Природные ресурсы и их роль в мировой экономике
Природные ресурсы и их роль в мировой экономике
Ресурсы – любые источники и предпосылки получения необходимых людям материалов и духовных благ. Из огромного разнообразия используемых ресурсов при характеристике мировой экономики, выделим следующие главные группы: природные и демографические.
Развитие MX базируется на значительных запасах природных ресурсов, которыми все еще располагает человечество, несмотря на все более интенсивное их использование. Эта проблема приобретает особую актуальность по мере роста дефицита и истощения многих видов природного сырья.
Природные ресурсы —это элементы природы, используемые в хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом, тепло и влага осадков), энергия ветра.
Элементы природно-ресурсного потенциала: ресурсы Мирового океана; земельные; водные; лесные; биологические; минеральные; рекреационные ресурсы.
Со временем общество стало изымать из природы все больше ресурсов и одновременно возвращать в природу все больше многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы:
• рационального использования природных ресурсов;
• охраны окружающей среды от загрязнения.
Природные ресурсы являются необходимым, но необязательным условием развития экономики. В последние десятилетия больше развились страны, где отсутствуют необходимые полезные ископаемые (Япония, Южная Корея, Сингапур), но высокий уровень НТП. Но при прочих равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам – их обладателям дополнительные преимущества.
Использование всех природных ресурсов тесно переплетено. Например, земельные ресурсы (с/х угодья) обычно дают больше продукции, если они возделываются техникой, приводимой в движение горючим (минеральными ресурсами), а также с применением искусственных удобрений, изготовленных на основе минеральных ресурсов.
Запасы разных видов природных ресурсов неодинаковы и распределены они не равномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность –это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Некоторые тенденции в использовании природно-сырьевых ресурсов в современном MX.
1. Резко возросла степень вовлеченности минеральных ресурсов в производственный процесс: 70% использованных человечеством за все время его существования полезных ископаемых были добыты за последние 40 лет.
2. В условиях активной хозяйственной деятельности человека многие ресурсы, ранее относимые к возобновляемым, сегодня переходят в категории невозобновляемых (обмеление рек и озер, эрозия и истощение почв, вырубка лесов, загрязнение воздуха и мирового океана и т.п.).
3. Новая хозяйственная психология признает целесообразность ориентирования на следующие принципы ресурсопользования: экономно расходовать традиционные топливно-сырьевые ресурсы; осваивать новые источники энергии.
4. Сохраняется тенденция роста добычи и потребления минерального сырья.
5. Растет количество отходов производства и потребления, однако одновременно активизируется их использование в качестве вторичного сырья.
6. Увеличиваются современные затраты на экологические мероприятия. Большинство промышленно развитых стран приняли и осуществляют целый ряд экологических программ.
Формы мэо и их участники
Участники международных экономических отношений: физические лица, предприятия (фирмы) и некоммерческие организации, государства (правительства и их органы), международные организации. Формы международных экономических отношений: международная торговля товарами, торговля услугами, движение капитала, миграция рабочей силы, обмен технологиями.
Физические лица покупают иностранные товары и услуги, обменивают одну валюту на другую и прочее, поэтому они являются участниками международных экономических отношений. Все большее число людей во всем мире становятся ими. Однако многие жители самых бедных стран не могут принимать участия в этом процессе.
В современном бизнесе распространен коллективный тип принятия важных решений. Но существует небольшое количество людей, оказывающих значительное влияние на мировую экономику своими личными решениями и действиями. К ним относят владельцев и высших менеджеров крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) и финансовых институтов.
В международных экономических отношениях принимают участие сотни тысяч фирм с разной формой собственности, но все более значительную роль в них играют ТНК – акционерные по форме хозяйственные комплексы, которые занимаются производственной и иной деятельностью во многих странах. Иностранные прямые инвестиции в современных условиях – это в первую очередь хозяйственные объекты, принадлежащие ТНК. Они создают международное производство, при этом специализация и кооперирование происходят между предприятиями в разных странах, принадлежащими одной фирме.
