Организация феодального государства в Валахии и Молдавии.
В течение XIV и XV веков в Валахии и Молдавии укреплялась центральная княжеская власть. В обоих государствах были организованы государственный аппарат и органы власти в центре и на местах. Во главе каждого из княжеств стоял господарь, избираемый светскими и духовными феодалами. Отсутствие наследственной власти господарей было причиной жестоких боярских распрей в борьбе за престол. Власть господарей ограничивалась боярским советом. В руках крупнейших феодалов — «великих бояр» — находились все высшие правительственные органы и должности. Им подчинялись «малые бояре», ведавшие местным управлением. До середины XV в. в принятии важнейших внешне-и внутриполитических решений участвовали широкие собрания светских и духовных феодалов (рады). Горожан на такие собрания не приглашали. Позже рады утратили свое значение.
Господарь назначал правителей в округа для осуществления судебно-административной власти на местах. Местное судопроизводство велось на основе обычного права. Правители округов являлись высшими сановниками страны, входили в боярский совет, а на войне возглавляли отряды, состоявшие из приведенных ими служилых людей. Представители местного управления не получали жалованья за свою службу, а жили за счет доходов от населения. Православная церковь служила опорой княжеской власти, защищала интересы класса феодалов, являлась крупным земельным собственником. Создание митрополий в Валашском (1359) и Молдавском (1401) княжествах способствовало их консолидации..
Трансильвания в X—XV вв.До X в. Трансильвания — земли за Бихарским лесным массивом — разделяла судьбы всего региона между Дунаем и Тиссой. Для нее в целом характерны те же этнические, социальные и политические процессы. В конце IX в. в Трансильванию вторглись венгерские племена.
Первый венгерский король Иштван I (1000—1038), победив трансильванского правителя, включил Трансильванию в состав своего королевства и поделил ее территорию на административно-территориальные округа (замковые комитаты). Во главе их король поставил своего наместника — вайду (воеводу), который осуществлял в Трансильвании военную, финансовую и судебную власть. Этническая карта Трансильвании отличалась большой пестротой. Помимо влахов, славян, половцев (переселившихся сюда с XIII в.) на ее землях обосновались венгры, в том числе их особая этническая группа — секеи, которые до XV в. жили общинами и пользовались королевскими привилегиями за несение военной службы в королевском войске и на границе. В XII—XIII вв. венгерские короли селили там на правах госпитов также немцев (названных саксонцами) — земледельцев и ремесленников, предоставив им налоговые и торговые привилегии, что ускорило процесс возникновения городов именно на этих землях.
Во главе секейской и саксонской областей стоял особый чиновник, назначавшийся королем и подчинявшийся ему. В XV в. саксонские округа получили право выбирать своего главу. Феодально зависимое крестьянство — иобагионы — несли натуральные и денежные повинности в пользу своих феодалов, воеводы и короля. До середины XV в. они пользовались правом свободного перехода, которое позже стало ограничиваться. Дольше всего свободная община сохранялась у секеев и влахов-пастухов, живших в приграничных областях, чему способствовало несение ими королевской военной службы, хотя беднейшая часть общинников все же попадала в зависимость к земельным магнатам. В то же время шло формирование феодальной знати, которая вливалась в господствующий класс Трансильвании.
В ходе борьбы с магнатами королевская власть искала поддержку мелких и средних феодалов, предоставляя им различные права в местном управлении. Так в Трансильвании, как и в других областях королевства, с XIV в. формировалось комитатское дворянское самоуправление, главную роль в котором играло дворянское комитатское собрание.
Заметное место в хозяйственной и социальной жизни Трансильвании занимали города, среди которых выделялись Клуж (Ко-ложвар), Брашов, Бистрица (Бестерце), Сибиу (Себен) и др Города возникали и в местах добычи полезных ископаемых (соли, драгоценных металлов, медной руды), которыми были богаты горы Трансильвании. Углубление разделения труда способствовало возникновению цеховой организации. Трансильванские города имели тесные торговые контакты с Валахией, Молдавией, Балканскими странами, Причерноморьем, а также с Чехией, Германией и Польшей. Отсутствие емкого внутреннего рынка приводило к тому, что внешние связи, особенно с Дунайскими княжествами, стали превалировать в торговле трансильванских городов Формировался и городской патрициат, подавляющее большинство которого принадлежало к немецкому этническому элементу. Это обстоятельство придавало особый оттенок социальным противоречиям в городах.
