Движение по направлению к зоне
Полное принятие психологических реалий рынка означает, соответственно, принятие рисков трейдинга. При принятии рисков трейдинга устраняется способность болезненного восприятия рыночной информации. После того как мы прекращаем определять и истолковывать поступающую с рынка информацию болезненным для наших чувств образом, нашему сознанию оказывается уже не от чего защищаться, нечего избегать. Когда исчезает нужда в защитном механизме, мы получаем доступ ко всему, что знаем о природе рыночного движения. Ничего больше не блокируется, появляется возможность восприятия всех возможностей, выявлению которых мы учились, и, поскольку наше сознание открыто для энергетического обмена, естественным образом нашим взорам открываются новые возможности (конкурентные преимущества), которых раньше мы не замечали.
Невозможно добиться настоящего обмена энергиями, если веришь в возможность знать будущее. Перестав мучить себя бессмысленными попытками угадать развитие событий, вы сможете вступить в свободное взаимодействие с рынком, открыться для поступающей от него информации и позволить ему рассказывать о том, что, по всей вероятности, произойдет в следующий момент времени. Тогда ваше состояние сознания окажется наиболее подходящим для самопроизвольного входа в зону , где вы получите доступ к потоку сиюмоментных возможностей .
Глава 9. Свойства убеждений
Сейчас, после того как вы сумели осознать преимущества работы в свете пяти основных принципов трейдинга, задача заключается в том, чтобы научиться надлежащим образом интегрировать эти истины в систему сознания в качестве базовых представлений, не вступающих в конфликт с какими-либо иными убеждениями, которые могут уже иметься у вас.
На первый взгляд задача кажется неподъемной, и при других обстоятельствах я мог бы согласиться с этим, но в Главе 11 будут даны простые упражнения, специально предназначенные для внедрения принципов на функциональный уровень в качестве убеждений. Под функциональным уровнем подразумевается пласт сознания, в котором вы действуете естественно из свободного беззаботного состояния души, видя именно то, что вам нужно сделать, и делаете это без каких-либо колебаний и внутренних конфликтов.
Однако я вынужден призвать читателей к осторожности. Трейдинговые упражнения внешне выглядят настолько простыми, что может возникнуть соблазн немедленно заняться ими, но этого не стоит делать до тех пор, пока тщательно не разберетесь со всеми возможными последствиями их выполнения. При овладении механикой введения в сознание новых представлений и замены уже имеющихся убеждений, которые несовместимы с новыми, в действие приходят некие тонкие, но в то же время довольно глубокие силы. Понимание сути трейдинговых упражнений само по себе не представляет сложности. Другое дело - разобраться с порядком использования упражнений для изменения представлений. Практика упражнений без понимания представленной концепции не приведет к желаемому результату.
Также важно не останавливаться на полпути и не считать достаточным количество усилий, уже затраченных на тренировку сознания, направленную на полное принятие принципов, которые должны привести трейдера к успеху. При этом не важно, насколько твердо вы их усвоили. Помните о Бобе, который был твердо убежден в том, что до конца разобрался с концепцией вероятностей, но был неспособен к действию с точки зрения вероятностной перспективы.
Многие люди допускают ошибку, полагая, что, раз поняв идею, они уже навечно помещают ее в функциональную сферу сознания. В большинстве случаев понимание концепции является лишь первым шагом к ее интегрированию на рабочем уровне. Это особенно справедливо в случае с идеями, относящимися к мышлению категориями вероятностей. Наши мозги обычно не настроены на объективность и пребывание в текущем моменте . Из этого следует необходимость тщательно приучать сознание к мышлению под этим углом зрения.
Кроме того, может возникнуть нужда в проработке конфликтующих друг с другом представлений. Конфликтующие представления саботируют намерение работать из объективного состояния сознания и переживать поток сиюмоментных возможностей . Скажем, у вас ушли годы на овладение тонкостями анализа рынка или вы потратили огромные суммы денег на разработку или приобретение технических систем, с помощью которых надеетесь разобраться в том, что случится в следующий момент времени. Теперь же вы пришли к осознанию невозможности и ненужности такого рода знания, где даже просто попытка узнать будущее негативно скажется на способности сохранять объективный настрой. Возникает прямой конфликт между старыми убеждениями касательно того, что для успеха в трейдинге необходимо знание будущего, и новым пониманием реалий работы на финансовых рынках.
Сумеет ли новое понимание мгновенно свести на нет всю энергию, время и деньги, затраченные на поддержание представления о необходимости знать ? Непростая ситуация. Мало найдется счастливчиков, сумевших разрубить этот гордиев узел. Если помните, в Главе 4, рассказывая о психологической дистанции относительно ментальной программы, я заметил, что некоторые трейдеры уже настолько близки к цели, что для достижения новой перспективы сознания им требуется лишь свести воедино все уже имеющиеся части, добавив при этом всего несколько кирпичиков.
Однако, поработав на своем веку более чем с тысячей трейдеров, могу сказать, что подавляющее большинство из них было далеко от этого. Им пришлось проделать немалый объем мыслительной работы (в продолжение длительного периода времени) для того, чтобы должным образом внедрить новое понимание в свою ментальную сферу. Хорошая новость состоит в том, что представленные в Главе 11 упражнения помогут усвоению пяти базовых истин и уходу от множества внутренних конфликтов, но только при условии четкого понимания, что вы делаете и почему. Об этом мы поговорим в данной и следующей главах.
Происхождение убеждений
Что можно узнать о природе убеждений и о том, как задействовать это знание для выработки склада ума, который поможет нам достичь успеха на рынке? Постараемся дать исчерпывающий ответ на два этих вопроса.
