Выступления при обсуждении резолюции о созыве международного социалистического бюро 28 апреля 1916 года 604

Луганская конференция состоялась в сентябре 1914 года605. Если бы господа Гюисманс и К хотели созвать Бюро, они могли бы это сделать давно. Но они этого не сделали. Вы отрицаете раскол секций старого Интернационала, но этот раскол является фактом. Сегодня мы фактически имеем кризис социалистических партий всего мира. С одной стороны, Вы обращаетесь с Тома и К0, как с жалкими субъектами и предателями,

«ПОМЕЩИКИ СНЮХАЛИСЬ С КАДЕТАМИ» 377

с другой стороны, Вы говорите сегодня: о, мы хотим с ними встретиться, дискутировать и воссоздать Интернационал! То, что Вы говорите, — это все фразы: фразы потому, что они сказаны сегодня, через 16 месяцев после Лугано. Люди, с которыми Вы хотите воссоздать Интернационал, мертвы, они больше не существуют не буквально, а политически.

Если Гримм думает, что нельзя голосовать каждому отдельно, то мы совершенно согласны предпринять голосование по группам. Мы совсем далеки от всякой мысли навязать свою волю, но мы хотим, чтобы голосование состоялось; после этого мы охотно будем участвовать в работе комиссий.

Вопрос давно был бы решен, если бы состоялось голосование. В высшей степени несправедливо, если после многих дней совместной работы хотят отказаться от голосования. Ведь в пять минут можно было бы закончить голосование! Предложение Мартова приемлемо без возражений606.

Печатается впервые, по протоколам конференции

Перевод с немецкого

«ПОМЕЩИКИ СНЮХАЛИСЬ С КАДЕТАМИ»

Это выражение принадлежит не нам. Его употребила газета «Дело Народа» в № 170 от 3 октября, описывая, словами «одного из провинциальных работников», то, что произошло в России летом и осенью 1917 года. «Дело Народа», как известно, главный, официальный орган партии «социалистов-революционеров». В редакции этого органа состоит бывший министр Чернов.

Признание такой газеты особенно ценно. Вот ее признание:

378 В. И. ЛЕНИН

«Помещики снюхались с кадетами, по выражению одного из провинциальных работников. В переводе на более точный язык это значит, что землевладельцы нашли сочувствие и поддержку в среде некоторых элементов правительства в центре и на местах, оправились от первого испуга и начали организовываться... Начались и с каждым днем растут и растут нападения на земельные комитеты, сначала в виде посыпавшихся, как из рога изобилия, жалоб и воплей о «грабежах», «беззакониях», «погромах»... За жалобами последовали ограничительные циркуляры сверху и судебные преследования земельных комитетов, а в местностях, близких к фронту, и вмешательство военных властей в виде приказов генер. Корнилова. И даже здесь, в Петрограде, были тоже угрозы со стороны министерства юстиции о привлечении к уголовной ответственности главного земельного комитета.

Наиболее частым поводом для предания суду и предъявления гражданских исков является отмена дореволюционных арендных договоров. Помещики и все, иже с ними, твердят в один голос: закон о договорах не отменен, значит, все договоры остаются в силе, и отменять их «никакие комитеты, ни частные лица» не вправе... И «неосторожные» комитеты массами попадают под удар старой юстиции за отмену договоров и понижение арендных цен. А, между тем, это понижение — вещь совершенно неизбежная, и едва ли хоть один договор где-нибудь уцелел».

(Приводится свидетельство «умереннейшего профессора Каблукова» о том, что положение краткосрочного арендатора-крестьянина бывает «хуже крепостничества»)...

«При таких условиях отменить кабальные арендные договоры, заключенные до революции, не только не было преступлением, но прямой обязанностью органов власти... Прямой провокацией к бунту была попытка удерживать, во что бы то ни стало, часть крестьян-арендаторов в положении «хуже крепостного», — провокацией тем более преступной, что она совершалась в исключительных интересах класса крепостников и в момент, когда республика и весь народ переживает величайшие бедствия... Ведь не случайность, в самом деле, что именно в Тамбовской губернии, на которую число преданных суду комитетов огромно, вспыхнули погромы и горят помещичьи «гнезда»...»

Так говорится в газете «Дело Народа», в официальном органе министерской партии эсеров!

Эти строки надо бы было перепечатать повсюду, переиздать их листовками и листовками распространить их в миллионах экземпляров среди крестьянства, ибо в них содержится самими эсерами («социалистами-революционерами») в газете самого В. Чернова приведенное

«ПОМЕЩИКИ СНЮХАЛИСЬ С КАДЕТАМИ» 379

доказательство, что эсеры предали крестьян помещикам, что партия эсеров изменила крестьянству, что она тоже, если не «снюхалась» с помещиками, то сдалась помещикам.

Надо, чтобы народ читал и перечитывал эти строки. Надо, чтобы каждый сознательный крестьянин, солдат и рабочий вдумался в значение этих признаний.

Прошло семь месяцев революции. Народ бесчисленное количество раз выражал свое доверие эсерам, давал им большинство на выборах, говорил партии эсеров: веди нас, мы вручаем тебе руководство! В Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов партия эсеров, с марта 1917 года действующая в блоке (в союзе) с меньшевиками, имела большинство в течение месяцев и месяцев! Члены партии эсеров и меньшевиков с 6 мая состояли и состоят министрами и товарищами министра вместе с «кадетишками», рядом с «кадетишками», в союзе с «кадетишками»! !

Результаты этой коалиции (союза, соглашения) с кадетишками и с помещиками признаны самим «Делом Народа».

Семь месяцев революции, семь месяцев демократической республики, семь месяцев господства эсеров и меньшевиков в Советах привели к «огромному» числу преданных суду — суду старой юстиции, старому суду, царско-помещичьему суду — членов земельных комитетов, привели к восстанию крестьян Тамбовской и других губерний!

Вот результаты доверия крестьян к партии эсеров. А новый земельный проект эсеровского министра С. Л. Маслова еще и еще раз показывает (см. статью того же автора: «Новый обман крестьян партией эсеров»*), как эсеры предали крестьян.

Написано позднее 20 октября (2 ноября) 1917 г.

Впервые напечатано 24 октября (6 ноября) 1917 г. в газете «Деревенская Беднота» №11

Печатается по тексту газеты «Деревенская Беднота»

Наши рекомендации