Крестьянские движения XV в.Наступление феодалов на общинную организацию и общинные земли, складывание феодальной зависимости, ограничение крестьянского перехода, усиление податного гнета, стремление феодалов разными методами отстранить крестьян от выгодной для них рыночной торговли — все эти негативные явления вызывали сопротивление крестьянства, принимавшее подчас форму открытых восстаний. Волна локальных крестьянских движений прокатилась в середине XIV в. в Трансильвании. Они продолжались и позже. В 1408 г. восстали крестьяне Тимишоары, в 1434—1435 гг. — областей Фогараша и Марамуреша. Кульминационным пунктом крестьянской антифеодальной борьбы стало охватившее в апреле 1437 г. всю Трансильва-нию и Северо-Восточную Венгрию восстание, в котором совместно выступили валашские и венгерские крестьяне. К ним присоединилась городская беднота. Центром движения стал холм Бобыльна, где по примеру чешских гуситов повстанцы устроили укрепленный лагерь и организовали войско. Учение таборитов стало идейной основой движения. Восставшие захватывали города и замки. Они одержали не одну победу над дворянским ополчением и на первом этапе добились у феодалов удовлетворения требований возобновить свободный крестьянский переход, сократить повинности, разрешить созывать крестьянские собрания для контроля за выполнением феодалами их обещаний. Однако в феврале 1438 г. восстание было подавлено. Для его разгрома венгерские и секейские феодалы, а также саксонский патрициат заключили между собой соглашение о совместных действиях — так называемую трансильванскую унию трех «народностей» («наций»), которая впоследствии много раз возобновлялась и превратилась в постоянный союз, направленный не только против угнетенных, но затем, в начале XVI в., и против королевской власти. Союз, кроме того, имел целью регулировать взаимоотношения трех «наций». Венгерское, секейское и саксонское феодально зависимое крестьянство не включалось в эти «нации».
Большое крестьянское восстание произошло в 1490—1492 гг. в северной части Молдавии. 10-тысячная крестьянская армия во главе со своим вождем Мухой двинулась из Молдавии в Галицкую землю, убивая молдавских бояр и польских панов, сжигая их усадьбы. Только объединенные силы польского короля и рыцарей Тевтонского ордена смогли подавить это восстание молдавских крестьян.
Внешнеполитическое положение Валахии и Молдавии в условиях экспансии Османской империи.Некоторое усиление центральной власти, достигнутое в XIV—XV вв. в Валахии и Молдавии, позволило этим княжествам упорно сопротивляться многочисленным внешним врагам, в частности такому мощному противнику, как турки-османы. Разгромив в 1389 г. на Косовом поле сербские войска, турки вышли на левый берег Дуная и двинулись на север. Однако войска валашского господаря Мирчи, который заключил с венгерским королем Жигмондом (Сигизмундом) Люксембургом договор, направленный против Османской империи, одержали в 1394 г. серьезную победу над турками в битве при Ровине. И хотя вскоре под давлением превосходящих турецких сил, на короткое время занявших Валахию, Мирче все же пришлось согласиться на уплату дани султану, борьба против турок не прекратилась. В 1444 г. валашские войска участвовали в битве под Варной на стороне трансильванского воеводы Яноша Хуньяди. Позднее, при господаре Владе Цепеше (1456—1462), валашские войска нанесли османам ряд поражений.
В еще более сложных условиях развертывалась борьба молдавского княжества против Османской империи. В первой половине XV в. венгерская корона не оставляла своих попыток поставить Молдавию в вассальную зависимость. Со второй половины XV в. начинается венгерско-польское соперничество в этом направлении. В сложных условиях правители Молдавии были вынуждены лавировать, признавая зависимость то от Венгрии, то от Польши. Положение осложнялось еще и тем, что после смерти Александра Доброго (1400—1432), укрепившего княжескую власть, в Молдавии долгое время шла жестокая борьба за престол между различными боярскими группировками, окончившаяся в результате консолидации господарской власти только при Стефане III (1457—1504).
Будучи искусным дипломатом, Стефан III, заключая союзы то с одним, то с другим своим противником против остальных, добился значительных успехов. Признав зависимость от польского короля, он в 1467 г. разгромил у Байи армию венгерского короля Матьяша Корвина, вторгшегося в Молдавию, и принудил его отступить. Это дало возможность Молдавии сосредоточить свои силы против османов, которые в 1474 г. вторглись в молдавские земли. 120-тысячная армия Мехмеда II, втрое превосходившая армию Стефана III, в январе 1475 г. потерпела поражение в битве у Вас-луя. И хотя вскоре (летом 1476 г.) османы взяли реванш в битве при Валя Алба, в том же году молдавское войско, состоявшее в основном из крестьян, вновь нанесло ряд поражений армии султана. Силы, однако, были неравными. Многочисленные османские набеги, захват османами в 1484 г. южных крепостей — Килии и Белгорода Днестровского — ослабили Молдавское княжество. Сложные отношения с Венгрией и Польшей делали также неустойчивым военное положение Молдавии, и она была вынуждена перейти от конфронтации к мирным отношениям, продолжая выплачивать туркам ежегодную дань. В противоборстве двух мощных противников — Габсбургской и Османской империй, — которое определяло расстановку сил в Центральной и Юго-Восточной Европе, Молдавия, Валахия так же, как и Венгрия, с которой они боролись, были не в состоянии сохранить независимость и сдержать натиск османов.