Современные тенденции миграции капитала
Инвестиционный капитал в современных условиях свободно перетекает в те страны и регионы, где доходность инвестиций выше, в свою очередь способствуя дальнейшему развитию мирового финансового рынка. Судьбы отдельных стран и регионов напрямую связаны с состоянием мирового финансового рынка. Значительные колебания курсов валют и ценных бумаг могут стать причиной финансового краха не только отдельных компаний, но и целых стран.
Основные потоки капитала перемещаются в современном мире между промышленно развитыми странами. Так, в 2000 г. на долю промышленно развитых стран приходился 81% суммарного вывоза капитала.
Крупнейшим донором и одновременно реципиентом капитала являются США, за ними следуют Великобритания, Германия, Канада, страны Бенилюкса и Швейцария.
Начиная с 80-х гг. происходит активизация миграции капитала между быстро развивающимися «новыми индустриальными странами», а также между ними и промышленно развитыми странами. На сегодняшний день основной поток инвестиций промышленно развитых стран в развивающиеся сконцентрирован в 10-15 развивающихся странах Азии и Латинской Америки. Значительных успехов в привлечении ПИИ добились Китай и Индия, проводя активную политику привлечения ПИИ.
Среди современных тенденций вывоза капитала следует отметить возрастающую долю предпринимательской формы движения капитала в общем объеме движения капитала. В движении предпринимательского капитала наибольший объем составляют портфельные инвестиции, хотя доля ПИИ со временем возрастает.
Особенностью современной миграции капитала можно назвать также увеличение объема инвестирования со стороны ТНК. Расширяясь, транснациональные корпорации создают вокруг себя производственную инфраструктуру, вызывая таким образом рост ПИИ в сопутствующее производство.
Начиная с 50-х гг. XX в. наблюдается последовательная переориентация ПИИ с добывающей на обрабатывающую промышленность, а с 80-х гг., наблюдается опережающий рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями как в добывающую, так и в обрабатывающую промышленность.
Важным фактором активизации международного движения капитала, начиная с последней трети XX в., является либерализация условий миграции капитала, свойственной как развитым странам, так и, еще в большей степени, развивающимся странам, заинтересованным в притоке капитала в национальную экономику.
Темы для обсуждения на семинаре по лекции «Международное финансирование»
1. Инструменты международного рынка ссудных капиталов (определение инструментов, приведенных в лекции).
2. Оффшорные центры (перечислить, принцип функционирования, преимущества оффшорных центров).
3. Международный долговой кризис (учебник Ломакина)
4. Финансовые кризисы (учебник Ломакина)
5. Выгоды и потери стран при использовании прямых иностранных инвестиций (учебник Николаевой 2007г)
6. Мировые инвестиции и сбережения(Ломакин, Николаева)
7. Проблемы регулирования рынка капиталов (Николаева 2007г)
20. Иностранные инвестиции и их роль в развитии корпоративных финансов
Вывоз капитала может осуществляться в денежной или товарной форме. В современных условиях вывоз капитала в денежной форме получает преимущественное развитие по сравнению с вывозом
товаров.
Суть явления сводится к изъятию части капитала из национального оборота в одной стране и включению в оборот в различных формах в другой стране. Таким образом, можно говорить о том, что за рубеж переносится не акт реализации прибыли, а сам процесс ее создания.
МНК, или ТНК, — это международные монополии, которые выносят за пределы страны базирования не только закупку значительной части средств производства или сбыта готовой продукции, но и часть самого производства. Они скупают за рубежом действующие предприятия, строят новые заводы, открывают торговые и кредитные филиалы, вербуют рабочую силу, служащих, частично руководящий персонал, приобретают на месте сырье, полуфабрикаты, часть оборудования, организуют производство, сбыт и после-сбытовое обслуживание покупателей. Можно сказать, что весь кругооборот капитала выходит за национальные границы и приобретает
международные масштабы. ТНК сейчас являются основной, глобальной силой международных инвестиционных потоков.
Процесс транснационализации российских компаний — существенный стимул для привлечения иностранных инвестиций. Переход крупнейших российских компаний в статус ТНК создает принципиально новую экономическую, юридическую и имиджевую атмосферу, которая способствует повышению уровня доверия к российскому рынку в целом и снимает во многом обвинения в криминальном характере отечественного бизнеса.
Вывоз капитала в денежной форме может осуществляться в виде предпринимательского и ссудного капитала.
Долгосрочные вложения предпринимательского капитала странами-инвесторами в промышленность, сельское хозяйство и иные отрасли других стран называют иностранными инвестициями.
Иностранные инвестиции подразделяются:
на прямые, портфельные и прочие — по объектам вложения,
а в зависимости от субъекта вывоза — на государственные и частные.
Одной из основных форм экспорта предпринимательского капитала являются прямые частные иностранные инвестиции, которые имеют существенные преимущества по сравнению с другими видами экономической помощи.
Далее Роли в развитие корп финансов!!!!
· Прямые иностранные инвестиции:
• являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъем экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными
товарами и услугами;
• представляют собой источник средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга;
• будучи направленными в конкретные объекты часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т.п.;
• способствуют освоению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, дает инвестору уверенность в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов;
• ускоряют процесс включения экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке;
• в отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его погашения.
· Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссия ООН по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятсяте зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора.Установление контроля достигается путем приобретения контрольного пакета акций зарубежного предприятия.
Прямое инвестированиеосуществляется
1) посредством трансграничного движения капитала: приобретение инвестором за рубежом местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанного предприятия (смешанное частное предприятие характеризуется участием государственных органов).
