История создания и современная структура ВТО.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………………….…..2
Общие аспекты ВТО………………………………………………………...................................................3
История создания и современная структура ВТО…………………………………………..3-5
Основные соглашения и принципы ВТО……………………………………………………...…6-8
Преимущества торговой системы ВТО…………………………………………………………...7-9
ВТО и Россия
Развитие отношений России с ВТО …………………………………………………………...…9-11
Положительные и отрицательные аспекты вступления России в ВТО…………………………………………………………………………………………………………...……………11-15
Проблемы вступления России в ВТО………………………………………………..…………15-17
Заключение……………………………………………………………………………………....………….…23
Список литературы………………………………………………………………………………...……...25
Введение
Для написания курсовой работы я выбрала тему “Присоединение России к ВТО”, потому что она привлекла меня своей актуальностью. Действительно, очень часто можно услышать о проблемах, связанных с присоединением к данной организации.
Мне кажется, что экономика нашей страны при всем своем масштабном потенциале не может эффективно развиваться без активного взаимодействия с мировым рынком товаров и услуг, ведь на современном этапе развития мировой цивилизации включение страны в мировую экономику является необходимым условием роста ее национального благосостояния. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации устанавливаются странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), которая включает в себя около 150 государств и на долю которой выходит свыше 95% оборота мировой торговли.
В скором времени Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким и может быть конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, что вызывает неоднозначную реакцию в нашей стране. Именно поэтому и требуется развернутая и основательная, без ущерба для экономической безопасности страны и с учетом мнений и интересов российского бизнеса, подготовка России к членству в ВТО.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать проблему присоединения России к ВТО и показать, как отразится это присоединение на экономике нашей страны. Для достижения поставленной в данной курсовой цели мною решались следующие задачи:
- раскрыть общие аспекты ВТО;
- показать, как развивались отношения РФ с ВТО;
- привести положительные и отрицательные стороны присоединения России к ВТО.
Для исследования поставленной в данной курсовой работе темы мною были использованы следующие методы: конкретно-исторический, сравнительный, аналитический, изучение монографических публикаций и статей, обобщения.
Общие аспекты ВТО.
ВТО и Россия.
Заключение
Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю. Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что:
• условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
• позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО.
Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.
Хотелось бы заметить, что переговоры о вступлении России в ВТО проходят без ненужной спешки. Имеющие к ним отношения должностные лица разного уровня, включая Президента РФ, неоднократно отмечали: наша задача состоит не в том, чтобы вступить в ВТО во что бы то ни стало. Напротив, мы вступим в эту организацию только на условиях, максимально обеспечивающих интересы России. Это не означает, что мы в ходе переговоров не будем идти на уступки. Суть переговоров как раз и состоит во взаимных уступках и в поиске на этой основе приемлемого компромисса. В этой связи очень важно помнить, что наши возможные уступки будут в конечном итоге компенсированы целым рядом льгот и преимуществ, являющихся следствием членства во Всемирной торговой организации. Напомню некоторые из них еще раз. Это:
• получение лучших по сравнению с существующими и недискриминационных условий доступа российской продукции на рынки стран-членов ВТО;
• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;
Встает вопрос о завершении выработки консолидированной переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации. Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров по переговорам, так и об урегулировании имеющихся проблем в доступе российских товаров и услуг на рынки членов ВТО. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства и др.) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
В настоящее время российская делегация предпринимает усилия по активизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами и другими членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО и ускорению общих темпов переговорного процесса при обеспечении соблюдения национальных экономических интересов и баланса взаимных требований и уступок.
В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.
Список использованной литературы
Анисимов А.Н. Модернизация российской экономики и государственное управление - М.: КомКнига, 2006. - 376 с.
Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. - 463 с.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: Экономика, 2003.
Левенчук А.И. Промышленные политика и международные отношения: в 2-х кн. - Челябинск: Социум, 2005.
Основы торговой политики и правила ВТО. - М.: Международные отношения, 2005. - 448 с.
Официальный сайт «Федеральной службы государственной статистики» www.gks.ru.
