Организация доставки товаров в розничную торговую сеть
Для рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети важен выбор метода завоза товаров. Основными являются два метода.
1 Децентрализованный метод доставки товаров заключается в том, что выполнение всех операций по вывозу товаров со склада поставщика возлагается на магазин или любое другое предприятие розничной торговли. Применение этого метода ведет к росту издержек обращения (за счет транспортных расходов, т.к. большинство предприятий розничной торговли не имеют своего транспорта), нерациональному использованию транспортных средств из-за их неполной загрузки. Кроме того, работники магазинов вынуждены отвлекаться от выполнения своих основных функций по обслуживанию покупателей, особенно при большом числе поставщиков.
2 Централизованная доставка является наиболее выгодным методом товароснабжения, т.к. осуществляется силами и средствами поставщика. В его обязанности при этом входит погрузка транспортных средств, перевозка грузов, обеспечение сохранности и своевременной доставки товаров в магазин.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени доставки товаров в магазины. В них указывается номер маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.
При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта. Их согласовывают с товарополучателями.
Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки. На основании данных о расположении магазинов, размерах партий и частоте завоза товаров разрабатываются маршруты централизованной доставки. Они составляются таким образом, чтобы более эффективно использовать грузоподъемность автомобилей и сократить их непроизводительные пробеги. Маршруты могут быть маятниковыми или кольцевыми.
Маятниковые (линейные) маршруты разрабатывают для магазинов, объем поставки, в которые равен или кратен грузоподъемности автомобиля. Их используют для доставки товаров в один магазин одним автомобилем за один или несколько рейсов либо несколькими автомобилями.
Кольцевые маршруты применяют для доставки товаров в магазины, размер поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля. Завоз товаров осуществляется за один рейс в несколько магазинов, находящихся по пути следования автомобиля. При этом в автомобиль сначала загружают товары, предназначенные для магазина, находящегося в конечном пункте маршрута.
В снабжении розничной торговой сети применяются и другие методы: снабжение через передвижные склады, передвижные залы товарных образцов, через мелкооптовую посылочную торговлю и др.
Выбор форм и методов товароснабжения закрепляется в договорах поставок при установлении хозяйственных связей.
При всех формах и методах товароснабжения основанием для завоза товаров в магазин служит заявка. Она составляется по установленной форме в 2 экземплярах. В заявке указывается необходимое количество товаров каждого наименования. Заявка подписывается директором магазина, заверяется печатью и направляется поставщику для исполнения. При составлении заявки учитывается спрос населения, степень его удовлетворения, размер однодневной продажи, фактический объем товарных запасов, частоту завоза.
Знать:
– методы АВС-анализа, XYZ-анализа, правило «80–20» (принцип Парето) для анализа ассортимента и определения оптимального размера заказа;
– определение оптимального размера заказа.
Для обеспечения рациональной организации процесса товародвижения, необходимо соблюдать следующие основные принципы:
- применение кратчайших путей движения товаров;
- установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;
- унификация технологических схем и структур;
- оптимизация торгово-технологических операций, их поточность;
- эффективное использование транспортных средств, тары, технологического оборудования.
Конспект о прогрессивной технологии товароснабжения.