Глава 16. валахия, молдавия и трансильвания до конца xv в.
На земли в долинах Карпатских гор и обширные территории к югу от них до среднего течения Дуная, часть которых входила в состав древней Дакии, после падения там в III в. римского владычества не раз устремлялись племена готов, гуннов, гепидов, аваров; они отчасти оседали на этих землях, отчасти продвигались на запад.
Вопрос о судьбах местного населения после ухода римлян из Дакии тесно связан с проблемой генезиса восточнороманских средневековых народностей (валахов и молдаван), по которой в исторической науке существуют разные точки зрения. Основываясь на современном состоянии письменных и археологических источников, большинство советских ученых полагают, что у истоков этногенеза восточнороманских народностей стояло местное • романизированное население римской Дакии, большая часть которого переселилась на юг от Дуная, на Балканы. Отсюда в течение длительного периода оно несколькими волнами перемещалось на север от Дуная.
В сложном процессе этногенеза валахов, в котором участвовали различные этнические элементы, важная роль принадлежит славянам. Славяне появились в Карпато-Дунайском регионе в VI—VII вв. и прочно осели там, смешавшись с местным населением. Они оказывали значительное влияние на развитие материальной и духовной культуры местного населения, на его социальную организацию. Принято считать, что и этноним «волохи» имеет славянское происхождение. Волохи, или влахи греческих источников, говорили на языке, который восходил к разговорной латыни римской Дакии и затем лег в основу современного румынского языка. К XIV в. относится формирование валашской и молдавской средневековых народностей.
Возникновение и развитие феодальных отношений в валашских и молдавских землях.Первые раннегосударственные объединения. Основу процесса феодализации в областях бывшей римской Дакии составляло постепенное разложение первобытнообщинного строя при незначительном воздействии остатков римских рабовладельческих отношений. Этот процесс шел довольно медленно. Еще в X—XIII вв. местное население, вероятно, жило в условиях земледельческой общины. Однако в ней уже существовала имущественная и зарождалась социальная дифференциация. Власть над общиной сосредоточивалась в руках феодализировавшейся родовой знати. Ей принадлежали большие земельные и материальные богатства. Рядовые общинники были вынуждены делать подношения и нести отработочные повинности. Власть вождей-кнезов, опиравшихся на дружину, превращалась в наследственную. Возникали первые политические объединения.
В IX в. территория между Дунаем и Южными Карпатами находилась в подчинении у Первого Болгарского царства. В X — XI вв. на земли Восточного Прикарпатья распространилась власть киевских князей. В 1116 г. сюда посылал своих наместников киевский князь Владимир Мономах. В XII в. эти земли входили в состав Галицкого княжества. Складывание феодализма в Карпато-Дунайском регионе происходило под влиянием развивающихся феодальных отношений этих славянских государств. Показательно, что первые местные политические объединения X—XIII вв. возникали в форме славянских «воеводатов» и «кнезатов». Во главе кнезата стоял князь, владевший обширными землями и пользовавшийся военной, судебной и административной властью. Несколько кнезатов составляли воеводство во главе с воеводой или господарем. С конца IX в., а особенно в X в. в Карпато-Дунайских землях стало распространяться христианство, пришедшее сюда с Балкан. Появляются православные монастыри, содействовавшие феодализации общества. Вместе с православием здесь распространилось славянское письмо, использовавшееся до середины XVIII в. в официальном делопроизводстве в Валашском и Молдавском княжествах.
Раннегосударственные объединения в Карпато-Дунайских землях до XIII в. были слабо связаны между собой. Налаживанию связей мешали постоянные войны, набеги венгров, печенегов (X—XI вв.), половцев, или куманов (конец XI—XII в.). Наконец, экономика и культура этого края были сильно подорваны монгольским нашествием 1241 г. После двух лет грабежей и насилий основная масса монголо-татар отошла на восток. Однако в молдавских землях остались их значительные силы, и около столетия эта область находилась под властью Золотой Орды, испытывая все ужасы ига.
Валашские земли также подверглись монголо-татарскому нашествию. Но после отхода татар они оказались в более выгодном положении. Здесь сложились довольно благоприятные условия для объединения мелких кнезатов и воеводств в более крупное княжество.
Образование княжеств Валахия (Цара Ромынянска) и Молдавия.В начале XIV в. ряд разрозненных воеводств от Карпат до Дуная объединился в одно государство со столицей в Кымпулунге. В 1324 г. великим воеводой этого государства был Баса-раб I, а само государство стало называться Цара Ромынянска, т. е. Румынская страна. Другое название этого княжества, рас-
пространенное в исторической литературе, — Валахия — стало чаще употребляться с XV в.
С самого начала основания Валахии ей приходилось противостоять натиску королевства Венгрии, в зависимость от которого валашские земли попали еще в XIII в. Признавая себя формально вассалом венгерской короны, Басараб I смог проводить внешнюю политику, отстаивая интересы Валахии в союзе с Болгарией и Золотой Ордой. Сыну Басараба I Николае-Александру (1352—1364) удалось даже расширить территорию княжества за счет трансильванских земель, принадлежавших Венгрии. В противовес стремлениям венгерской католической церкви распространить свое влияние на валашские земли в 1359 г. в Арджеше была учреждена православная «угро-валашская» митрополия, что имело важное значение для консолидации государства.
