Товароведная характеристика торгового процесса в магазине «Подворье»
Магазин «Подворье» сотрудничает с 21 разными поставщиками. В основном все из них являются Московскими предприятиями.
В магазине компании «ПО «Коломенский Райпотребсоюз» товары поступают в основном из четырех источников: ОАО «ЮНИМИЛК», ОАО «ЯНТА», ОАО «МОЛОКО БУРЯТИИ», компания «DANONE»
Компания «ПО «Коломенский Райпотребсоюз» взаимодействует и имеет соглашения с крупными федеральными производителями: «МЭТР», «МЖК», «Байсад», «Ролтон», «Макфа», «Черкизово», «Черемушки», «Магги», «Галина Бланка», «Вимм-Билль-Данн», «Петмол», «Сады Придонья», «Мой», «Золотая Русь», «Greenfield», «Ahmad», «Nescafé», «MacCoffee», «Святой источник», «Останкино», «Swell», «Джаз», «Нестле», «Славянка», «Orbit» «Alpen Gold», «Ritter Sport» и др.
Многие поставщики магазина занимаются реализацией одного и того же товара, поэтому товаровед работая с поставщиками анализирует поставку товаров и заказывает товары по минимальной цене, или же в зависимости от срока поставки. Среди этих поставщиков можно выделить несколько конкурирующих, если один поднимает цену, то заказ производится у другого или бывают такие инциденты, что у одного поставщика нет в наличии необходимой нам продукции.
Например поставщики «Сады Придонья» и «Мой», поставляют в магазин соки, если же по каким-то причинам один поставщик не может поставить товар вовремя или же в наличии не оказывается данный товар, то заказ производится у другого поставщика, хоть и за более высокую цену.
В магазине «Подворье» приемку товаров по количеству и качеству осуществляет товаровед, либо если товар приходит в выходные или праздничные дни – родавец. Приемка по количеству осуществляется подсчетом мест, единиц и массы товаров и сравнение фактического его количества с количеством указанным в сопроводительной документации: счетах-фактурах, накладных. Если фактически количество или масса товаров не соответствует, то производится исправление в обоих экземплярах, товаровед расписывается в документах поставщика, а торговый представитель расписывается в документах товароведа, после этого производится замена документов на чистые экземпляры, соответствующие фактическому наличию поступивших товаров.
Приемка по качеству осуществляется органолептическим методом. Проверяется целостность товаров, его цвет, наличие механических повреждений, следов порчи, гнили, плесени, целостность упаковки, маркировка, сроки годности, отсутствие насекомых и грызунов и следов их жизнедеятельности. На отдельные группы товаров предоставляются удостоверения качества и копии Гостов, ТУ в которых указываются все свойства, которыми должен обладать данный товар. Если при приемке был обнаружен брак или расхождения качества, составляется акт и производится замена товаров ненадлежащего качества или возврат денежных средств.
При приемке товаров товаровед или продавец очень тщательно следит за качеством поступающих товаров и за сроками их хранения, товары с подходящими к истечению сроками годности, ненадлежащего вида и качества отсеиваются сразу при приемке. Хранятся товары строго срокам их реализации, если же срок товара истек до реализации, то происходит списания данного товара.
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых не предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно [7].
Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром. Начальные стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально. Для этого необходим микробиологический контроль, для чего банки вскрывают.
Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.
При оценке качества товаров в магазине «Подворье» товароведы должны проводить диагностику их дефектов по характерным признакам проявления дефектов и устанавливать причины их возникновения. Это необходимо для выявления градации качества и класса товаров по назначению.
В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные [7].
Технологические дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве товаров.Потребительную стоимость товара определяют его свойства, удовлетворяющие те или иные потребности человека. Поступление товаров с технологическими дефектами в торговлю свидетельствует о неудовлетворительной организации приемосдаточного контроля у изготовителя, поставщика и продавца.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализация вследствие загрязнения, деформации и т.п.
Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат.
Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании продукта потребителем.
Хлеб и хлебные изделия хранят в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях отдельно от других товаров. Сухари и бараночные изделия, упакованные в ящики или мешки, хранят на стеллажах. Способ и плотность укладки хлеба и хлебных изделий должны обеспечивать сохранность товарного вида. Для этого формовой хлеб укладывают в один или в два ряда на боковую или нижнюю корку, подовый хлеб и булочные изделия – в один ряд на нижнюю или боковую корку с уклоном к стенкам лотка.
Соль, поступившую в магазин в мешках, хранят в отдельной кладовой. Если выделение отдельной кладовой невозможно, для соли устанавливают деревянные лари с крышками.