В настоящее время прямые инвестиции все больше направляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующих предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияний или поглощений. Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международной конкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.
2) Приобретение активов за рубежом может и не быть связано с трансграничным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать заработанные в другой стране средства для инвестиций за рубежом. Может происходить торговля акционерным капиталом между фирмами разных стран. Получают также распространение инвестиции без вложений в акционерный капитал, например, заключение соглашений о представления лицензий, торговых марок и т.п.(франчайзинг)
· Портфельные инвестиции — вложения капитала в акции заграничных предприятий (без приобретения пакета акций), облигации и другие ценные бумаги иностранных государства, международных валютно-кредитных учреждений, а также еврооблигации.
Такие вложения осуществляются с целью получения повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения валютных курсов биржевых котировок и т.д. Доля портфельных инвестиций невелика (обычно 3—4%). Тем не менее иностранные портфельные инвестиции важны почти для всех фирм, которые ведут международные операции. К ним прибегают главным образом с целью решения финансовых задач. Финансовые отделы корпораций обычно переводят средства из одной страны в другую для получения более высокой прибыли за счет краткосрочных капиталовложений. Они также делают займы в разных странах.
Основное отличие портфельных инвестиций от прямых состоит в том, что в первом случае не ставится задача контроля над предприятием, но граница между этими инвестициями условна:
• инвестиции, относимые в одних странах к прямым, в других считаются портфельными;
• очень часто осуществление портфельных инвестиций связано с передачей иностранному предприятию управленческого опыта, с участием в работе совета директоров, а это ставит данное предприятия в зависимость от компании-инвестора.
· Прочие инвестиции — торговые кредиты, а также кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств под гарантию правительства страны-реципиента, банковские вклады, финансовый лизинг и др. Прочие инвестиции занимают основную долю — примерно 57% общего объема инвестиций.
· Последняя группа инвестиций (по субъектам вывоза) — это государственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала. Во многих странах существуют государственные организации, которые страхуют частных инвесторов. Государство участвует в деятельности международных финансовых учреждений (МВФ, Всемирный банк и его группа, ЕБРР). Высокая мобильность и огромные масштабы межстрановых переливов капитала требуют регулирования этих процессов.
Межстрановое регулирование иностранных инвестиций осуществляется соглашениями и договорами, которые заключаются между двумя странами (например, Договор об избежании двойного налогообложения), группой стран (Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер — ТРИМС ВТО) и отраслей экономики (Договор к энергетической партии—ДЭХ; распространяется на ТЭК). Движение капитала регулируется также национальным законодательством стран-импортеров и экспортеров капитала.
21.2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга рф
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
· Кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
· Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
· Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· Государственным гарантиям Российской Федерации;
· Иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2012 г. основную долю в структуре государственного внешнего долга России занимает задолженность, оформленная в государственные ценные бумаги, которая составляет 73,38 % от общей суммы долга.
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет 2,5 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам МФО составляет 10,05 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам ЦБ РФ и по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет менее 5 % от общей суммы долга.
Рис. 1. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2012 г.
Таблица 1 Динамика структуры государственного внешнего долга России с 2005-2012 гг. (млрд. долларов США)
01.01.05 | 01.01.06 | 01.01.07 | 01.01.08 | 01.01.09 | 01.01.10 | 01.01.11 | 01.01.12 | |
Гос. долг | 213 454 | 257 156 | 313 176 | 463 915 | 480 541 | 467 245 | 488 940 | 545 150 |
Федеральные органы управления | 95 526 | 69 919 | 43 234 | 35 847 | 28 166 | 29 475 | 32 166 | 32 092 |
СССР | 55 936 | 34 268 | 9 390 | 7 100 | 4 550 | 3 189 | 2 900 | 2 511 |
Субъекты РФ | 1 633 | 1 185 | 1 486 | 1 534 | 1 312 | 1 834 | 2 359 | 1 116 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 8 244 | 10 953 | 3 928 | 1 912 | 2 761 | 14 630 | 12 035 | 11 210 |
Банки | 32 341 | 50 144 | 101 161 | 163 656 | 166 280 | 127 212 | 144 225 | 162 881 |
Прочие секторы | 75 711 | 124 955 | 163 368 | 260 966 | 282 022 | 294 094 | 298 155 | 337 852 |
Государственный внешний долг России в преобладающей части состоит из задолженности федеральных властей, включающей долги бывшего СССР и некоторые новые заимствования. И то и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В составе нынешнего государственного долга на долю задолженности федеральных органов управления приходится свыше 85%, в том числе более 60% – на долги бывшего СССР. Всю внешнюю задолженность за пределами компетенции федеральных органов управления, субъектов Федерации и органов денежно-кредитного регулирования официальная статистика Банка России учитывает как долги частного сектора, выделяя долги банков и прочих секторов экономики. За период 2002-й – I квартал 2008 г. эта группа долгов (в средствах массовой информации их еще именуют корпоративным долгом) увеличилась более чем в 12 раз, превысив задолженность государственного сектора почти в 11 раз. Преобладающая доля частных долгов (примерно 60%) приходится на прочие секторы, однако по темпам роста лидируют долги банков: за указанный период они выросли в 15 раз (прочие частные долги – в 11 раз).
Следует подчеркнуть, что в приведенном распределении внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников – банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее, в официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.
В Российской Федерации внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, так как в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом, ситуация изменилась в пользу еврооблигаций.
В целом можно выделить и положительные моменты в вопросе государственного внешнего долга: снижается общий объем долга; повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ); снижается долговая нагрузка на экономику.