Существующее положение электронной торговли на потребительском рынке в России
Объем рынка интернет-торговли в России по итогам 2016 года составил 920 млрд. руб., что на 21% больше показателя 2015 года, сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров.[5]
Объем трансграничной торговли (импорт) составил 301,8 млрд. руб., увеличившись на 37%. Это примерно 33% от всего рынка онлайн-торговли РФ.
62% посылок из российских и зарубежных интернет-магазинов были доставлены "Почтой России" (рост на 9%). Около 90% зарубежных отправлений приходят в Россию из Китая, из Евросоюза – 4%, США – 2%. При этом в денежном выражении Китай составляет 52%, Евросоюз 23%, США – 12%.
"Пройдет еще два года, и от российской интернет-торговли не останется вообще ничего, мы будем продавать исключительно китайские товары, а для Китая Россия станет рынком для беспошлинной торговли на нашей территории", - считает А.Федоров.
Среди всех магазинов, торгующих в России наибольшую аудиторию за январь 2017 имеет Aliexpress – более 22 млн уникальных посетителей. На втором месте – Ozon.ru с аудиторией около 9 млн человек, далее идут Eldorado.ru, Dns-shop.ru, Mvideo.ru и другие.
Самые популярные товары россиян у зарубежных продавцов, - это одежда и обувь (36% или 108 млрд руб). 32% заказов из-за рубежа в деньгах пришлось на бытовую технику и электронику, по 7% на косметику, парфюмерию и автозапчасти, аксессуары.
На российском рынке 32% затрат на покупки в интернете пришлось также на одежду и обувь, 33% на бытовую технику и электронику.
Ассоциация компаний интернет-торговли ожидает, что по итогам 2017 года объем рынка онлайн-торговли в РФ составит 1,15 трлн. руб., что предполагает рост на 25%.
Сведения о влиянии цены товара в России на выбор потребителя и возможности развития онлайн-торговли
По итогам 2016 года объем рынка электронной торговли в России вырос на 21%, до 920 млрд руб., говорится в исследовании Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; объединяет 36 российских ритейлеров, включая "Детский мир", "Юлмарт", Ozon.ru, re:Store, KupiVIP, Lamoda, "М.Видео", "Эльдорадо", "220 Вольт" и др.) и "Почты России". Годом ранее рост составлял лишь 7%. В 2017 году объем рынка наконец превысит отметку 1 трлн руб. и вырастет до 1,1 трлн руб., прогнозируют эксперты.
Россияне все чаще делают выбор в пользу покупок в зарубежных интернет-магазинах: трансграничный сегмент по темпам роста существенно опережает локальный. Так, в прошлом году импорт посылок, заказанных онлайн, увеличился на 37% в денежном выражении и составил 301,8 млрд руб., то есть 33% всего рынка интернет торговли в России. Рост его доли составил 4 процентных пункта. При этом количество входящих международных отправлений с товарным вложением в 2016 году выросло сразу на 102%, до 233 млн. АКИТ ожидает, что в 2017 году на товары из-за рубежа россияне потратят уже около 420 млрд руб., а количество входящих отправлений составит около 400 млн штук. На внутреннем рынке число заказов в 2016 году выросло лишь на 6%. При этом доля "Почты России" в сфере доставки товаров, заказанных по интернету, растет. Если в 2014 году она составляла 39%, то в 2015-м — 51%, а в 2016 году — уже 62%.
По-прежнему больше всего товаров россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составила 90%, тогда как из Евросоюза — 4%, из США — 2%. Но в денежном выражении на Китай приходится лишь 52%, что говорит о невысоком среднем чеке товаров из этой страны. На Евросоюз приходится 23% в деньгах, на США — 12%. В целом более 64% покупок в зарубежных магазинах не превышают по стоимости ?22, а более 96% не превышают ?150, следует из отчета.
Китайский AliExpress стал самым популярным среди россиян интернет-ритейлером. Он лидирует с большим отрывом по посещаемости от Ozon.ru — 22,194 млн уникальных пользователей в январе 2017 года против 8,987 млн соответственно, ссылаются аналитики на данные Mediascope. Замыкает тройку сайт ритейлера "Эльдорадо" — 7,564 млн посетителей.
В 2016 году рынок показал динамику лучше ожидаемой, говорит генеральный менеджер "Ситилинка" Михаил Славинский. По его мнению, ключевой тенденцией стал уверенный рост доли интернет торговли в общем обороте непродовольственной розницы. "Пока традиционный офлайн раскачивается, онлайн прирастает уверенными темпами. Произошло это за счет активного развития некоторых сегментов e-commerce — в том числе fashion и DIY (do-it-yourself; товары для дома и сада, строительные и отделочные материалы)",— говорит он. Господин Славинский наблюдает у потребителя "обнадеживающие тенденции к накоплению", но подчеркивает, что рынок 2016 и 2017 годов — "это все еще рынок цены, которая является основным критерием выбора покупателя".
Стремление потребителей к экономии подтверждают и результаты недавних опросов "РБК. Исследования рынков". Так, по их данным, шесть из десяти респондентов стараются реже совершать покупки в интернете. 37% онлайн-покупателей отметили, что за год с ноября 2015 по ноябрь 2016 года их затраты на товары и услуги в интернете сократились. У 26% расходы не изменились и только у 25% респондентов выросли.
На рисунках 1 и 2 отражены доли категорий товарных групп в общем объеме продаж электронной торговле на локальном и на трансграничном рынке. На локальном рынке большую долю занимает категория прочих товаров - Аксессуары и подарки; Зоотовары; Офисное оборудование; Стройматериалы, товары для ремонта; Украшения; Продукты питания; Книги. На эту долю приходится 34% от общего объема продаж. Второе место занимает категория бытовой техники и электротехники, на долю которой приходится 33%.
На трансграничном рынке большую долю занимает категория бытовой техники и электротехники - 32%. И на трансграничном и на локальном рынке значительную долю занимает категория бытовой техники и электротехники, что свидетельствует о существовании спроса в данной товарной категории на потребительском рынке.
Рисунок 1 – Статистика распределения объемов продаж в рамках категорий товарных групп на российском потребительском рынке (%)[6]
Рисунок 2 – Статистика распределения объемов продаж в рамках категорий товарных групп на трансграничном потребительском рынке в России (%)
На рисунке 3 отражены данные об объемах продаж мировых интернет магазинов и темпы роста к предыдущему году в процентах. Данные свидетельствуют об устойчивом росте электронной торговли в мире и позволяют спрогнозировать дальнейший потенциал данной отрасли торговли
Рисунок 3 - Темп роста объемов продаж интернет магазинов мира к предыдущему году (%).[7]