Большинство крупнейших банков и страховых компаний развитых стран обладает транснациональным характером, имея филиалы во многих странах. Также к транснациональным финансовым институтам относят инвестиционные фонды. Они управляют финансовыми средствами физических лиц, фирм и организаций, вкладывая их в ценные бумаги и другие активы в разных странах. Эти финансовые институты обеспечивают значительную мобильность денежных капиталов во всем мире. Следовательно, возрастает эффективность мировой экономики, но создаются факторы обострения финансовых и экономических кризисов.
Зачастую правительства являются прямыми участниками международных экономических отношений в качестве заемщиков на международных финансовых рынках, экспортеров и импортеров товаров и т. п. Эмиссию ценных бумаг за границей и банковские заимствования осуществляют также региональные и местные органы власти. Но еще большее значение для мировой экономики имеет то, что субъектами международных экономических отношений являются страны, представляющие собой национальные государства и национальные хозяйства со своими институтами, законами, валютой, экономической политикой. Регулирование международных экономических отношений государствами оказывает на них важнейшее воздействие. Международные экономические организации классифицируются по разным признакам:
1) по охвату стран– всемирные и региональные. К первым относятся большая часть органов ООН, Международный валютный фонд и др. Среди вторых главную роль играют органы экономической интеграции, особенно в Западной Европе;
2) по составу участников (членов)– межгосударственные (межправительственные) и негосударственные (например, Международный кооперативный альянс);
3) по сфере деятельности– торговля (Всемирная торговая организация), финансы (Группа Всемирного банка), сельское хозяйство (Европейская ассоциация животноводства), связь (Всемирный почтовый союз) и т. д.;
4) похарактеру деятельности. Некоторые организации осуществляют безвозмездную или иную финансовую поддержку правительствам, предприятиям, общественным объединениям. Это межгосударственные банки (Группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития и другие региональные банки). Другие организации занимаются международным регулированием определенных сфер мировой экономики (Всемирная торговая организация, многие органы региональной интеграции). Существенную роль играют организации, ведающие согласованием разного рода международных стандартов, патентов, норм, авторских прав, процедур и т. д.
Экономические аспекты занимают одно из ведущих мест в деятельности военно-политических организаций (в первую очередь НАТО). Также экономической деятельностью на мировом рынке занимаются многие спортивные, научные, профессиональные, культурные и другие организации.
4. Глобальный - охватывающий весь земной шар, всеобщий.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (от англ. globalization) - процесс формирования целостного мирового хозяйства, глубокой взаимозависимости национальных экономик в результате интенсификации международного разделения и кооперации труда, либерализации экономики, ее широкой транснационализации.
Характерной чертой глобализации в экономике стало сочетание процессов автономизации и интеграции. С одной стороны, государства стремятся к политической независимости и самоуправлению, а с другой - к формированию экономических союзов.
Глобализация в современных условиях ведет к усилению диспропорций в международной экономике, порождая такие новые явления как:
• превращение мирового хозяйства в целостную экономическую систему, где национальные хозяйства становятся ее подсистемами;
• господство всемирных экономических отношений над внутристрановыми;
• размывание и ослабление функций национальных государств в области макроэкономического регулирования внешнеэкомической деятельности.
Экономисты различают следующие ступени или последовательные этапы развития интеграционных процессов:
· зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами;
· таможенный союз, предполагающий наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран;
· единый или общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики;
· экономический и валютный союз, являющийся высшей формой межгосударственной экономической интеграции, и совмещающий все другие формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
Пример
Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально четыре этапов - это Европейский Союз (ЕС). Другие интеграционные группировки, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Например, в странах Азии, Африки и Латинской Америки в настоящее время насчитывается более 20 региональных группировок. И хотя формы и сферы их сотрудничества разнообразны, не все группировки имеют интеграционный характер.
К числу группировок этих регионов, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА), Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общий рынок южного конуса (Меркосур).
