Совмещение результатов АВС и XYZ анализа
Эффективнее применять ХYZ-анализ в сочетании с АВС-анализом, хотя и он один дает полезную информацию. В этом случае товары разделяются на девять категорий в соответствии с матрицей, представленной в таблице 1Таблица 1
Матрица интегрированного АВС- и ХYZ-анализа товарооборота предприятия
АХ высокий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления | AY высокий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности | АZ высокий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |
ВХ средний вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления | ВY средний вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза | ВZ, средний вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |
СХ низкий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления | СY низкий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления | СZ низкий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления вследствие нестабильности |
Интегрированный АВС(ХYZ)-анализ – это лишь средство поддержки при принятии решений. Построение матрицы не выявит товары, подлежащие немедленному выводу из списка продаваемых. Всегда необходим дополнительный анализ.
В категории СZчасто оказываются сопутствующие товары–приносят мало дохода и закупаются клиентами нерегулярно.
В категориюСХ попадают хлеб, соль и спички. Эти товары должны быть в наличии - не найдя их, покупатель может больше не прийти в магазин.
Для категории АХ, учитывая ее финансовую значимость и предсказуемость, должны устанавливаться жесткие нормативы, соблюдению которых нужно уделять особое внимание и АВС(ХУ2)-анализ может стать основой управления запасами
Матрицу интегрированного анализа можно использовать также для распределения административных ресурсов:
• категория АХ должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками,
• группу товаров категории СZ можно доверить новичкам (им будет несложно работать с категорией, где заказы происходят реже, допуски по отклонениям выше).
Интегрированный АВС(ХУ2)-анализ часто используют для дифференциации уровней обслуживания для приоритетных и стандартных клиентов.
Условия и ограничения использования ХYZ-анализа:
1. Объем используемых данных должен быть достаточно большим. Чем их больше, тем надежнее окажутся полученные результаты.
2. Число исследуемых периодов должно быть не менее 3.
3. Данный метод неприменим для динамично меняющейся ситуации (например при выводе не рынок нового товара, когда количество продаж новинки еженедельно растет, ХYZ-анализ ничего не дает, товар неизбежно попадает в нестабильную группуZ).
4. ХYZ-анализ не целесообразно применять для предприятий, работающих по заказу (подобные прогнозы просто не нужны).
5. Существенное влияние на результат расчетов может оказать сезонность спроса.
Периодичность проведения анализа для каждой компании определяется индивидуально. Рекомендуется проводить его минимум раз в сезон.
Может возникнуть ситуация: если брать для анализа продаж за месяц, то все товары попадают в категорию Z, а при изучении показателей за квартал появляются категории X и Y.
В этом случае необходимо перейти от планирования по месяцам к квартальному планированию.
Задание 3.
Исходными данными являются результаты деятельности региональной розничной сети за 1 квартал 2002 года.
Провести АВС анализ
Перед началом АВС анализа, создайте индексное поле, т.е. ячейку, содержащую нумерацию, которая не изменяется при сортировках.
По окончании анализа внедрите значения. Скопируйте ячейки содержащие формулы и выполните: Правка->Специальная вставка…->Вставить ->Значения.
Провести XYZ анализ
Перед началом XYZ анализа, создайте индексное поле такое же, как в АВС анализе (или делайте оба анализа в одном файле), т.е. ячейку, содержащую нумерацию, которая не изменяется при сортировках. По окончании анализа можете внедрить значения, но это не обязательно.