Опыт использования бартера в России

В России активизация бартера произошла в период экономических реформ. Статистические данные указывают следующее: в 1991 - 1994 гг. около 40% от общего объема промышленной продукции обменивалось через бартер, в 1995-1996 гг. этот показатель составлял около 75%, а в1997-1999 гг. достиг аж 80 - 90%. [3]

Схема бартера в 90-х годах примерно выглядела следующим образом: за 1 т. бензина можно было получить 4,2 т цемента, или 70 кг мяса, или 1100 штук красного кирпича.

В 2000-е годы, в связи с постепенным укреплением экономики, бартер стал терял свою популярность. Но из-за финансового кризиса в 2008 году объем бартерных расчетов вновь начал возрастать, перекинувшись из отраслей, традиционно использующих бартер (строительство, тяжелая промышленность) на прочие отрасли. Рынок отреагировал созданием глобальных электронных товарных бирж, позволяющих в автоматическом режиме формировать сложные цепочки бартерных операций на основании широкой базы предприятий-участников. Динамика свидетельствует почти о 500%-м увеличении интереса к бартерным сделкам к 2009 году. Она продолжает расти такими же темпами. [12]

С 2014 года Россия вновь оказалась в непростой экономической ситуации. Если посмотреть на Рисунок 1, то по результатам поиска в Google можно заметить рост заинтересованности к бартеру, также видно, что в марте 2017 года она достигла своего пика, 100% от истории запросов за последние 5 лет. Из этого можно сделать вывод о том, что люди начинают осознавать, что бартер может оказаться верным решением финансовых проблем.

Рисунок 1- Результаты запросов по слову "бартер"

Некоторые российские предприниматели уже трансформировали бартер в полноценное бизнес-направление. Приведем в пример профессиональный опыт Андрея Федорова, генерального директора и учредителя рекламного холдинга “Мастерская”. В своём интервью он рассказывает, что его холдинг часто использует рекламу по бартеру. Начиналось с того, что они предлагали организаторам различных конференций по маркетингу себя в качестве партнеров по полиграфии. Фактически, предоставляли им услуги дизайна и печати раздаточных материалов по бартеру. Себе же брали в обмен брендзону на мероприятии. Также компания практикует обмен услуг по дизайну на обучение сотрудников. За счёт такого хода, растёт популярность холдинга и профессионализм его сотрудников. Впоследствии к “Мастерской” всё чаще обращаются с финансовыми предложениями. [10]

Автомобилестроительная компания АвтоВаз также использует бартер в своей деятельности. Она расплачивается со многими своими поставщиками комплектующих именно автомобилями. Причем стоимость автомобилей, участвующих в бартерном обмене, гораздо ниже рыночной. Это приводит к снижению цены, так как обмен товаром идет по сниженной стоимости, что, по логике вещей, влечет за собой увеличение оборота. [4]

Инновационные формы бартера

Новая форма бартера в сети Интернет

Сегодня в Интернете полным-полно различных бартерных схем. Одна из наиболее изобретательных — система Pay with a Tweet, которая использует платформы социальных медиа для продвижения товаров и услуг. Компании регистрируют продукты, которые они желают рекламировать через Twitter, на веб-сайте Pay with a Tweet. Пользователи Twitter получают бесплатный образец продукта (например: электронную книгу, результаты важного исследования, запись интересного вебинара), если «твитнут» информацию о компании и ее продукции своим подписчикам. Pay with a Tweet может рассчитывать на потенциальную поддержку около 550 млн пользователей Twitter, и по праву считается чрезвычайно эффективной системой использования концепции «Бартер» и продвижения товаров в Интернете.

В этом примере мы видим абсолютно новое проявление бартера.

Лид-группы

Новой формой бартера для российского рынка может являться

создание лид-групп. Данный инновационный бартер уже используется зарубежными компании и, возможно, станет популярен среди наших отечественных предпринимателей.

