Классификация бартерных товарообменных операций
Со временем понятие бартера усложнилось, о чём свидетельствует его классификации по различным критериям.
1. Для того, чтобы понять, как изменилось понимание бартера, необходимо узнать, что же подразумевается под чистым (классическим) бартером. При чистом бартере движение встречных потоков товаров происходит, как правило, одновременно, и на их количество не влияет изменение ценовых пропорций на мировом рынке. Чистый бартер в международной торговле встречается крайне редко в силу его применимости лишь для ограниченного набора однородных товаров в основном сырьевого происхождения. [6]
2. По характеру договорных отношений бартер подразделяется на:
а) встречную закупку (организация A поручает продать организации B произведенную A продукцию и одновременно поручает ей приобрести на вырученные средства сырье для своего производства);
б) встречную поставку (организация A поставляет организации B оборудование по договору поставки, в то время как последняя поставляет организации A материалы для изготовления оборудования также по договору поставки);
в) бартерную аренду (организация A предоставляет организации B оборудование во временное пользование по договору аренды; вместо арендной платы организация B расплачивается продукцией, произведенной на арендованном оборудовании (вариант: расплата осуществляется путем проведения ремонта оборудования в организации A));
г) толлинг, иными словами, договор на переработку давальческого сырья (организация A поставляет организации B сырье для переработки и получает оплату в виде готовой продукции).
3. Бартер бывает сбалансированный и несбалансированный. Сбалансированный бартер - это безвалютная операция, т.е. встречные поставки, равные по стоимости. Несбалансированный бартер - это сделка, когда поставки отличаются, а именно конечный расчет осуществляется в форме клиринга, т.е. зачета взаимных требований ценными бумагами, валютой. Причем валютой выплачивается только разница в стоимости товара.
4. В зависимости от количества участников выделяют прямой (двусторонний) и опосредованный (многосторонний) бартер.
Прямой бартер совершается в рамках формулы «товар за товар», в этом случае сделка является двусторонней и завершается приобретением каждым контрагентом необходимого ему товара.
При опосредованном бартере первая операция предполагает последующие сделки с участием других хозяйствующих субъектов. Они продолжаются до того момента, пока каждый из этих субъектов не получит необходимый ему товар, что в конце концов будет означать окончание многостороннего бартерного обмена.
5. Также разделяют истинный бартер и бартер с оценкой стоимости. Истинный бартер - это бартер, где происходит простой обмен товарами без учета их денежной стоимости. Такой вид бартера не практичен в наши дни, так как при товарообменных операциях должен осуществляться вычет по НДС, а он невозможен без оценки стоимости предметов обмена.
Бартер с оценкой стоимости - это бартер, при котором обмен товарами осуществляется с учетом их денежной стоимости. Именно такой вид бартера встречается чаще всего.
6. Ещё одним неклассическим проявлением современного бартера является электронный бартер, который подразумевает под собой производство бартерных сделок при помощи интернет сервисов, которые автоматизируют подбор бартерных предложений, подходящих взаимно друг другу по одному или нескольким параметрам. Такие площадки организованы по тематическому или территориальному принципу. [7]
Электронный бартер работает следующим образом:
Клиенты регистрируются на торговых площадках, чтобы продавать самые разнообразные товары и услуги. Оплата всех покупок осуществляется в торговых долларах, которые клиенты накапливают путем продажи собственных товаров и услуг или путем займа у торговой площадки. Торговая площадка берет комиссию, в среднем, в размере 5% от стоимости товара/услуги в «реальных» денежных средствах с обеих сторон, участвующих в обмене.
Приведем пример работы электронных торговых площадок. Допустим, компания А, производитель офисных кресел, выставляет на электронную торговую площадку 400 единиц своей продукции. Компания В обновляет мебель в своём офисе и решает приобрести 120 офисных стульев у компании А. На специальный счёт компании А зачисляется некоторое количество торговых долларов, которые можно потратить на приобретение любого другого товара, представленного на данной электронной площадке.