Условия и процедура присоединения к ВТО
Любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих внешних торговых отношений и в других вопросах, предусмотренных в настоящем Соглашении и Многосторонних торговых соглашениях, может присоединиться к настоящему Соглашению на условиях, согласованных между таким государством или территорией и ВТО. Такое присоединение действует в отношении настоящего Соглашения и приложенных к нему Многосторонних торговых соглашений.
Решения о присоединении принимаются Конференцией министров. Конференция министров одобряет соглашение об условиях присоединения большинством в две трети членов ВТО.
Присоединение к Торговому соглашению с ограниченным кругом участников регулируется положениями такого Соглашения.1
Членом ВТО может стать любое суверенное государство или таможенная территория (таможенный союз), при выполнении двух следующих базовых условий:
· кандидат должен согласовать с членами ВТО условия своего присоединения, и
· к моменту присоединения привести свое законодательство в соответствие с обязательствами, вытекающими из соглашений ВТО.
Процедура присоединения выглядит примерно следующим образом:
1. Кандидат направляет в Генеральный совет заявление о намерении присоединиться к ВТО.
2. Генсовет рассматривает заявление и принимает решение о создании Рабочей группы (РГ) по присоединению. РГ состоит из представителей правительств членов ВТО, которые заинтересованы в проведении переговоров с кандидатом об условиях его членства в ВТО.
3. РГ предлагает кандидату подготовить меморандум о торговом режиме, в котором дается подробная характеристика системы регулирования торговли товарами и услугами.
4. Кандидат предоставляет меморандум о торговом режиме и отвечает на вопросы членов РГ. Россия подготовила меморандум о торговле товарами и услугами в 1995-1996гг. Одновременно, кандидат предоставляет членам РГ:
—копии законодательных и нормативных актов по вопросам, подпадающим под действие соглашений ВТО;
— информацию о международных торговых соглашениях, которые он заключил.
5. После изучения Меморандума и ответов на вопросы начинаются переговоры об условиях присоединения, которые идут по следующим направлениям:
· переговоры по доступу на рынок товаров
· переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства
· переговоры по доступу на рынок услуг
· переговоры по системным вопросам
В ходе переговоров по доступу на рынок товаровдолжен быть согласован максимальный уровень импортного тарифа по каждому товару. После присоединения новый член ВТО, как общее правило, не сможет применять более высокую ставку импортной пошлины, чем та, которая будет отражена в его обязательствах (то есть выше связанного уровня). В отдельных случаях может быть согласован график снижения пошлины импортного тарифа.
В ходе переговоров по обязательствам в области сельскогохозяйствадолжны быть согласованы:
· Максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которые после присоединений новый член сможет предоставлять фермерам, и
· Максимальный уровень экспортных субсидий, которые смогут предоставляться после присоединения новым членом для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта.
В ходе переговоров по доступу на рынок услугдолжны быть согласованы:
· все ограничения, которые новый член ВТО после присоединения сможет применять для регулирования доступа на рынок конкретных услуг;
· перечень изъятий из РНБ, то есть перечень преференциальных мер, которые новый член ВТО сможет применять после присоединения в отношении отдельных членов ВТО.
Переговоры по системным вопросам проводятся, как правило, не на двустороннем уровне, а в РГ по присоединению. В результате переговоров вырабатывается текст Доклада РГ. В этом докладе содержится:
· Описание торгового режима присоединяющейся страны и ее законодательства;
· Обязательства кандидата, которые он будет выполнять после присоединения.
Такие обязательства, например, могут заключаться в том, что до принятия национального законодательства в области субсидий новый член ВТО будет применять положения Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах непосредственно, или в том, что в течение пяти лет после присоединения новый член сократит до определенного уровня число товаров, цены на которые устанавливаются государством.
Исчерпывающего перечня системных обязательств нет. Каждая присоединяющаяся страна согласовывает такие обязательства с учетом требований членов ВТО и приоритетов своей национальной политики.
6. В результате переговоров формируется пакет документов оприсоединении,который состоит из:
-Протокола о присоединении, краткого, 2-3 страницы, документа, констатирующего завершение переговоров и содержащего рекомендацию Рабочей группы принять кандидата в члены ВТО;
· Четырех приложений к Протоколу о присоединении:
· Доклада Рабочей группы (80-100 стр.);
· Обязательств по доступу на рынок товаров (300-400 стр.);
· Обязательств по доступу на рынок услуг (60-70 стр.);
· Обязательств в области сельского хозяйства (15-20 стр.).
7. Результаты работы Рабочей группы обсуждаются Генеральным советом. Решение о приеме нового члена принимается двумя третями голосов члена Совета.
8. Кандидат в члены ВТО ратифицирует Протокол о присоединении в национальном парламенте и извещает об этом ВТО.
9. Кандидат становится членом ВТО.