Развитие отношений России с ВТО.
Взаимоотношения России и ГАТТ, а впоследствии его преемника ВТО достаточно запутаны и во многом политизированы. СССР стоял у истоков образования ГАТТ, но отказался принять участие в его деятельности по политическим причинам. Впоследствии Запад заблокировал предпринимаемые СССР шаги по сближению с системой многостороннего регулирования мировой торговли. Однако, в мае 1990 г. СССР все-таки был предоставлен статус наблюдателя, который в 1992 г. унаследовала Россия. 18 мая 1992 г. было принято постановление Правительства РФ “О развитии отношений Российской Федерации и Генерального соглашения по тарифам и торговле“.[ 12; стр. 13 ]
Процедура вступления в ВТО занимает в среднем 5-7 лет. Россия этим занимается уже 13-й год. Она обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1993 году. В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения ВТО в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:
"Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении".[ 9 ]
Собственно переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в 1999 г. - первой редакции перечня специфических обязательств по услугам и списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной международной экономической организации.
В настоящее время в состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входит 67 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг - 29. Вообще, переговоры ведутся по четырем аспектам: по доступу на рынок товаров, по доступу на рынок услуг, условиям присоединения к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству и по так называемым системным вопросам присоединения, т.е. проблемам соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО. Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. По процедурам присоединения создаются специальные рабочие группы, где рассматриваются заявления соискателей. По утвержденным в ВТО процедурам, Россия обязана провести необходимые переговоры-консультации с каждым заинтересованным членом рабочей группы (в эту рабочую группу входят все основные партнеры Российской Федерации, т.е. шестьдесят семь стран).
В марте 2004 г. в Минэкономразвития России в рамках совещания Министра экономического развития и торговли Г.О.Грефа с руководителями внешнеэкономических служб субъектов Федерации состоялся «круглый стол», на котором обсуждались в том числе и региональные аспекты присоединения России к ВТО. В 2002-2005 годах проведено свыше 140 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 45 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной Думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. Созданная летом 2003 года Рабочая группа президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу присоединения России к ВТО завершает подготовку доклада с участием представителей регионов для его рассмотрения на заседании Государственного совета Российской Федерации. В 2004 года Министерство провело обучение государственных служащих в 18 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решать наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме.
Какие же цели преследует Россия, стремясь присоединиться к ВТО? К таковым можно отнести следующие:
получение лучших по сравнению с существующими и недискриминационных условий доступа российской продукции на рынки стран-членов ВТО;
доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По мнению министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.