Познание и качество накопленного опыта
Как уже говорилось, человеку не дано от рождения знать, что для удовлетворения потребностей нужно успешно действовать во внешнем мире. Но ему дано другое: врожденная тяга к знаниям. Выбираясь из самых глубин его «я», она становится движущей силой его жизни. Природное чувство любопытства влечет его постоянно открывать и познавать что-то новое. Вы замечали, как разобравшись в каком-то вопросе или закончив какое-то дело, быстро теряешь к нему интерес и ищешь чего-нибудь другого? Скука становится в этом случае внутренней движущей силой, которая подталкивает человека к новым поискам и открытиям.
А возьмем увлечения, тягу к предметам, вызывающим любопытство: ведь они тоже пробуждают в человеке внутреннюю силу, которая заставляет его окунаться в жизнь, открывая что-то новое и набираясь опыта. Простой тому пример: малыш с любопытством рассматривает какую-нибудь вещь, которая привлекла его внимание. Отнимите у него объект его исследований - и тогда он, скорее всего, заплачет, а то и устроит истерику. О чем говорит плач малыша? Это сигнал о том, что его внутренние потребности не удовлетворяются. Плач - это форма недовольства, которая восполняет нарушение равновесия между внутренним и внешним миром. Если человек вволю насмотрелся (наслушался, напробовался и так далее) того, что было любопытно, - значит, его внутренний мир пополнился тем, что мог предложить внешний мир в плане приобретения опыта. Ну, а дальше? А дальше человек просто-напросто теряет интерес к этому предмету. Ему становится скучно, он начинает новый поиск: не найдется ли опять что-нибудь любопытное?
Есть в человеке еще одно свойство, которое помогает не останавливаться на достигнутом. Ведь как происходит обучение, например, какому-то навыку или действию? Его выполнение складывается из отдельных приемов, и природа человека позволяет выполнять их на уровне бессознательного, то есть автоматизма. Благодаря ему можно переходить к освоению все нового. Общая схема обучения такова: берется какой-то навык, он делится на мелкие приемы, каждый из них отрабатывается отдельно, после чего они отрабатываются все вместе в нужной последовательности; и в итоге навык с успехом освоен. Но пока идет отработка каждого из приемов, человек настолько поглощен только ими, что словно не замечает ничего другого вокруг. Вспомните, как это было у вас, когда вы, например, начинали осваивать какой-нибудь вид спорта. Допустим, вы отрабатываете какое-то движение, стараясь выполнить все его элементы, а в это время кто-то обращается к вам, что называется, не по делу. Легко ли и ему ответить, и своей собранности не растерять? Донельзя трудно, а то и вовсе невозможно. Но вот навык с успехом освоен. Пусть теперь обращаются даже не по делу: вы и им ответите, и упражнение с блеском выполните.
Если бы не этот дар природы (действовать на уровне автоматизма), то по уровню умений взрослый почти сравнялся бы с обычным годовалым ребенком! А ведь чтобы просто поднять предмет с пола, малышу надо сосредоточиться на всех движениях туловища, ног, рук, пальцев. Теперь для нас, взрослых, прикинуть движения на глазок или согласованно двигать руками - нечто само собой разумеющееся. Но эти навыки появились не сами собой. Их пришлось осваивать. И мы освоили, потому что вокруг было столько интересного и так хотелось все это потрогать, взять в руки... Научившись делать одно, другое, третье, человек потом выполняет нужное машинально. Когда прежней сосредоточенности уже не требуется, можно браться за что-то новое и тем самым непрерывно пополнять свой запас знаний и умений.
Жить - значит учиться. Учиться человек начинает совершенно естественным образом: просто-напросто от непреодолимого любопытства и тяги к тому, что нужно знать досконально -иначе не прожить. На исходном уровне получается, что человек учится просто потому, что пришел в этот мир, контактов с которым не избежать - если, конечно, он хочет выжить. Так что он хоть кое-чему, а научится. Однако это «кое-что» может оказаться далеко не тем, что потребуется знать и уметь, чтобы остаться довольным жизнью. Ведь многое из того, что ребенок познает о том, как устроен мир, он выбирает не сам. Подробнее об этом я расскажу чуть позже.
Итак, точка в круге увеличивается. Иначе говоря, человек все больше познает мир (как в приведенном примере), когда тот предлагает ему заглянуть в свои глубины. Следовательно, повышается и его уровень гармонии с миром. Ведь когда человек учится, он меняет уклад и состояние своего внутреннего мира. При любой подобной перемене одновременно меняется его взгляд и восприятие внешнего мира. Внешний мир становится другим, потому что теперь человек действует с большей проницательностью и пониманием. Эти качества пополнили или изменили его внутренний мир. Чем глубже знания, тем больше и разнообразнее выбор вариантов, по которым можно успешнее справляться с жизнью, добиваясь лучшего исхода в той или иной ситуации.
