Факторы, влияющие на организацию товароснабжения и товародвижения
На процесс товародвижения оказывают влияние различные факторы, которые можно объединить в следующие группы: социально-экономические, производственные, транспортные и торговые.
К социально-экономическим факторам относятся: система расселения населения по территории Республики Беларусь; уровень денежных доходов населения; розничный товарооборот на 1 км территории. Чем выше плотность населения, тем больше объем денежных доходов региона, выше товарооборот, больше требуется завозить товаров, укрупняются партии завоза.
К производственным факторам относятся: размер промышленных предприятий и их размещение по отношению к пунктам потребления, специализация и сезонность производства отдельных товаров.
Промышленные предприятия, как правило, приближены к источникам сырья, стремятся максимально использовать местные ресурсы, что определяет необходимость перемещения в места потребления произведенной ими продукции. Одной из предпосылок рациональной организации товародвижения являются экономически обоснованные специализация и размещение производства товаров. От этого зависят объемы ввоза-вывоза товаров в отдельные регионы республики.
При разработке схем товародвижения следует учитывать сезонность производства и потребления отдельных товаров. Спрос на фрукты, овощи, картофель, производство которых носит сезонный характер, предъявляется постоянно, что требует их накопления в нужных объемах и обеспечения надлежащих условий хранения. Но есть товары, спрос на которые подвержен значительным сезонным колебаниям (например, валенки). Такие предприятия стремятся обеспечить загрузку своих мощностей круглый год, что оказывает серьезное влияние на процесс товародвижения.
К транспортным, факторам относятся: минимальные нормы отгрузки, состояние транспортных путей, связывающих места производства и пункты потребления, наличие транспортных средств, их грузоподъемность, наличие контейнерных площадок. Здесь большое значение имеет правильный выбор видов транспорта, определение потребности подвижного состава, эффективное его использование, возможность широкого применения прогрессивных технологий при перевозках товаров.
К торговым факторам, относятся:
- подготовленность оптовых и розничных торговых организаций к использованию современных систем товародвижения;
- объем партий товаров, которые могут принять торговые организации;
- размеры минимальных норм отгрузки;
- физико-химические свойства товаров;
- сложность ассортимента товаров;
- размеры и размещение торговых организаций;
- уровень организационно-хозяйственной и коммерческой работы.
Установление кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в районы потребления осуществляется на основе выбора оптимальных схем грузопотоков. При этом в основу должны быть положены такие требования, как выбор партнеров, отбор их количества, выбор транспортных средств и рациональных каналов продвижения, сокращение издержек по доведению товаров до конечного потребителя.
На выбор схем товародвижения влияют размеры торговых организаций, физико-химические свойства и сложность ассортимента. Они определяют объемы поставок, возможность применения транзита, контейнерных перевозок. Размещение торговых организаций оказывает влияние на выбор транспортных средств, размеры и частоту партий единовременного завоза. От уровня организационно-хозяйственной и коммерческой работы зависят обоснованность выбранных форм и схем товародвижения, внедрение передовых достижений науки и техники, качество выполнения работ и эффективность управления процессом товародвижения. Каждый из рассмотренных факторов влияет на выбор каналов товародвижения, либо увеличивая, либо сокращая затраты на его организацию.
Критерием выбора наиболее эффективных схем продвижения товаров является сопоставление скорости движения и совокупных затрат на их доведение и реализацию.
В связи с этим основные мероприятия по рационализации процесса товародвижения должны быть направлены на решение двух задач: сокращение времени нахождения товаров в пути и сокращение совокупных издержек, связанных с доведением и продажей товаров.
Для совершенствования процесса товародвижения важное значение имеет рациональное размещение предприятий, производящих товары, изыскание дополнительных ресурсов в местах потребления, вовлечение их в товарооборот.
Важным фактором, влияющим на товародвижение, является количество звеньев, через которые проходит товар. Наиболее оптимальным при необходимости прохождения товара через склад является вариант движения через одно звено.
В системе потребительской кооперации такую функцию в зависимости от конкретных условий могут взять на себя межрайбазы, областные универсальные базы, базы райпо. Товары сложного ассортимента, требующие подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, в одном из этих звеньев проходят все необходимые операции.
По товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки, скоропортящимся, производство которых налажено в местах потребления, необходимо применять транзитную форму товародвижения. Кроме того, транзитную форму товародвижения следует применять широко по крупногабаритным товарам, мебели при прямых связях потребительской кооперации с промышленностью.
Важным фактором реализации товародвижения является широкое внедрение централизованной доставки товаров в магазины на завершающем этапе процесса товародвижения. Централизованная доставка осуществляется силами и средствами поставщика, освобождая от этой функции розничные торговые организации.
Основой совершенствования процесса товародвижения служит широкое повсеместное внедрение пакетно-контейнерной системы доставки и продажи товара в таре-оборудовании. Она определяет необходимость коренного изменения процесса товародвижения, его индустриализацию, рациональное использование транспорта, обеспечивает сведение к минимуму операций с товаром на всем пути его движения.
В условиях перехода к рыночной экономике, когда увеличивается объем свободно реализуемой продукции, усложняются процессы выбора партнеров, путей продвижения товаров, необходимо значительно больше внимания уделять процессу продвижения товара на рынок.