Социально-экономические, политические и этнические изменения в Западной Европе в V—VI вв.
Начало формирования классов феодального общества. Завоевание римских провинций и расселение варваров среди романского населения, жившего в условиях классового общества и более высокой материальной и духовной культуры, ускорили разложение первобытнообщинного строя и формирование раннефеодальных отношений у варварских народов. С другой стороны, варварские завоевания ускорили разложение рабовладельческих отношений и образование феодального строя в римском обществе. Вместе с тем они создали предпосылки для романо-германского синтеза.
Повсюду завоевания сопровождались перераспределением земельной собственности. Варвары проводили массовые конфискации земли и движимого имущества, включая и рабов. В результате всех этих конфискаций и разделов значительно уменьшился удельный вес крупного землевладения и увеличилось значение мелкой и средней земельной собственности. Варвары-воины превратились в крестьян-общинников. Эта тенденция к укреплению мелкого хозяйства за счет крупной земельной собственности рабовладельцев была безусловно в тех исторических условиях прогрессивна. Мелкое крестьянское производство являлось хозяйственной основой зарождавшегося феодального строя. Но на завоеванной варварами территории отнюдь не исчезла крупная земельная собственность с эксплуатацией труда рабов, колонов и иных зависимых людей. Крупными землевладельцами оставались сенаторская знать, верхушка куриалов и высшее духовенство. Крупная земельная собственность распространилась и у варваров. Короли, старая родоплеменная знать и королевские дружинники присвоили значительную долю завоеванной земли и эксплуатировали зависимых людей. Под воздействием этих отношений и норм римского права ускорился процесс разложения общинно-родовых порядков у германцев. Надельная земля превращалась в собственность, а это приводило к имущественному неравенству в среде общинников и к установлению поземельной и личной зависимости.
Если свободные германцы постепенно опускались до положения зависимых людей, то колоны и рабы, наоборот, приобретали большую хозяйственную самостоятельность и юридические правомочия. Государственная власть не вмешивалась в отношения между земельными собственниками и их зависимыми людьми. Колоны уже не рассматривались как подневольные люди, они владели домашним хозяйством и орудиями труда. Точно так же и посаженные на землю рабы пользовались правом владения своим имуществом.
Так начинался процесс формирования класса феодально зависимого крестьянства. В крепостных и зависимых превращались римские рабы, вольноотпущенники, колоны и разные мелкие держатели, а также эксплуатируемые категории германского населения — рабы, литы и иные полусвободные люди. Класс зависимых крестьян все более интенсивно пополнялся разорявшимися и терявшими свободу и земельную собственность общинниками.
На другом полюсе формировался эксплуататорский класс крупных земельных собственников. Он включал в себя значительную часть крупных римских землевладельцев и верхушку христианского духовенства, а также варварскую племенную и служилую знать. Занимая господствующее положение в варварских королевствах, эта знать богатела за счет эксплуатации покоренного населения и постепенно подчиняла крестьян-общинников.
Изменение в политическом строе. Начавшийся в варварском обществе процесс классообразования и установление господства над населением римских провинций привели к оформлению государственной власти у варварских народов.
Родо-племенная организация германцев была не в состоянии осуществлять господство над массами завоеванного римского населения. Необходимо было государство, располагающее военной силой и судебно-административным аппаратом. Взамен распавшейся римской государственной бюрократической системы варвары должны были создать собственную государственную организацию, основанную на принципе территориального подчинения всего населения королевской власти. Господствующей верхушке государственная власть была необходима еще и для того, чтобы подавлять сопротивление низших слоев варварского общества, терявших свободу и попадавших в зависимость.
По сравнению с рабовладельческой Римской империей с ее сложным разветвленным бюрократическим аппаратом вновь созданные варварские королевства были примитивными. Центральная власть сосредоточивалась в руках королей, напоминавших первое время военных предводителей варварских полчищ, ограниченных в своих действиях волеизъявлением племенной и служилой знати. На местах наряду с королевскими служащими сохранялись общинно-родовые органы — народные собрания с выборными судьями и заседателями. Судили германское население по старинному обычному праву, зафиксированному в варварских правдах. Охрана общественного порядка осуществлялась большей частью силами самого населения. Военная организация представляла собой общее ополчение всех свободных германцев, вооружавшихся и отправлявшихся в поход за собственный счет. Однако все большее значение приобретала дружина из профессиональных воинов, получавших содержание от короля и служившая только ему. Входило в практику наделение дружинников землей вместе с зависимым населением.
На формирование варварской государственности оказывали в той или иной степени влияние римские государственно-правовые институты. Римское население в некоторых варварских государствах (Вестготском, Вандальском, Остготском, Бургундском) пользовалось римским правом и управлялось прежним судебно-административным аппаратом, поставленным на службу варварским королям. На королевской службе находились образованные римляне (варвары, как правило, оставались неграмотными, обычай запрещал им даже проходить школьную «муштру»).
Варварские королевства унаследовали в той или иной степени римскую территориальную, административную и фискальную систему; ее пытались распространить и на германское население.
У германских народностей, оставшихся на своей прежней территории за Рейном, государственная организация сложилась значительно позже и в более примитивной форме племенных княжеств (герцогств). Это объясняется не только отсутствием римского влияния, но и тем, что родо-племенное устройство продолжало еще долгое время выполнять свои прежние функции в области суда, военной организации и в решении важнейших общественных дел. При слабой социальной дифференциации подавляющая часть населения включалась в общинно-родовые союзы, и для создания государственной территориальной организации не было условий.
Новые этнические общности. Переселение германцев на новые территории и смешение разноплеменного населения в процессе передвижений привели к разложению ранее существовавших германских племенных образований и к появлению новых общ-ностей, основанных на территориальных связях. Германские племена, пополненные в ходе далеких переселений чужеродными этническими элементами, расселялись на завоеванных римских территориях среди более многочисленного и стоявшего выше по уровню хозяйственного и культурного развития романского населения, вступая с ним в социальные и этнические контакты. Хотя в политическом и военном отношении господами оставались завоеватели-варвары, в экономическом, культурном и этническом взаимодействии победителями стали римляне. В течение нескольких столетий варвары были романизованы и ассимилированы более развитой этнической средой, не оказав на нее заметного влияния ни по образу жизни, ни по языку. Успешнее всего процесс этнической ассимиляции развивался в тех областях, где варвары селились смешанно с местным населением. Но даже там, где создавались сплошные варварские населения, как например в Северной Галлии (франки) или в Северной Италии (лангобарды), процесс ассимиляции, хотя и замедленно, прогрессировал в том же направлении, и через несколько столетий германцы растворились в местной романской среде. Успеху ассимиляции благоприятствовало политическое объединение разноплеменного населения в пределах одного государства и установление христианского единоверия. Переселившиеся на запад восточногерманские племена придерживались первое время арианства, но вскоре они приняли римско-христианское правоверие, и этим были устранены всякие преграды на пути взаимного общения. Вошли в практику смешанные браки между варварами и римским населением, что приводило к быстрому устранению этнических различий.
В Западной Европе спустя несколько веков после гибели Римской империи начали складываться новые романские народности — итальянская, испанская, франко-романская, в которых германцы были поглощены романо-кельтским населением. Германские племенные общности, жившие на востоке от Рейна, оставались политически разрозненными вплоть до франкского завоевания; процесс их этнической интеграции завершился позже в пределах Германского государства.