Казалось бы, связь очевидна: чем больше познал, тем больше доволен жизнью. Увы и еще раз увы! Ведь тогда мало кто мучился бы, недоумевая: почему его дела идут все хуже? почему нет ему счастья? почему он всем недоволен? Он сказал бы себе: значит, не хватает знаний - и не надо делать вид, что все знаешь, а надо просто поучиться.
Все дело в том, что как бы ни был человек доволен исходом той или иной ситуации, его успех - не предел. Предел достигается тогда, когда и в своих знаниях он достигает предельно возможного. Но если бы человек познал все, что дано вообще, то внешние результаты и внутренний мир пришли бы к полной гармонии. Она возможна тогда, когда человек идеально понимает себя (то есть те внутренние силы, которые влияют на его поведение), свою реакцию на действие внешних сил. Но разве кому-нибудь удавалось достичь предельно возможных знаний? Каков же вывод? Правильно: исход и опыт, полученный в любой ситуации, могли быть другими, поступи человек иначе. Но он тогда не мог знать о другом возможном варианте. Значит, исход любой ситуации соответствует тому уровню знаний, понимания и способности действовать, которые человек имел именно на тот момент.
Чем больше человек приобщает себя к знаниям, тем лучше он способен взвесить возможные варианты исхода. Сказанное также означает, что в своих оценках он, прежде всего, допускает и другие варианты, не упираясь лбом в какой-то один, сложившийся под давлением своих ожиданий и понятий об уже познанном. Запомните: все познанное по сравнению с непознанным - это текущий набор ограничений, из которых вы и исходите. Вообще, у каждого поколения есть своя зашоренность в суждениях. Была она, к примеру, и у жителей Средневековья, когда в своих выводах они исходили из того, что Земля плоская. Есть она и у современного человека.
Ну, а если кто-то и слышать не хочет о том, что из-за своих понятий не может постичь данную ситуацию до конца? Вдобавок, он (снова из-за понятий) видит лишь один вариант решения, меж тем как их несколько. Что ж, тогда он никогда не научится ни находить, ни прикидывать более удачные варианты. Ведь что значит сказать: да, возможен и другой, более удачный алгоритм действий? Это значит настроить себя на его поиск, а затем найти этот более удачный путь, ведущий к большему удовлетворению. Отвергать возможность лучшего решения - все равно что утверждать, будто электричество не существовало во времена, когда оно просто-напросто не было открыто. Если твердить, что положение дел неизменно, отстаивая только уже, как мы считаем, познанное, то внешний мир покажется этаким обидчиком, который вечно норовит вторгнуться в нашу жизнь. Внешний мир действительно вторгается: «Посмотри, как я устроен! Подучись! Ведь ты этого не знаешь». Но человек упирается, не хочет учиться.
Кто же прав? Как определить, нужно ли и впрямь подучиться, чтобы лучше справляться с жизнью? Для этого достаточно понаблюдать за собой, за своими ощущениями. Отчего появляются подавленность, разочарование, растерянность, стресс, тревога? Будь внутренний мир человека всегда в полном или почти полном соответствии с внешним миром, такие чувства вообще не появились бы. Но они появляются. Значит, это равновесие, или гармония, либо нарушены, либо их просто нет. Оттого и бывает неуютно, плохо на душе. Когда она не в ладу с жизнью, то вместо радости, счастья и удовлетворения испытываешь совсем обратное. Следовательно, всякий раз, когда человек переживает эти неприятные ощущения, он либо выбрал не лучший алгоритм действий (отчего разочарован и подавлен), либо не знает, что делать дальше (отсюда стресс, тревога, растерянность).Однако в любом случае ощущения человека - это показатель его отношений с внешним миром и указатель маршрута к тому, чему нужно научиться, чтобы быть больше довольным жизнью.
Допустим, человек недоволен личными отношениями с кем-то. В чем причина неудачи? Просто он не умеет общаться с людьми, скажете вы. Не слишком ли вы упрощаете? Ведь есть же у него возможность поучиться навыкам общения и применить их в своей жизни. Тогда он мог бы улучшить отношения с этим человеком, добиться большего сближения. Да, но с тем же успехом можно заявить и другое: навыков общения, позволяющих улучшить их отношения, нет; или же все требуемые уже приобретены. Но раз даже с их помощью желаемое не достигнуто - значит, его не достичь вообще. Допустим, я соглашусь с таким выводом -хотя жизнь (в лице какой-нибудь другой пары) показывает, что большее удовлетворение достижимо. Но тогда придется, видимо, считать, что эта пара просто изображает свое счастье, играя на публику. Вот и хорошо: значит, ничего такого особенного они не знают, и тому недовольному ничему учиться не надо.
Чувствуете, в чем разница? Согласиться с первым выводом - значит начинать задумываться, учиться, развиваться. Зато потом можно лучше справляться с жизнью и быть довольнее. А если согласиться с остальными двумя? Тогда недовольства явно прибавится. Ситуации могут меняться, но суть останется одна: всякий раз все те же мучительные переживания. Эти круги мучений будут повторяться до тех пор, пока человек не скажет себе: «Да, мне надо кое-чему поучиться. И я займусь собой».