двору, управляющий королевским хозяйством), которые ведали сбором налогов и королевским имуществом, командовали войском. Имея реальную власть, майордомы распоряжались королевским престолом, возводили и смещали королей. Будучи сами крупными землевладельцами, они опирались на местную знать. Но в раздробленном на уделы Франкском государстве не было единого майордома. В каждой из трех областей правил свой майордом, располагавший наследственной властью. Наиболее сильным являлся майордом Австразии. В 687 г. австразийский майордом Пипин Геристальский разгромил своих соперников и начал править всем Франкским государством. Опираясь на мелких и средних землевладельцев Австразии, Пипин Геристальский проводил активную завоевательную политику. Позже основанную им династию стали называть Каролинга-уц_по имени Карла Великого, наиболее выдающегося франкского короля.