Глобализация стала проявляться во всех сферах человеческой деятельности: экономической, социальной, гуманитарной. Существует много подходов к анализу процесса глобализации, и, соответственно, делается множество попыток дать ей определение. Большинство исследователей солидарны в определении глобализации мировой системы как процесса, имеющего следующие формы проявления:
1. Глобализация – как исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий становления земной цивилизации, предопределяющий проявление и действие общеобъединяющих культурно-экономических тенденций в мире.
2. Глобализация как более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций в оценке состояния и поисках решений обостряющихся проблем, затрагивающих интересы не только отдельных государств, но и всего человечества, составляющих сущность всеобъемлющей безопасности и самым непосредственным образом влияющих на жизнеспособность биосферы.
3. Глобализация как высшая стадия интернационализации, где в более широком представлении под ней понимается совокупность таких процессов и явлений, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологии, информации и межстрановое перемещение людей, преобладание ориентации на мировой рынок в торговле, инвестировании и других трансакциях, территориальная и институциональная интеграция рынков.
В отличие от интернационализации производства, означающей распространение производственного цикла за национальные рамки, глобализация означает рост степени открытости и интегрированности национальной экономики в мировую.
В этой связи следует отметить, что Республика Беларусь последовательно реализует курс на интеграцию в мировую экономику. Критериями открытости и интегрированности экономики в мировую являются:
· степень допуска на национальные рынки иностранных конкурентов, т.е. средние ставки таможенных тарифов (они в Беларуси невысоки);
· свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем рынке (такие ограничения практически отсутствуют);
· сопоставимость внутренних и мировых цен (за исключением цен на газ и отдельных цен на коммунальные услуги, их структура соответствует мировой);
· конвертируемость национальной валюты (практически достигнута);
· открытость финансовых рынков и интегрированность платежных систем в соответствии с мировыми стандартами (белорусская платежная система признана еще в 1999 году одной из лучших в СНГ).
Процесс интеграции национальных экономик в мирохозяйственное пространство сопровождается возникновением новых рынков (капиталов, еврорынков, страхования и т. д.), появлением новых объектов инфраструктуры мирового рынка (информационных систем, Интернета, сотовой и спутниковой связи), выработкой новых правил регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам сотрудничества, конвенций, интеллектуальной среды.
Глобализация охватывает разнородные по их происхождению, сферам проявления, механизмам и последствиям процессы, что позволяет рассматривать ее как качественно самостоятельную, сложную систему явлений и отношений, целостную в своей системности, но внутренне весьма противоречивую. Например, активное участие Беларуси в международной торговле дает выигрыш от так называемого «перелива» новейших технологий от торговых партнеров, представляющего потенциальную возможность преодоления известного технологического отстаивания от более развитых стран мира. Вместе с тем ускоренная интеграция в мировой рынок может быть опасной для национальных производителей, не имеющих достаточного опыта конкурентной борьбы в условиях интенсивной глобальной конкуренции, поскольку недостаточно «гибкие» производители могут не выдержать конкуренции.
Системный анализ причин, объясняющих феномен глобализации, позволяет выделить следующие факторы, обусловливающие развитие глобализации:
1. Экономический – огромная концентрация и централизация капитала, рост мощи международных корпораций, интенсификация международной специализации производства и кооперации, международный маркетинг, электронная торговля, международная логистика.
2. Политический – государственные границы постепенно становятся все более прозрачными, предоставляя все больше возможностей для свободы передвижения людей, товаров, услуг и капитала.
3. Международный – увязывает динамику глобализации с датами крупных международных событий, стимулирующих процесс глобализации. Речь идет о Конференции Европейских сообществ в Люксембурге в 1985 г., которая приняла Европейский акт (вступил в силу в 1987 году), провозгласивший четыре свободы в международном движении товаров, людей, услуг и капитала; Конференции ГАТТ в Пунта дель Эсте в 1986 г., открывшей Уругвайский раунд переговоров (главным образом о снижении тарифов и других ограничений в торговле), который продолжался восемь лет; воссоединении Германии; ликвидации СЭВ и Варшавского пакта.