Молдавские земли до середины XIV в. оставались под властью Золотой Орды, борьбу с которой в этом регионе вели Венгерское королевство и Галицкая Русь. В ходе этой борьбы в Восточном Прикарпатье, в долине реки Молдова, возникло зависимое от Венгерской короны феодальное княжество, управляемое королевским наместником. В 1359 г. в результате восстания местного населения, возглавленного воеводой Богданом, против венгерского короля молдавские земли объединились в единое княжество.
Однако полную самостоятельность Молдавии сохранить не удалось. Сын Богдана Лацку (1365—1373) вынужден был стать вассалом польского короля, принять католичество и основать в новой столице Молдавии — Сирете (первой была Байя) — католическое епископство. Католицизм не пустил глубокие корни на молдавской земле, так как основная масса народа, в том числе и многие бояре, поддерживали православную церковь. В 1401 г. и в Молдавии была учреждена автономная православная митрополия.
Укрепление Молдавского княжества произошло в конце XIV в., когда к нему были присоединены земли, ранее находившиеся под контролем Золотой Орды.
Экономическое и социальное развитие Валахии и Молдавии.В XII—XIII вв. территории будущих княжеств Валахии и Молдавии были заселены неравномерно. Влахи предпочитали селиться на склонах Карпат и в лесных зонах, тогда как степные районы оставались слабозаселенными. Такому положению способствовали половцы, затем монголо-татары, кочевавшие там, а также то, что сами влахи вели преимущественно пастушеский образ жизни. Наряду с пастбищным животноводством местные жители, в том числе славянское население, занимались земледелием, рыболовством, охотой. В ходе отделения ремесла от сельского хозяйства, развития торговли в XIII—XV вв. стали появляться города: Кымпулунг, Арджеш, Тырговиште — в Валахии; Романов торг (Роман), Сочава (Сучава), Сирет, Малый Галич (Галац), Яськый торг (Яссы), Бухарест и другие — в Молдавии, через которые проходили торговые пути в Северное Причерноморье.
Несмотря на опустошения, причиненные монголо-татарскими нашествиями Валахии и особенно Молдавии, в XIV—XV вв. в обоих княжествах наблюдается экономический подъем. Развивается и совершенствуется земледелие, в частности виноградарство и садоводство, скотоводство (коневодство в Молдавии, разведение крупного рогатого скота в Валахии), растут старые и возникают новые города, а вместе с ними и внутренняя торговля, укрепляющая связи внутри обоих княжеств. Однако ремесленное производство в этот период было еще мало связано с рынком, большинство ремесленников работало на заказ. В XIV—XV вв. расширяется внешняя торговля — с Польшей, Германией, странами Востока. Международное значение получил так называемый Молдавский путь из Кракова через Львов и Сучаву к побережью Черного моря, по которому шла транзитная торговля между Востоком и Западом. Города располагались на господарских землях, поэтому доходы от ремесла и торговли давали молдавским и валашским господарям дополнительные ресурсы, что способствовало укреплению центральной власти в обоих княжествах.
Ко времени возникновения Молдавского и Валашского княжеств процесс феодализации в них еще не завершился и различался по темпам и по содержанию. В Валахии он шел быстрее. К середине XIV в. феодализирующаяся общинная знать захватила большую часть земель рядовых общинников. В Молдавии формирование частного феодального землевладения происходило за счет пожалований князя, которому изначально принадлежала основная часть земель. В обоих государствах класс феодалов, состоявший из бояр (крупные феодалы), куртеней (мелкие феодалы) и духовенства, освобождался от несения повинностей. Формирование класса феодалов завершилось в XV в., когда общинная знать окончательно потеряла свое значение, слившись частично с классом феодалов, частично — с классом зависимого крестьянства. Продолжалось и складывание феодально зависимого крестьянства, в ряды которого попадали ранее свободные общинники. Низшую категорию составляли холопы, которые вместе с их имуществом считались собственностью хозяина и могли продаваться, обмениваться, наказываться и т. д. Однако большинство крестьян было еще лично свободными. Различались частновладельческие и госпо-дарские крестьяне. Первые несли повинности не только в пользу своего феодала, но и в пользу государства. Среди крестьянских повинностей преобладал натуральный оброк. Отработочная рента была нерегулярной и составляла всего 1—6 дней в году (покос, извоз, ремонтные работы). Отсутствие полевой барщины объяснялось слабыми рыночными связями вотчины, а также преимущественным развитием в нем животноводства по сравнению с хлебопашеством. Особенностью положения валашского и молдавского крестьянства можно считать то, что крестьяне участвовали в господарском войске. Это до поры до времени ограничивало их эксплуатацию частными феодалами. В XIV—XV вв. за крестьянами сохранялось право свободного перехода.