Сахар в мешках размещают на подтоварниках в сухом помещении вдали от товаров с резким запахом, периодически перекладывая мешки, чтобы предотвратить слеживание.
Кондитерские изделия в коробках и банках размещают на полках стеллажей, а в ящиках – на подтоварниках штабелями. Ящики с чаем и кофе укладывают на полках, коробки с конфетами, карамелью, шоколадом и мучнистыми кондитерскими изделиями помещают вдали от отопительных приборов, товаров с сильным запахом и легко отдающих влагу.
Мешки с крупой укладывают зашивкой внутрь на подтоварники в штабеля.
Утвержденные сроки хранения скоропортящейся продукции исчисляются с момента технологического процесса охлаждения и включают в себя время пребывания продукции на предприятии-изготовителе, транспортирования и хранения в организациях торговли [7].
Безалкогольные напитки хранят в сухих, проветриваемых затемненных помещениях с относительной влажностью воздуха не выше 75%. Сроки реализации и температурные режимы хранения безалкогольных напитков должны соответствовать требованиям действующим стандартов и технических условий.
Кратковременно хранящиеся пищевые продукты имеют срок годности от 0,5 до 30 суток. К ним относятся в основном хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, кроме кремовых тортов и пирожных, слабоалкогольные напитки. Сроки окончания хранения обусловлены интенсивностью процессов, снижающих качество. Так, при хранении хлебобулочных изделий сроки зависят от интенсивности процессов черствения. Пшеничный хлеб, например, черствеет быстрее ржаного, поэтому и сроки его хранения составляют 36 ч, а ржаного – 48 ч. [3]. Для продовольственных товаров этой группы устанавливаются гарантийные сроки хранения, которые нормируются стандартами. Товар, который пришёл в непригодное состояние для дальнейшего использования в магазине «Подворье» подлежит списанию. Создаётся комиссия и составляется акт списания товаров.
Потери товаров в магазине «Подворье» возникают при перевозках, хранении и подготовке их к продаже. К ним относятся естественная убыль, актируемые потери и отходы.
Нормы естественной убыли устанавливаются по каждому виду товаров в зависимости от времени года, климатических зон, вида складских помещений, тары. Устанавливаются нормы естественной убыли в процентах к массе нетто фактически реализованных товаров независимо от срока их хранения в магазине.
Размер естественной убыли для магазина между инвентаризациями определяется бухгалтерией кооперативной организации и утверждается правлением. Списание естественной убыли до проведения инвентаризации в магазине не разрешается [3].
Недостача товаров, не превышающая по размеру естественную убыль, рассчитанную по существующим нормам, списывается с материально ответственных лиц. Расчет естественной убыли производят по ценам, указанным в сопроводительных документах на товары при их поступлении в магазин. Если недостача превышает норму естественной убыли, то она списывается за счет виновных лиц.
При выявлении недостачи товаров в магазине «Подворье» сверх норм естественной убыли применяются дифференцированные размеры списания потерь товаров. Конкретный размер списания потерь для магазинов (отделов) самообслуживания устанавливается районной организацией, исходя из специфики работы магазина.
К нормируемым потерям в магазине «Подворье» по продовольственным товарам относится, например, бой товаров в стеклянной упаковке, нормы которого устанавливаются в процентах к товарообороту.
Нормы боя устанавливаются как на транспортировку, так и на хранение. В пределах норм эти потери списываются за счет издержек обращения.
К ненормируемым потерям относят лом, порчу, хищение, которые списывают за счет виновных лиц. В большинстве случаев эти потери допускаются по вине материально ответственных лиц из-за несоблюдения, незнания или нарушения ими правил и условий хранения, а также несвоевременной реализации товаров.
Акты на ненормируемые потери составляют с указанием причин образования потерь и виновных лиц.
Ненормируемые потери, возникшие, например, в результате стихийного бедствия, могут быть списаны как убытки по разрешению той организации, которой подчинен магазин.
Проанализировав деятельность магазина «ПО «Коломенский Райпотребсоюз» я пришла к такому выводу:
- в магазине соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования;
- соблюдается санитарно-гигиенические требования к содержанию торгового предприятия;
- ведётся фиктивная работа с поставщиками по обеспечению надлежащего товарного запаса;
- в продаже предлагаются товары только надлежащего качества с правильно выданными сертификатами на реализуемые товары;
- обеспечивается наличие широкого ассортимента товаров, установлена ассортиментной матрицей;
- соблюдаются требования закона Российской федерации о защите прав потребителей;
- обеспечена высокая культура обслуживания покупателей.