Особенности государственного управления при Августе.
Римская империя просуществовала пять столетий — с 27 г. до н. э. до 476 г. н. э. За это время она прошла сложный путь развития от становления до падения. Первый период ее истории охватывает время с конца I в. до н. э. до конца II в. н. э., после чего начинается длительный кризис.
Положение Октавиана после 30 г. до н. э. было довольно сложным. Он ликвидировал всех своих противников и стоял во главе армии и государства. Авторитет нового правителя был огромен. Вместе с тем перед ним стояли новые проблемы: стабилизация римского общества и окончательное приспособление его к новым условиям при максимальной опоре на традиции и максимальном сохранении старого полисно-республиканского строя.
Новая система получила название принципата (от слова принцепс — «первый», являющегося, по существу, титулом правителя).
Принципат — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические иреспубликанские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.
Первой задачей Октавиана было установление собственной власти. В 30-29 гг. до н. э. он был на Востоке, а затем вернулся в Рим. Все его действия символизировали конец гражданских войн и установление мира. Победитель отпраздновал триумф над Египтом, велел закрыть храм Януса и устроил пышные зрелища и раздачи. В честь Октавиана устраивались молебствия и возводились алтари.
Кроме того, с 31 г. он временно оставался консулом, а с 36 г. имел элементы трибунской власти, дававшей право вето и контроль над коллегией трибунов. Сочетание проконсульского империя и трибунской власти стало правовой основой власти римских императоров.
Октавиан получил почетное имя Август (от Augustus — священный, величественный).
Создание правовой основы власти в основном завершается в 23 г. до н. э. Август отказался от консульства. Вместо этого он получил всю полноту трибунской власти, а проконсульский империй стал высшим по отношению ко всем другим империям магистратов.
В ходе своего долгого правления Август добавил к этому ряд других полномочий и прав. Он имел преимущественное право созыва сената, а во время заседаний сидел между двумя консулами. Август был главой или членом всех основных жреческих коллегий, а с 12 г. до н. э. стал верховным понтификом, главным жрецом Рима. Наконец, он являлся первым сенатором (принцепсом сената) и считался «первым гражданином государства».
Кроме юридического фактора власть Августа имела сильную морально-политическую основу. Авторитет первого принцепса был велик: с ним связывали конец гражданских войн, реставрацию государства и поддержание римского мира .
В итоге Август занимал положение главы сената и магистратской коллегии. Он командовал армией и был главой провинциального управления. Припцепс также осуществлял надзор за соблюдением законов и стоял во главе религии, вокруг него начал создаваться культ. Вместе с тем рядом с этой абсолютной властью Августа сохраняется практически не ущемленная в правовом отношении и отчасти реально существующая полисно-республиканская политическая система.
Комиции продолжали принимать законы и выбирать магистратов. Вместе с тем народное собрание было послушно принцепсу. Август имел в руках вооруженную силу и контролировал материальное снабжение Рима. Для широких масс Август был носителем мира и силой, способной предотвратить смуту и анархию. С самого начала принципат начал проводить курс на отстранение народных масс от политической жизни. Наконец, и объективно римские комиции не могли теперь отражать интересы многомиллионного населения империи.
Отношения с сенатом были сложнее. После гражданских войн принцепс контролировал сенат, однако полное подавление последнего было ему невыгодно. Не имея собственного управленческого аппарата, принципат был вынужден использовать сенат. Кроме того, сенат был правящим органом знати и символом республики, которую «восстанавливал» Август.
Политика Августа в отношении сената была гибкой. Юридически император и сенат были двумя элементами общей системы управления. Система принципата стала сочетанием этих двух сил, первая из которых была сильнее, но еще не до такой степени, чтобы подавить вторую. Дуализм управления существовал во всех основных областях. После 27 г. провинции были разделены между принцепсом и сенатом.
Сенатскими провинциями управляли избираемые сенатом проконсулы и пропреторы, а в императорские Август назначал легатов также из числа преториев и консуляров. Поскольку все вновь завоеванные провинции становились императорскими, пропорция постепенно увеличивалась в сторону последних. Практически вся армия находилась в императорских провинциях, но ею командовали лица сенаторского ранга. Обе власти могли издавать законы: сенат — сенатус-консульты, а император — эдикты и декреты. В финансовом отношении имел место дуализм: наряду с общегосударственной казной, эрарием, появилась императорская казна — фиск.