4. Технический – развитие современных средств транспорта, информационных систем и технологий, связи и телекоммуникаций, гибких автоматизированных производств, которые создают невиданные прежде возможности для быстрого распространения информации, технологий, товаров, финансовых ресурсов. В итоге снижаются издержки настолько, что стало не только возможным, но и выгодным для предприятий размещать свои подразделения в разных странах.
5. Общественный – ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует нарастанию мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.
6. Либерализация, дерегулирование рынков товаров и капитала, смягчение и унификация либерализация таможенного, торгового, налогового законодательства многих стран также усилили экономическую взаимозависимость национальных хозяйств и их хозяйствующих субъектов.
В современных условиях выделяются следующие основные направления, по которым процесс глобализации развивается наиболее интенсивно:
· становление глобальных монополий (олигополий);
· глобализация финансовой сферы;
· регионализация экономики.
Процесс возникновения глобальных монополий развивается одновременно в двух направлениях:
во-первых, через формирование глобальной монополии на глобальном финансовом рынке и рынке информационных инструментов,
во-вторых, посредством формирования единой глобальной монополии в результате интеграции указанных рынков.
К примеру, американское государство успешно реализует один из безусловных национальных приоритетов – «выращивание» и укрепление обычных национальных американских кампаний до национального уровня и, далее, до уровня мирового доминирования. В результате более половины прибыли, получаемой за рубежом, американские корпорации репатриируют в США
Еще одним направлением глобализации в современных условиях считают регионализацию. На региональном уровне интеграции государств легче, чем на мировом, устанавливать общие для всех правила, учитывая сходство культурных традиций и экономического развития стран одного региона. В региональной интеграции государства, в первую очередь, стараются использовать преимущества свободной торговли, и каждый из ныне существующих торговых блоков будет пытаться усилить свое влияние через прием новых членов. Глобализация, делая все более условными государственные границы, усиливает тенденцию увеличения числа независимых государств. Так, если перед второй мировой войной насчитывалось около 50 стран, сейчас их более 200. При создании ООН в нем было представлено 51 государство, на сегодняшний день – около 190.
Активизируются усилия государств по созданию системы глобального управления. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк уже сейчас «курируют» такие вопросы, как: регулирование финансовых рынков; коррупция; конкретная экономическая политика; экологические стандарты; торговые тарифы, которые раньше были исключительным делом национальных государств.
Для измерения степени глобализации используются различные показатели:
· число транснациональных корпораций и их доляв мировых рынках,
· количество мигрантов в мире;
· иностранные инвестиции;
· индекс глобализации, рассчитанный на основе таких параметров, как участие в экономической интеграции, международные обязательства, темпы развития информационных технологий;
· ООН использует индекс транснациональности, который исчисляется как средняя величина трех соотношений: 1) иностранных активов ТНК ко всем активам компаний; 2) зарубежных продаж ко всем продажам, осуществляемым компаниями, действующими на национальном рынке данной страны; 3) а также занятых иностранных рабочих ко всем занятым на национальном рынке.
· показатель интернационализации капитала (соотношение между объемом международных операций с акциями и облигациями и мировым ВВП).
Подводя итог вышесказанному, приведем слова М. Кастельса: «Глобальная экономика ... это экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты» [69, с. 41 ].
Назовём важнейшие негативныепоследствия глобализации:
· Глобализация затрагивает прежде всего развитые страны, даёт им рядпреимуществ. Вместе стем встраны третьего мира нередко перебрасываются трудоемкие и экологически грязные производства. В итоге разрыв между странами-участницами глобализацииистранами, не вовлеченными внее,увеличивается.
