Западнославянские и южнославянские страны в международных отношениях в XII—XV вв.

Уже в период раннего средневековья славянские страны Центральной и Южной Европы играли заметную роль в европейской политической жизни. Но с конца XII в. с ослаблением Священной Римской империи и Византии эта роль становится более значительной: происходящие в этих странах события неоднократно оказываются в центре европейской политической жизни.

Международное значение борьбы Польши и других славянских народов с немецкой экспансией (Грюнвальдская битва 1410 г.). После покорения полабских славян немецкими феодалами (см. гл. 11) немецкие княжества стали непосредственными соседями Польши, которая явилась следующим объектом их экспансии. Используя феодальную раздробленность Польши, маркграфы Бранденбурга в XIII в. овладели рядом западных польских земель. А в начале XIV в. на Польшу напал Тевтонский орден, который захватил Восточное Поморье и отрезал Польшу от Балтики.

Угроза со стороны немецких феодалов усилила в польском обществе стремление к сохранению независимости и объединению польских земель. Князю Владиславу Локетку удалось в 1320 г. объединить большую часть польских земель в единое государство. Однако его попытки отвоевать у Ордена Восточное Поморье окончились неудачей: Орден, провозглашавший себя борцом против «язычников» и «схизматиков», опирался на массовую поддержку рыцарства не только Германии, но и многих других европейских стран. Борьба против Ордена привела к сближению Польши с Великим княжеством Литовским (включавшим в свой состав белорусские, украинские и русские земли), которое приняло форму унии (так называемая Кревская уния 1385 г.). В 1409 г. началась «Великая война» Польско-Литовского государства с Тевтонским орденом. Решающее сражение произошло 15 июля 1410 г. под Грюнвальдом. Многоэтничному войску Ордена противостояли поляки, литовцы, восточные славяне и присоединившиеся к ним добровольцы из Чехии. Битва завершилась разгромом войска Тевтонского ордена, его мощь была подорвана. Борьба была продолжена затем средствами дипломатии, на ряде собиравшихся в XV веке общеевропейских церковных соборов (см. гл. 20). На этих соборах польско-литовские дипломаты и юристы подвергли критике лицемерие Ордена, не прилагавшего усилий для христианизации своих подданных — пруссов — и боровшегося против соседних — христианских — государств. Когда в 50-х годах XV в. часть прусского дворянства и города выступили против Ордена и перешли под власть польского короля, ни одно европейское государство не оказало Ордену серьезной поддержки. По Торуньскому миру 1466 г. Тевтонский орден признал себя вассалом Польши и вынужден был вернуть ей Восточное Поморье. С этого времени можно определенно говорить об упадке рыцарских орденов, составлявших важный компонент политических структур Европы периода развитого феодализма и созданных ими политических образований.

Гуситские войны (1419—1434) и их международное значение.Распространившиеся по всей католической Европе, особенно в период схизмы (см. гл. 20), требования реформы церкви на чешской почве получили развитие в сочинениях профессора Пражского университета Яна Гуса (ок. 1369—1415 гг.). Учение Гуса, тесно связанного, как и его сподвижники, с пражским бюргерством, представляло собой «бюргерскую ересь». Гус требовал секуляризации церковных имуществ и ликвидации особых привилегий духовного сословия. Разделяя представления Джона Виклифа о церкви как общине всех верующих, Гус обличал пороки духовенства перед светскими людьми и призывал их своими активными действиями вернуть церковь в состояние евангельской бедности.

