Тема 4. Объекты коммерческой деятельности
Задача 1.
Проведите разграничение понятий «гражданский оборот» и «торговый оборот». Что относится к объектам торгового оборота?
Задача 2.
Какие критерии ограничения оборотоспособности товаров могут устанавливаться нормативными правовыми актами? Приведите примеры товаров, относящихся к ограниченно оборотоспособным.
Задача 3.
Какую информацию содержит ТН ВЭД России? Как происходит кодирования товара по ТН ВЭД России? Какое экономическое и правовое значение имеет код товара?
Задача 4.
Сазонова К., Руднева В. обратились в Арбитражный суд Астраханской области с иском об исключении Макаровой Н. из числа участников ООО "Набережная кондитерская". В основании иска были положены обстоятельства, связанные с разглашением ответчицей конфиденциальной информации. В частности, по заявлению истцов ответчица распространяла третьим лицам сведения, закрепленные в уставе общества, в частности об их местожительстве, размере долей. В результате посторонние лица приходили к истицам домой с предложениями покупки долей в уставном капитале. Данные действия, по мнению истцов, препятствуют нормальной работе общества.
Есть ли в действиях ответчицы нарушение коммерческой тайны?
В каких случаях можно исключить участника из общества с ограниченной ответственностью?
Относятся ли обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, к данным случаям?
Тема 5. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Маркирование товаров
Задача 1.
Предприниматель Судаков стал владельцем парфюмерной фабрики «Аромат». Когда спрос на изделия упал, Судаков изменил ее прежнее фирменное наименование на «Арома», хотя в городе уже несколько лет работает парфюмерный магазин фирмы «Красная Москва», использующий на вывеске магазина, рекламе и упаковке коммерческое обозначение «Арома». Администрация магазина обратилась к администрации фабрики с требованием отказаться от наименования «Арома» в связи с многолетней работой магазина под таким наименованием. Однако Судаков отказался изменять фирменное наименование, сославшись на его официальную регистрацию. В суде Судаков заявил, что в связи с тем, что коммерческое обозначение магазина не зарегистрировано не парфюмерная фабрика, а магазин должен прекратить использовать свое коммерческое обозначение.
Имела ли право парфюмерная фабрика при осуществлении предпринимательской деятельности использовать два коммерческих обозначения «Аромат» и «Арома»? Вправе ли магазин указывать на вывеске свое фирменное наименование, сходное с коммерческим обозначением магазина? В каком случае коммерческое обозначение фабрики может быть использовано без регистрации?
Задача 2.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Альфа Капитал Россия» обратилось с иском к обществу ограниченной ответственности (ООО) «Российская финансовая компания «Альфа-Капитал» с требованием приостановить использование в своем фирменном наименовании обозначения «Альфа-Капитал», ссылаясь на то, что последнее зарегистрировано им в качестве товарного знака в Международной классификации товаров и услуг. Суд отказал ЗАО в иске, мотивируя тем, что ответчик зарегистрирован в форме ООО, а не в форме ЗАО. Кроме того, в иске не нашло подтверждения, что использование товарного знака ответчиком привело к отождествлению с его деятельностью, и поэтому это не может квалифицироваться как недобросовестная конкуренция Что входит в понятие и структуру фирменного наименования? Можно ли считать, что фирменные наименования ЗАО и ООО идентичны? Является ли обязательной регистрация права на фирменное наименование? Каков порядок регистрации фирменного наименования и в каком органе?
Имеет ли значение в споре разница в организационно-правовой формах сторон? Заслуживает ли внимание не представление истцом доказательств того, что использование его товарного знака ведет к отождествлению с деятельностью ответчика?
Тема 6. Правовые основы товарного рынка в Российской Федерации
Задача 1.
Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении его в Реестр хозяйствующих субъектов, поскольку его доля на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
При рассмотрении дела суд установил, что истец владеет долей от 50 до 100 процентов голосов в дочерних акционерных обществах аналогично профиля, совокупная доля которых на рынке определенного товара превышала 35 процентов.
Правомерно ли решение антимонопольного органа? Какое решение вынесет суд?
Задача 2.
Распоряжениями городской администрации муниципальные предприятия, осуществляющие торговлю пивом, были реорганизованы путем их присоединения к частным организациям аналогичного профиля. Указанные частные предприятия имели с администрацией города договоры о совместной деятельности.
Правомерно ли распоряжение администрации города? Обоснуйте свой ответ.
Задача 3.
Жилищно-строительный кооператив обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "Электросеть" о понуждении заключить договор на подачу электроэнергии. ОАО"Электросеть" являлось основной организацией, занимающейся энергоснабжением района.
ОАО "Электросеть" иск не признало, ссылаясь при этом на то, что акционерное общество является собственником сетей и на основании ст. 209 ГК РФ вправе самостоятельно решать вопросы об их использовании конкретными потребителями. акое решение должен принять суд?
Задача 4.
ООО "Универмаг" реализовало по договорам розничной купли-продажи холодильники, полученные от производственно-коммерческого предприятия "Поиск" в соответствии с договором поставки.
В период гарантийного срока эксплуатации несколькими потребителями были обнаружены недостатки товара. По требованиям потребителей продавец возместил им расходы на исправление недостатков.
Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления требований о возмещении убытков изготовителю товара — ООО "Темп". ООО "Универмаг" обратилось в арбитражный суд с иском к изготовителю ООО "Темп" о взыскании 7 970 рублей убытков.
Свои исковые требования истец основывал ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В соответствии положениями данной нормы, потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление продавцу, а также изготовителю.
Граждане осуществили свое право на возмещение расходов путем обращения к продавцу по договору розничной купли-продажи, ООО "Универмаг" удовлетворило требования покупателя. Поэтому, по мнению истца, у него возникло право обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения как к поставщику по договору, так и к изготовителю товара, установившему гарантийный срок.