· Глобализация нарушает традиционные связи внутри страны. Симулирует деградацию неконкурентоспособных производств, обостряет социальные проблемы, так какусиливается неравномерность распределения преимуществ от глобализации. Вследствиеразвёртывания глобализациистановится возможной деиндустрализация национальных экономик; не исключается процессперехода контроля надэкономикой отдельных стран к более сильным государствам, международным корпорациям или организациям. Локальный экономический кризис в одной стране может иметь региональные или даже глобальные в мировом масштаб последствия.
· Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой «мировой периферии». Речь идет, в частности, об увеличении технологического отставания от развитых стран; рост социально-экономической дифференциации и обнищании основной массы населения; усилении зависимости от текущей конъюнктуры мирового рынка.
· Глобализация распространяет и усиливает влияние США в мире.
· Быстрое распространение локальных экономических сбоев на большинство регионов мира, подтверждением чему служит мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г.;
Вместе с тем глобализация стала реальностью. С ней необходимо считаться, чтобы обеспечить экономический рост и защиту национальных интересов в глобальной экономике. Число сторонников среди исследователей глобализации растет.
Отметим позитивные последствия глобализации:
· глобализация способствует развитию международного paзделения труда, эффективному распределению ресурсов, а в конечном счете - повышению уровня жизни;
· обеспечивает экономию на масштабах производства, сокращает издержки и содействует снижению цен, следовательно, создает условия для устойчивого экономического роста;
· усиливает конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и быстрое их распространение в мировом хозяйстве;
· дает возможность субъектам мировой экономики мобилизовать значительные финансовые ресурсы;
· формирует базу для решения проблем всего человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено возможностью объединения усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.
Итогом глобализации, по мнению ученых, должно стать повышение благосостояния в мире.
Япония, Южная Корея
Первый опыт – Япония (берет свое начало азиатская модель), затем, как копия, Южная Корея. Особенности: выбор экспортоориентированной модели, активная промышленная политика при активной роли государства.
Япония – основатель. К ней относятся Тайвань, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия и др.
В послевоенные годы политика направлена была на:
- стимулирование накопления капитала за счет государственных инвестиций в экономическую инфраструктуру,
- субсидии,
- дешевый кредит,
-налоговые и амортизационные льготы для стимулирования внутренних и внешних источников финансирования инвестиций частных предприятий, научно-технического прогресса и экспорта.
Характерная черта послевоенной Японии: механизм оперативного вмешательства государства в деятельность частных предприятий («административное руководство»)
Экспортно-ориентирование означает:
· активная роль государства (сейчас это тормозит экономическую систему: слабость элементов свободного рынка из-за большой роли гос-ва)
· агрессивный протекционизм (и во внешней торговле и в инвестициях)
· ставка на дешевую, достаточно квалифицированную и дисциплинированную рабочую силу
· привлечение технологий (например, привлечение лицензий)
· производство массовых дешевых товаров (за счет дешевой рабочей силы)
А началось всё с создания базовых отраслей -> экспорт трудоемких товаров массового спроса -> пр-во массовых дешевых товаров
o высокая квота сбережений, накоплений -> инвестиции
o создание высоких национальных конкурентоспособных лидеров (финансово-промышленные группы)
o искусственное занижение курса национальной валюты
o система государственных гарантий под частные кредиты
o прямое субсидирование экспорта
o передача государственных предприятий в частные руки, субсидирование предприятий, высокие защитные пошлины
o активная демпинговая стратегия
Минусы модели:
- отсутствие политической свободы
- связь бизнеса и государства
- недостатки в банковской системе
- ограниченность и перенасыщение рынка сбыта
- активная глобализация экономики
Азиатская модель при всех существующих издержках показала свою эффективность.
Латинская Америка
Латинская Америка – в 50-е годы встал вопрос модернизации экономики, там возникли своя концепция – импортозамещающая модель, т.е. противоположная азиатской, создание своих базовых производств.