Российский информационный сайт агенства «newsinfo»-www.newsinfo.ru
Российский информационный сайт Всемирной торговой организации (ВТО). http://www.wto.ru/
Российский информационный сайт фонда «Общественное мнение»- www.fom.ru.
Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная торговля: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 416с.
Статьи в научной периодике:
Батчиков С. Некоторые соображения в связи с актуализацией сюжета «Россия и ВТО», Российский экономический журнал №12, 2006.
Кузнецова И.П. ВТО и Россия: правила игры и условия вступления, ЭКО №9, 2006.
Портанский А. В многосторонней торговой системе назревают серьезные перемены, Внешнеэкономический бюллетень № 2, 2004.
Рецепт «Русского экономического чуда», Инвестиции в России №2, 2005.
Сидоров А. Не зная броду, не лезь в объятия к сумасброду (о вступлении РФ в ВТО), Конкуренция и рынок №10, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………………….…..2
Общие аспекты ВТО………………………………………………………...................................................3
История создания и современная структура ВТО…………………………………………..3-5
Основные соглашения и принципы ВТО……………………………………………………...…6-8
Преимущества торговой системы ВТО…………………………………………………………...7-9
ВТО и Россия
Развитие отношений России с ВТО …………………………………………………………...…9-11
Положительные и отрицательные аспекты вступления России в ВТО…………………………………………………………………………………………………………...……………11-15
Проблемы вступления России в ВТО………………………………………………..…………15-17
Заключение……………………………………………………………………………………....………….…23
Список литературы………………………………………………………………………………...……...25
Введение
Для написания курсовой работы я выбрала тему “Присоединение России к ВТО”, потому что она привлекла меня своей актуальностью. Действительно, очень часто можно услышать о проблемах, связанных с присоединением к данной организации.
Мне кажется, что экономика нашей страны при всем своем масштабном потенциале не может эффективно развиваться без активного взаимодействия с мировым рынком товаров и услуг, ведь на современном этапе развития мировой цивилизации включение страны в мировую экономику является необходимым условием роста ее национального благосостояния. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации устанавливаются странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), которая включает в себя около 150 государств и на долю которой выходит свыше 95% оборота мировой торговли.
В скором времени Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким и может быть конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, что вызывает неоднозначную реакцию в нашей стране. Именно поэтому и требуется развернутая и основательная, без ущерба для экономической безопасности страны и с учетом мнений и интересов российского бизнеса, подготовка России к членству в ВТО.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать проблему присоединения России к ВТО и показать, как отразится это присоединение на экономике нашей страны. Для достижения поставленной в данной курсовой цели мною решались следующие задачи:
- раскрыть общие аспекты ВТО;
- показать, как развивались отношения РФ с ВТО;
- привести положительные и отрицательные стороны присоединения России к ВТО.
Для исследования поставленной в данной курсовой работе темы мною были использованы следующие методы: конкретно-исторический, сравнительный, аналитический, изучение монографических публикаций и статей, обобщения.
Общие аспекты ВТО.
История создания и современная структура ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Система развивалась в процессе проведении и рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд (1986 -1994 гг.), так называемый «Уругвайский раунд», привел к созданию ВTO, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
ВТО - организация, деятельность которой направлена на регулирование внешнеторговых аспектов мирового хозяйства. ВТО обеспечивает организационно-правовую основу системы международной торговли и контроля за ее реализацией. Она представляет собой крупнейший международный форум, на котором мировым сообществом вырабатываются новые правила игры, находятся решения сложных проблем. По существу, ВТО регулирует не только внешнеторговые связи между странами, но и оказывает серьезное влияние на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития. Сфера ее деятельности постоянно расширяется, растет и число членов ВТО (в 1947 г. - 23 страны, в 2005г. - 150). В настоящее время ВТО регулирует примерно 97% мировой торговли.
ВТО – это не только организация, но одновременно и комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Главные задачи ВТО заключаются в либерализации международной торговли, обеспечении ее справедливости и предсказуемости, способствовании экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговли в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 года. Шестая Министерская конференция ВТО прошла в Гонконге (Китай) 13-18 декабря 2005 года. Министры 149 стран-членов одобрили декларацию, которую многие считают значительным прогрессом. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.