С выступления Гуса против продажи индульгенций начался его открытый конфликт с католической иерархией. Гус был отлучен от церкви и должен был уехать из Праги (1412). Вызванный якобы для обсуждения его взглядов на собор в Констанце, Гус без каких-либо дискуссий был осужден как еретик и сожжен на костре 6 июля 1415 г. Казнь Гуса вызвала бурю негодования в Чехии и способствовала быстрому росту последователей его учения. В силу особенностей исторического развития страны1 учение Гуса приобрело сторонников в самых разных общественных слоях. Гуситами стали не только горожане, крестьяне, многие представители рыцарства (особенно мелкого), но и часть крупных феодалов. Правительство короля Вацлава IV оказалось не в состоянии расправиться силой со сторонниками гуситского учения. В 1419 г. в стране началась гражданская война между католическим и гуситским лагерями. В ходе этой борьбы наметилась дифференциация в самом гуситском лагере. Один лагерь объединял крупных феодалов, часть рыцарства, более зажиточные круги бюргерства. Все они выступали за секуляризацию церковных имуществ и подчинение традиционной церковной организации руководству светских сословий. Этот лагерь получил название чашников, потому что одним из главных его требований было требование причащения мирян не только хлебом (как ранее), но и вином из чаши (как причащалось в католической церкви лишь духовенство), однако он был против каких-либо других реформ церкви и общества.

Сторонники другого, более радикального направления получили наименование габаритов (по названию их центра — города Та-

1 Подробная характеристика внутреннего положения в ЧехииXIV—XV вв. имеется в вузовском курсе истории южных и западных славян.

бор на юге Чехии). В их рядах объединялись более демократические слои бюргерства, городского плебейства и мелкого рыцарства, опиравшиеся, особенно на начальном этапе, на массовую поддержку крестьян, которым был открыт доступ в таборитское войско наравне с представителями других сословий. В городах, находившихся под их властью, к управлению привлекались все члены городской общины. Табориты отвергали традиционную организацию и формы культа католической церкви, считая источником веры лишь текст Библии. Своих священников они выбирали. Провозглашая необходимость активной вооруженной борьбы с врагами «божьего закона», они создали армию, во главе которой стоял опытный полководец Ян Жижка. Табориты выдвигали положение, что подданные могут не повиноваться господам, находящимся в состоянии «смертного греха».

Наряду с социальной движение гуситов имело и определенную национальную направленность. Сам Гус боролся против засилья немецкой профессуры в Пражском университете, его последователи выступали против господства немецкого патрициата в чешских городах, против немецкого духовенства в Чехии. Бежавшие от гуситов немецкие патриции и монахи распространяли представление о гусизме как движении, специально направленном против немцев, способствуя этим консолидации сил против гуситов в Центральной Европе.

В 1420 г. римский папа объявил крестовый поход против еретиков-гуситов, а войско крестоносцев возглавил император Сигизмунд. В 1420—1431 гг. против гуситов было организовано пять крестовых походов, но, несмотря на участие в них князей и рыцарства целого ряда европейских стран, все они закончились поражением крестоносцев. С конца 20-х годов табориты перешли в наступление и стали предпринимать военные походы на земли Венгерского королевства и соседних с Чехией немецких княжеств, сопровождавшиеся пропагандой их учения.

К этому времени гуситское движение перестало быть лишь чешским явлением. В 30—50-х годах XV в. его сторонники играли довольно заметную роль в идейной и социальной жизни таких стран, как Венгерское королевство, Польша, Молдавия. Отдельные разрозненные выступления последователей гуситов имели место и в таких отдаленных от Чехии землях, как Фландрия или Швейцария. С походами гуситов в Германию возникла опасность соединения войск таборитов с выступлениями городских низов и крестьянства против имперских князей и крупных феодалов. С трудом светской власти и церкви удалось подавить выступления сторонников гусизма в соседних с Чехией странах, и серьезной поддержки извне гуситское движение не получило.

Но оказавшись не в состоянии усмирить гуситов военной силой, духовные и светские власти Европы были вынуждены согласиться на публичное обсуждение взглядов гуситов на «вселенском» соборе в Базеле. Выявившиеся во время обсуждения различия во взглядах двух главных направлений гусизма позволили отцам собора использовать их в своих интересах. Собор в 1433 г. заключил соглашение с чашниками, которое признавало право мирян в Чехии причащаться из чаши. Собор и император молчаливо согласились и с секуляризацией церковных имуществ. Это соглашение означало разрыв между двумя направлениями гусизма, чашниками и таборитами. После этого объединенные силы чашников и католических панов уничтожили таборитское войско в битве у Липан 30 мая 1434 г. Это поражение стало концом таборитского движения.

