НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.
В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
• географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
• тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
• растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;
• усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:
• снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
• создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
• привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
• обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;
• создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
• установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.
В современных условиях интернационализации хозяйственных отношений и усиления взаимозависимости государств и других хозяйствующих субъектов мировой экономики особую важность для ее развития приобретают вопросы наиболее эффективного регулирования международных экономических связей и формирования стабильной инфраструктуры для интенсификации глобальных торгово-экономических отношений. Ключевую роль в этом процессе играют международные экономические организации, такие как всемирно известные институты глобального управления – Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная Торговая Организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ) и др.
ООН и ее органы экономического регулирования
Организация объединенных наций — является самой крупной международной межправительственной организацией — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.
Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну.
Официальные цели ООН.
· поддержание международного мира и безопасности путем принятия коллективных мер и мирного урегулирования споров;
· развитие дружественных отношений между странами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
· осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без каких-либо различий;
· выполнение функции центрального органа по согласованию усилий разных стран, направленных на достижение этих целей.
Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и развитие важнейших социально-экономических процессов на глобальном и региональных уровнях. ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного политического и экономического сотрудничества по формированию мирового экономического порядка. Без эффективного регулирования мировых экономических процессов и рыночных
отношений международное экономическое сотрудничество оказалось бы невозможным. ООН рассматривает частный сектор мировой экономики как своего стратегического партнера по привлечению ресурсов для развивающихся стран и укрепления их экономического потенциала.
ТЭК в мировой экономике
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важнейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продукции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой спрос на первичные энергетические ресурсы (ПЭР) (к первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энергии) в 1995—2015 гг. будет расти медленнее, чем в 80-е годы (без учета бывшего СССР), и эта тенденция сохранится в последующие десятилетия XXI в. Одновременно будет повышаться эффективность их использования, особенно в промышленно развитых странах.
Как считают специалисты, в период 1995—2015 гг. общее потребление всех видов ПЭР в мире может возрасти примерно в 1,6—1,7 раза и составит около 17 млрд. т ус-ловного топлива (у. т.). При этом в структуре потребления доминирующее положение сохранится за топливно-энергетическими ресурсами органического происхождения (более 94%). Доля энергии атомных электростанций (АЭС), гидроэлектростанций (ГЭС) и других не превысит 6%. В общем, объеме производства и потребления ПЭР лидирующую роль сохранит нефть, на втором месте останется уголь и на третьем — газ.
Структура ТЭК в мировом хозяйстве определяется видами используемой первичной энергии и балансом между ними.