Август монополизировал контроль за составом сената. Примерно раз в 10 лет он проводил сенатский ценз Число сенаторов сократилось с 1000 до 600. Пребывание в сенате и продвижение прежде всего зависели от принцепса. Он также имел право рекомендации и отвода кандидатов на выборах. После 36 г. Август примирился со старой знатью. Остатки римского нобилитета сливаются с выдвиженцами Августа и италийской верхушкой и образуют новую имперскую аристократию, в основном поддерживающую принцепса.
Политика Августа отмечена серией хотя и противоречивых, но тесно связанных между собой мероприятий. Империя преодолевала полисно-республиканские традиции, но их полное преодоление было отдаленной перспективой, а кроме того, Август опирался на многие элементы старой традиции.
Важнейшим элементом державы были Рим и Италия. Август победил в гражданской войне, опираясь на Италию и играя роль ее лидера. Этот курс продолжался и при принципате. Рим и Италия продолжали сохранять особое, привилегированное положение.
Рим стал гигантским супергородом с более чем миллионном населением. Сохраняя черты полиса, он начал превращаться в мировую столицу. Эпоха Августа стала временем интенсивного строительства. Многие постройки были реставрированы, другие появились заново. Только число восстановленных храмов достигло 82. Происходит реорганизация управления.
В 22 г. до н. э. Август берет на себя ответственность за управление городом. К концу правления становится постоянной должность префекта города. Рим получает постоянные полицейские силы: 3 городские когорты и 7 когорт вигилов по 1000 человек в каждой. Им помогала императорская гвардия, преторианцы. При Августе наладилось снабжение города продовольствием, число получавших хлеб достигло 200 тыс. человек.
После 36 г. в Италии началось экономическое оживление, вызванное концом гражданских войн, Наибольший подъем наблюдается в Лациуме, Кампании и Северной Италии. Растут экспорт и внешняя торговля, хотя ввоз по-прежнему превышает вывоз. Италия могла теперь реально пользоваться получением римского гражданства. Число граждан почти достигло 5 млн. Именно в это время Италия превращается в единое целое. В стране строятся дороги и акведуки. Италийская знать теперь доминирует в сенате, официальная пропаганда превозносит идею Италии, а культурный подъем при Августе носит италийский характер.
В целом Август опирался на старый сенатский аппарат. Вместе с тем начинается создание нового имперского вне сенатского аппарата. Основными его элементами были префекты, кураторы и прокураторы. Префекты назначались императором из числа всадников. Некоторые из них были достаточно высокопоставленными деятелями (префект претория, префект вигилов и др.). Кураторы представляли собой сенатские комиссии, обычно для надзора за строительными объектами. Прокураторы были финансовыми агентами принцепса. Из личных слуг императора они становились государственными чиновниками.
Важным элементом политики Августа были законы о либертах и брачные законы. Около 18 г. до н. э. был принят закон Юлия о браке. Мужчины в возрасте от 25 до 60 и женщины в возрасте от 20 до 50 лет должны были состоять в браке, а в случае смерти супруга или развода в течение 1,5 лет найти себе нового. Безбрачные и бездетные лишались свободы завещания, а многодетные семьи поощрялись.
Общей тенденцией времени был рост роли провинций, которые стали превращаться в партнера Италии. Римские власти берут курс на активную романизацию провинций. Цезарь начал его очень решительно, и, хотя Август замедлил темпы романизации, процесс продолжался. Выросла прослойка римских граждан в провинциях. Так, в качестве колонистов из Италии выехало около 100 000 ветеранов. Ряд общин Бетики, Нарбонской Галлии и Сицилии получили римское гражданство. Одним из важных каналов романизации была служба во вспомогательных войсках: отслужив 25 лет, провинциал получал римское гражданство.
Принципат Августа заложил основы системы принципата и положил начало превращению Рима в средиземноморскую монархию. Главными итогами стали учреждение постоянной императорской власти и ее опоры — профессиональной армии, начало создания внесенатского аппарата и нового отношения Рима и провинций. Вместе с тем на первом этапе принципат сохранял сильную связь с республиканской традицией, правом и идеологией, что вело к политическому дуализму.