В дальнейшем римскую курию перестали удовлетворять и те сравнительно небольшие уступки, которые сделал умеренным гуситам Базельский собор. В 60-х годах XV в. соглашения были отменены и папа снова объявил крестовый поход против гуситов. Однако теперь, когда Чехия перестала быть источником опасности для феодального строя, большая часть соседей уклонилась от участия в этом предприятии. К концу XV в. Чехия стала единственной в Европе страной, где государственным актом светской власти (решениями Кутногорского сейма 1485 г.) было обеспечено мирное сосуществование католиков с гуситами, имевшими собственную церковную организацию, не подчинявшуюся римскому папе.

Борьба Болгарии и Сербии против турецкой агрессии.С середины XIV в. над государствами Балканского полуострова нависла угроза завоевания турками-османами. Турки-османы, захватив византийские владения в Малой Азии, уже в 1352 г. обосновались на европейском берегу Дарданелльского пролива (см. гл. 17) и начали свое продвижение в глубь Балканского полуострова. Успехам османов благоприятствовала политическая раздробленность южнославянских государств: разделение Болгарии на три государства, распад обширной державы сербского короля Стефана Душана (1331 —1355) после его смерти на ряд самостоятельных владений. Их правители враждовали друг с другом, нередко прибегая к помощи османов. Это давало возможность османам вести борьбу с этими государствами поодиночке. В 1371 г. в битве при Черномене были разбиты войска сербских правителей, чьи владения располагались в центральных районах бывшей державы Душана, в 1389 г. в битве на Косовом поле погиб сербский князь Лазарь, в 1393 г. османы захватили столицу Болгарии Тырново.

С захватом османами обширных территорий на Балканах к концу XIV в. вопрос о турецкой опасности стал одной из постоянных тем обсуждения европейских политических деятелей, к которым обращались за помощью правители Византии и южнославянских государств.

Турецкие завоевания и политика правящих кругов европейских государств.Несмотря на неблагоприятные политические условия, южнославянское население упорно боролось с османами. Так, в начале XV в. в уже завоеванной Болгарии вспыхнули народные восстания. Лишь в 1459 г. пала последняя сербская крепость — Смедерево. Однако правящие круги большинства европейских государств мало что делали для организации отпора вторгшимся на Балканский полуостров завоевателям. Дипломатическую активность развивала папская курия, пропагандируя идею антитурецкой коалиции и рассчитывая на утверждение католицизма на Балканах в форме унии католической и православной церквей. Результаты этой деятельности на практике оказались весьма незначительными несмотря на частные успехи войск антиосманской коалиции, в чем ясно проявился и упадок роли папства как международного политического и религиозного центра, и перенесение центра тяжести международной политики в сферу отношений между складывающимися в Западной Европе централизованными государствами.

Из европейских держав лишь Венгерское королевство и Венеция, чьи интересы были непосредственно затронуты вторжением османов, вели против них крупномасштабные военные действия и в течение длительного времени. Оба эти государства стремились, нанеся поражение османам, установить собственную власть над освобожденными от османского господства южнославянскими землями. Хотя в отдельные моменты (например, во время венгерских походов против османов в 1442—1443 гг.) действия этих держав получали поддержку местного населения, в целом прочный антиосманский союз южнославянских народов с этими государствами не сложился, что в значительной мере и определило безрезультатный характер их борьбы с продвижением османов. К концу XV в. господство османов на Балканах полностью утвердилось. Возникла реальная опасность их вторжения в страны Центральной Европы и в Италию, тем более что на Средиземном море появился турецкий флот.

Утверждение турецкого господства в Восточном Средиземноморье и на Балканах и дальнейшее наступление турок на Запад оказали значительное влияние на политическую и экономическую жизнь Европы. Турецкая опасность стала одним из постоянно действующих факторов международной политической жизни европейских государств на протяжении ряда последующих столетий.

Наши рекомендации