Проблемы вступления России в ВТО.

Институциональный базис экономики России характеризуется следующими особенностями:

налицо ущербное состояние предпринимательского сообщества (оно сильно криминализировано и лишено чувства социальной ответственности);

отсутствует эффективная кредитная система (способность обслуживать реальный сектор и генерировать “длинные“ деньги);

отсутствует сколько-нибудь работоспособный фондовый рынок (он во много раз занижает активы экономики России, что автоматически блокирует склонность к инвестициям и делает невозможным залоговое обеспечение инвестиционных кредитов). Фондовый рынок практически не выполняет функции трансформера корпоративной собственности в частную;

система частной производственной собственности создана в дефектном варианте с низким ресурсом легитимностми и принципиально отличается от системы частной производственной собственности в развитых странах;

создание конкурентной среды прокламируется у нас как приоритетная задача. Однако формированию корпоративных единиц, способных вести эффективную конкуренцию на мировом рынке и на открытом российском рынке, не уделялось никакого внимания. Они практически отсутствуют.

Таким образом, во всех перечисленных отношениях институциональный базис российской экономики отличается не только от экономик развитого типа, но и от экономик новых индустриальных стран. По своему институциональному типу экономика России в своем современном виде, несмотря на наличие в ней еще сравнительно мощного производственного аппарата и большого количество высококвалифицированных специалистов, близка к экономике слаборазвитых развивающихся стран (неэффективное предпринимательское сообщество, неэффективность кредитной системы, зачаточный характер фондового рынка, отсутствие эффективных производственных структур почти во всех отраслях обрабатывающей промышленности). Перечисленные дефекты институционального базиса экономики России чрезвычайно ограничивают возможности эффективной работы экономики России в «открытом режиме».

В настоящее время анализом проблем вступления страны в ВТО занимаются ряд научных институтов России.

Условно проблемы присоединения России к ВТО можно разделить на две группы:

- к первой из групп относится проблемы доступа на рынок российских товаров и услуг или, если выразиться по-иному, проблемы определения приоритетов развития Российской экономики на ближайшее время;

- вторая связана с необходимостью изменения действующего законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО.

Определять приоритеты развития стране, экономика которой находится в стадии реформирования, крайне сложно. Это объективная трудность и с ней необходимо считаться. В течение почти десяти лет (с момента создания рабочей группы по присоединению России к ГАТТ/ВТО) у членов организации была возможность ознакомиться с ходом и логикой развития реформ в России. И если эта логика и достижения реформ свидетельствует о кардинальных мерах по либерализации экономики, то, как представляется, члены организации могут пойти и на уступки в вопросах предоставления переходных периодов для снижения таможенных пошлин.

Второй проблемой является изменение законодательства. В течение 90-ых годов была выстроена юридическая основа для России как страны с рыночной экономикой. Хорошо, что данный факт наконец признается нашими партнерами. В настоящее время речь идет о совершенствовании этого законодательства и о его состыковке с нормами и принципами ВТО.

Однако самым серьезным экзаменатором действующего законодательства стали не эксперты стран членов ВТО, а российские участники внешнеэкономической деятельности, компании и деловые круги, которые не удовлетворены действующим законодательством, формирующим предпринимательскую среду в России.

Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменение которого неоднократно указывали члены ВТО. Новый проект Таможенного кодекса прошел экспертизу различных западных экспертов и экспертов международных организаций. И в целом можно сказать, что он не противоречит нормам и принципам Конвенции Киото, Соглашения по таможенной оценке, Соглашения по предпогрузочной инспекции и другим соглашениям ВТО. Однако, участники внешнеэкономической деятельности явились более строгими экзаменаторами, нежели эксперты западных стран, и вместе с правительством решили сделать кодекс более либеральным, поскольку главная задача Кодекса-это содействие развитию внешнеэкономических связей и только потом контроль за их осуществлением.

В этом плане в области совершенствования российского законодательства интересы российского бизнеса в целом совпадают с интересами деловых кругов членов ВТО – законодательство должно содействовать развитию деловой активности и предпринимательской среды.

Заключение

Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю. Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что:

• условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;

• позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО.

Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.

Хотелось бы заметить, что переговоры о вступлении России в ВТО проходят без ненужной спешки. Имеющие к ним отношения должностные лица разного уровня, включая Президента РФ, неоднократно отмечали: наша задача состоит не в том, чтобы вступить в ВТО во что бы то ни стало. Напротив, мы вступим в эту организацию только на условиях, максимально обеспечивающих интересы России. Это не означает, что мы в ходе переговоров не будем идти на уступки. Суть переговоров как раз и состоит во взаимных уступках и в поиске на этой основе приемлемого компромисса. В этой связи очень важно помнить, что наши возможные уступки будут в конечном итоге компенсированы целым рядом льгот и преимуществ, являющихся следствием членства во Всемирной торговой организации. Напомню некоторые из них еще раз. Это:

• получение лучших по сравнению с существующими и недискриминационных условий доступа российской продукции на рынки стран-членов ВТО;

• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

• участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;

Встает вопрос о завершении выработки консолидированной переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации. Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров по переговорам, так и об урегулировании имеющихся проблем в доступе российских товаров и услуг на рынки членов ВТО. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства и др.) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

В настоящее время российская делегация предпринимает усилия по активизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами и другими членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО и ускорению общих темпов переговорного процесса при обеспечении соблюдения национальных экономических интересов и баланса взаимных требований и уступок.

В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.

Список использованной литературы

Анисимов А.Н. Модернизация российской экономики и государственное управление - М.: КомКнига, 2006. - 376 с.

Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. - 463 с.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: Экономика, 2003.

Левенчук А.И. Промышленные политика и международные отношения: в 2-х кн. - Челябинск: Социум, 2005.

Основы торговой политики и правила ВТО. - М.: Международные отношения, 2005. - 448 с.

Официальный сайт «Федеральной службы государственной статистики» www.gks.ru.

Российский информационный сайт агенства «newsinfo»-www.newsinfo.ru

Российский информационный сайт Всемирной торговой организации (ВТО). http://www.wto.ru/

Российский информационный сайт фонда «Общественное мнение»- www.fom.ru.

Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная торговля: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 416с.

Статьи в научной периодике:

Батчиков С. Некоторые соображения в связи с актуализацией сюжета «Россия и ВТО», Российский экономический журнал №12, 2006.

Кузнецова И.П. ВТО и Россия: правила игры и условия вступления, ЭКО №9, 2006.

Портанский А. В многосторонней торговой системе назревают серьезные перемены, Внешнеэкономический бюллетень № 2, 2004.

Рецепт «Русского экономического чуда», Инвестиции в России №2, 2005.

Сидоров А. Не зная броду, не лезь в объятия к сумасброду (о вступлении РФ в ВТО), Конкуренция и рынок №10, 2005.

Наши рекомендации