I этап
Роль государства:
o определяет приоритеты,
o проводит промышленную политику и берет на себя обязательства по ее финансированию (предпринимательского класса нет),
o активная роль государства не только в качестве налоговика, но и финансиста
Методы государства:
· политика протекционизма ( оберегая внутренний рынок от проникновения импортных товаров)
· ограничения для иностранных инвесторов во вложения в определенную отрасль
· попытка стимулирования экспорта сырья, однако,, вскоре выяснилось, что экспорт не в состоянии покрывать расходы => ориентация на внешние займы, эмиссия -> опасность инфляции.
В 60-70е годы темпы роста весьма высокие.
Итог:
- созданы базовые отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, часть инфраструктуры и т.д.
- создана атомная энергетика
- программное обеспечение
- очень развита авиация
- высокие темпы роста.
Но базовые отрасли создаются ценой огромной издержек. Денег не хватает, бюджетный дефицит пытаются покрыть печатаньем или берут долг, чаще всего и то, и другое. В результате инфляция и задолженность и в 80-х начинается мировой долговой кризис.
70-80е годы для этой модели называют «потерянным десятилетием». В 80е годы стало понятно, что модель себя исчерпала. Произошло замедление темпов роста.
Итог:
- растущий госдолг
- гиперинфляция
-долговой кризис
-отсталое землевладение
- отсутствие предпринимательского класса.
II этап
Ø приватизация -> предприятия переходят в частные руки (появление и развитие местного предпринимательского класса) -> развитие -> приток иностранного капитала -> борьба с инфляцией -> сокращение государственного бюджета (дефицит)
Ø увеличение темпов роста (но так и не достигли уровня 60-70 гг.)
Таким образом, опора на собственные силы при проведении жесткой протекционистской политики и попытка создать все самим – это не эффективно. Хотя базовые отрасли реально развиты. Насыщение внутреннего рынка.
Китай
Уникален опыт Китая. Он не укладывается в азиатскую.
Китай – признанный лидер среди стран догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ (1979-2008 гг.) ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения – в 7,5 раз. Уже в 1995 г. Китай по объему ВВП, исчисленному по паритету покупательной способности валют (ППС), вышел на 2-е место в мире, обойдя Японию; в 2008 г. ему удалось, обойдя Германию, выйти на 3-е место в мире и по объему ВВП, подсчитанному по официальному обменному курсу.
Экономическая стратегия современного Китая – если идентифицировать ее с точки зрения глобальных тенденций мировой экономики – именно и прежде всего является стратегией догоняющего развития. Причем за период, прошедший после образования КНР (1949 г.), данная стратегия претерпела существенную эволюцию.
Три поэтапных типа данной стратегии:
Первый – традиционная стратегия развития периода административно-командной экономики в КНР (1950-70-е гг.), т.н. стратегия Мао Цзэдуна. Ее характерные особенности – стратегическая цель «перегнать Англию и догнать Америку»; заимствованная у СССР ориентация на приоритетное развитие тяжелой промышленности и ВПК; «опора на собственные силы», усилившаяся после рокового размежевания с Советским Союзом в начале 1960-х гг.; ставка на тотальное импортозамещение; выкачка финансовых ресурсов для индустриализации из деревни посредством механизма «ножниц цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; политика «высокого накопления и низкого потребления»; запрещение и попытки полной ликвидации частного предпринимательства; построение «чистого социализма» в виде народных коммун в деревне с их тотальным обобществлением.
Второй тип – стратегия экономического развития переходного периода от административно-командной к рыночной экономике (т.н. стратегия Дэн Сяопина). Ее отличительные черты – стратегическая цель достижения высоких темпов экономического роста страны, включающая, в частности, задачу четырехкратного увеличения ВВП в 1980-90-е гг.; ставка на эффективное использование Китаем своего основного конкурентного преимущества – трудовых ресурсов; политика внешнеэкономической открытости и экспортной ориентации экономики; постепенная либерализация торговли и инвестиций; активный ввод и формирование рыночных механизмов и институтов, стимулирование рыночной конкуренции; поощрение «достижения частью людей и регионов зажиточности раньше других» (т.н. концепция «очередности в обогащении»); допущение развития частного национального предпринимательства как «дополнения экономики, основанной на общественной собственности».