Под лидом понимается потенциальный конечный клиент. Целью получения лидов является последующая отработка взаимодействия с потенциальным клиентом или продажа базы лидов покупателям информации о потенциальном интересе целевой группы к тому или иному предложению. [11]

По определению, члены лид-группы обмениваются базами потенциальных клиентов и расширяют свою сеть контактов.

Для создания лид-группы нужно проделать следующие действия.

1. Выяснить, с какими компаниями нравится сотрудничать вашим нынешним клиентам.

2. Составить карту всех потребностей в товарах и услугах клиентов.

3. Добавить в лид-группу компании и частные лица, которые способны закрыть каждую из этих потребностей.

К примеру, если мы занимаемся продажей детской одежды, то желательными членами нашей лид-группы будет продавец детских игрушек, педиатр, владелец детских образовательных площадок и т.д.

Помимо того, что можно обмениваться клиентскими базами, так возможно и создание и общей CRM-систему, проводить совместные акции и т.д.

Здесь объектом бартера выступает нематериальный актив компаний, а именно – лид.

Такая форма бартера очень эффективна во времена затишья клиентов. Особенно она будет полезна для малого и среднего бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, хочется ещё раз отметить, что каждая из сторон бартерной сделки признается одновременно и продавцом товара, и его покупателем. Предполагается, что стороны будут обмениваться равнозначными по стоимости вещами. Однако поскольку данное условия бартерной сделки достаточно труднодостижимо, то они должны быть хотя бы сопоставимы по цене и, кроме того, если разница в их стоимости достаточно значительна, то она должна быть компенсирована соответствующей стороной.

Бартерные сделки неоднозначно оцениваются учеными и практиками. Как и любое явление, они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Начнём с положительных аспектов. Бартер помогает:

- экономить наличные деньги. Поскольку бартер не требует финансовых операций, такие сделки становятся взаимовыгодными, так как ни одной стороне не приходится отдавать наличные деньги для получения необходимых товаров или услуг;

- увеличить продажи и доходы. Поскольку оборот товара происходит быстрее и поставщик услуг экономит время, чем, если бы продажи шли за деньги;

- завоевать новых клиентов. Если стороны удовлетворены сделкой, они могут пересылать клиентов друг к другу, включая и тех, кто платит наличными деньгами;

- продвинуть непроданный товар. На складах очень часто остается товар, который не успели продать, с помощью бартера его можно реализовать, что также поможет компенсировать деньги, потраченные на рекламу и скидки;

- использовать простои и невостребованные возможности (что и сделала авиакомпания Lufthansa);

- снизить цены. В бартерных сделках товары и услуги всегда оказываются дешевле, чем стоили бы при наличных расчетах, так как отсутствуют накладные расходы. Это может дать компании, использующую схему бартера:

а) преимущество над конкурентами;

б) приобрести новых партнеров;

в) иметь относительную независимость от кредитных организаций;

г) получить новые рекламные площади.

Хочется отметить, что именно чистый бартер обладает рядом отрицательных особенностей:

- несопоставимость при натуральном обмене многих товаров и услуг;

- необходимость совпадения интересов как в пространстве и во времени, так и по качеству и количеству товаров (продавец, заинтересованный в бартере вынужден искать покупателя, имеющего именно тот товар, в котором нуждается продавец);

- способствование росту негативных явлений в экономике (развитие теневой экономики, неуплата налогов и сборов и др.).

Но исходя из уже рассмотренных классификаций, можно заметить, что современный бартер решает первые две заявленные проблемы. А особенно упрощают процесс бартерных операций электронные площадки.

О перспективах использования бартера А.Яковлев сказал следующее: «Возможно, бартер – не просто случайное звено в эволюции, вызванное проведением неправильной экономической политики, но и нечто вроде деревянного велосипеда – модели будущего весьма совершенного средства передвижения». [5]

А ведь действительно, в современных условиях у значительного числа представителей не только малого и среднего, но и крупного бизнеса в связи с экономической ситуацией не хватает денег. Тогда бартер становится для них спасательным кругом. В связи с этим в последнее время он так востребован. И его преимущества нет смысла оспаривать.


Наши рекомендации