Во-первых, задумаемся над истоками наших убеждений. Как уже должно быть известно, воспоминания, различия и представления существуют в форме энергии - особым образом структурированной энергии. Я уже соединял воедино три эти ментальные составляющие для иллюстрации следующих положений:
1) воспоминания, различение и представления не существуют на физическом плане;
2) к их появлению приводит причинно-следственная связь, имеющая место между нами и внешней средой;
3) разворот причинно-следственной связи делает возможным восприятие во внешней среде того, чему мы научились раннее.
Для того чтобы добраться до истоков убеждений, нам следует выделить эти компоненты в отдельные группы, что поможет понять различие между воспоминанием и представлением. Лучший способ добиться этого - вообразить себя ребенком. Полагаю, что на заре нашей жизни воспоминания о переживаниях присутствуют в наиболее чистой форме. Я имею в виду, что воспоминание об увиденном, потроганном, услышанном существует в нашем сознании как сугубо сенсорная (чувственная) информация, особым образом не организованная и не прикрепленная к специальным словам или идеям. Таким образом, я определяю чистое воспоминание как сенсорную информацию в ее исконном, первоначальном виде.
Убеждение является представлением о способе, которым выражает себя внешняя среда. Представление соединяет в себе сугубо чувственную информацию и систему символов, которую мы называем языком. К примеру, большинство маленьких детей имеет ясные воспоминания об ощущениях, связанных с их воспитанием родителями, но представление о том, что значит воспитываться с любовью, складывается у ребенка лишь после того, как он научится связывать или ассоциировать определенные слова с чисто сенсорной информацией.
Утверждение «Жизнь прекрасна» является представлением. Сами по себе слова образуют бессмысленный набор отвлеченных символов. Но если ребенка учат связывать слова с позитивно заряженными чувствами, возникающими при переживании родительской опеки, тогда слова и фразы перестают для него быть абстрактными. «Жизнь прекрасна» превращается в конкретное, безусловное различение сути человеческой экзистенции или способом проявления мира. Если же потребность ребенка в родительской любви и заботе остается неудовлетворенной, он запросто может соединить свое чувство эмоционального страдания с представлениями вроде «Жизнь несправедлива» или «Мир — это ужасное место» .
Так или иначе, в результате соединения позитивной или негативной энергии наших воспоминаний или переживаний с набором слов возникает представление. Это заряженное энергией представление в свою очередь трансформируется в убеждение относительно природы действительности. С учетом того, что такого рода убеждения структурируются языковыми рамками и заряжаются энергией наших переживаний, должно быть понятно, почему я называю их структурированной энергией .
Что происходит с убеждением после его формирования? Каковы его функции? Такие вопросы, возможно, звучат нелепо. В конце концов, у всех нас имеются убеждения. Мы постоянно выражаем наши убеждения вербальным способом или посредством действий. Кроме того, мы постоянно взаимодействуем с убеждениями других людей по мере того, как те их выражают. Хотя прямой вопрос «Что на самом деле делают убеждения?» явно загонит вас в тупик.
В то же время вы без проблем смогли бы ответить на вопрос о функциональном значении глаз, ушей, носа или зубов. Поскольку убеждения являются важной составной частью нашего характера (в плане их воздействия на качество жизни), есть некая ирония в том, что мы столь далеки от понимания их функциональных механизмов.
Если у нас возникают какие-то трудности с той или иной частью физического тела, мы естественным образом сосредотачиваем внимание на ней и начинаем размышлять над способами разрешения проблемы. Но нам обычно не приходит в голову, что проблемы качества жизни (например, недостаток счастья, чувство неудовлетворенности, невезение) коренятся в наших убеждениях.
Отсутствие проницательности в данном вопросе, к сожалению, встречается повсеместно. Одной из характерных черт наших убеждений является их способность наделять переживания свойствами бесспорности и самоочевидности. В сущности, если бы не настойчивое желание добиться стабильного успеха в трейдинге, вы никогда не заинтересовались бы этой темой. Обычно требуются целые годы мучений и серьезных разочарований для того, чтобы человек начал относиться к убеждениям как к первоисточнику всех проблем.
Вместе с тем, даже несмотря на то, что убеждения являются крайне сложным для понимания аспектом нашей идентичности, не стоит относиться к процессу самоанализа чрезмерно личностно. Задумайтесь над фактом отсутствия у нас каких-либо убеждений в момент рождения. Все они приобретаются позже, различными путями. Причем многие из убеждений, оказавших наиболее глубокое воздействие на нашу жизнь, появились отнюдь не вследствие акта свободной воли. Они были привиты нам другими людьми. Возможно, ни для кого не будет большим сюрпризом узнать, что ставшие для нас источником наибольших трудностей убеждения обычно заимствуются от других людей, причем не совсем добровольно, то есть без нашего осознанного согласия. Я имею в виду убеждения, которые приобретаются в юные годы, когда мы еще слишком молоды, не до конца сформировались как личности, и недостаточно мудры для понимания негативных последствий того, чему нас обучают.
Безотносительно того, что явилось источником появления убеждений, будучи уже сформированными, они все действуют обычно одинаково. У убеждений есть определенные параметры функционирования, и этим они отличаются от различных частей нашего тела. Например, при сравнении ваших и моих глаз, рук или, скажем, красных кровяных телец выясняется, что они не идентичны, но имеют общие характеристики, благодаря которым выполняют похожие функции. Аналогичным образом, убеждение «Жизнь прекрасна» сработает точно так же, как и убеждение «Жизнь ужасна» . Сами по себе эти убеждения различны, равно как и эффект их воздействия на жизнь человека, однако оба они будут действовать совершенно одинаково.