Если попытка реализации стратегии первого типа, несмотря на ряд достижений в 1950-е годы, в итоге привела к весьма острому социально-экономическому кризису, типичному для административно-командной экономики, то стратегия второго типа, напротив, вызвала ускорение и способствовала относительно устойчивому и быстрому экономическому росту Китая. В то же время издержки этого роста оказались весьма значительными – перерасход ресурсов, загрязнение окружающей среды, углубление социальных и межрегиональных проблем.
Начиная с середины 1990-х гг. и особенно после XVI съезда компартии Китая (2002 г.), руководство страны инициирует третий тип экономической стратегии – стратегии сбалансированного развития рыночной экономики, ассоциируемый с новым поколением китайских лидеров (т.н. стратегия Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао). Основное содержание этого типа – взаимоувязанное, гармоничное, устойчивое развитие города и деревни, регионов страны, экономики и социальной сферы, человека и окружающей среды, разумное сочетание внутреннего развития и внешней открытости. Поставлена задача к середине XXI в. построить в Китае «среднезажиточное» общество для большинства его населения, максимально сократив при этом отставание КНР по основным среднедушевым показателям от экономически развитых стран мира.
Следует заметить, что третий тип экономической стратегии Китая – это естественная трансформация ее предшествующего, второго, типа, диктуемая общим повышением степени зрелости рыночной экономики в стране, и – прежде всего – потребностью перехода КНР от экстенсивной, ресурсозатратной, неэкологичной модели экономического роста к интенсивной, ресурсосберегающей, от социальной поляризации общества к развитию и преобладанию в нем устойчивого и многочисленного среднего класса (как фактора расширения емкости внутреннего рынка и гаранта социально-политической стабильности
6. Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства в конкретной сфере. С одной стороны, сама по себе предпринимательская способность является особым фактором производства, соединяющим все остальные факторы в единую экономическую систему ради получения предпринимательской прибыли. С другой стороны, вовлекаемые сегодня в производство труд и капитал, меняют свое качество и производительность на базе новых технологий, что позволяет резко повысить уровень хозяйствования.
Сочетание инновационного предпринимательства с новым качеством капитала характеризует современный этап развития мирового производства. Инновационный процесс является одним из важнейших факторов экономического развития. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Инновационность конкурентных факторов это одна из основных качественных характеристик уровня конкурентоспособности. Чем глубже новации проникают в используемые материальные ресурсы, чем эффективнее инвестиции обслуживают нововведения в производстве, тем лучше накопленные богатства отражают результаты этих процессов тем фундаментальней и долгосрочней становится конкурентоспособность. Рынок требует умения рисковать, если риск рационально соотносится с будущими конкурентными преимуществами.
Конкурентоспособность зависит от исходного состояния субъекта реального сектора экономики, наличия рыночного спроса на его продукцию, возможности привлечения финансовых ресурсов, уровня менеджмента. Вместе с тем существуют такие важные аспекты, без которых невозможно говорить о развитии. Речь идет об инновационном характере деятельности и сбалансированности интересов всех звеньев товаропроводящей системы, функционирующей в определенном эффективном режиме.
В современной трансформируемой экономике информационно-аналитическая, законодательно-правовая и инновационная деятельность являются важнейшими аспектами формирования конкурентоспособности предприятия в силу таких внешних факторов как:
· реформирование экономики;
· глобализация и интернационализация бизнеса;
· внедрение и адаптация международного менеджмента;
· развитие современной техники и инновационных технологий.
Высококачественная импортная продукция оставляет российскую промышленность перед выбором – остановить производство или выпускать конкурентоспособную продукцию. Еще одна движущая сила «инновационной экономики» - предприниматели. В условиях рыночной экономики разработка и внедрение инноваций становится практически неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Жесткая конкуренция – одна из основных мотиваций развит