Основные проблемы Интернета в России и за рубежом
До недавнего времени в законодательстве Соединенных Штатов Америки в области Интернета действовали две основные правовые нормы, принятые в 1996 году ("Теlecommunications Act of 1996" как дополнения к федеральному закону "Communications Act of 1934" в виде нового параграфа 230 "Охрана личного блокирования и защита от оскорбительных материалов") и касающиеся содержания информационных ресурсов в Интернете.
Первая норма определяет, что ни провайдер, ни пользователь интерактивной компьютерной услуги не несут ответственности за содержание информации, публикуемой другим провайдером. Вторая норма снимает с провайдера всякую ответственность за действия по ограничению доступа к информации, которую он расценивает как оскорбительную, лживую, пропагандирующую насилие и т.п., а также за действия по распространению средств, предназначенных для осуществления этих действий. Несмотря на то, что подобные подходы были весьма либеральными, общественная реакция оказалась неоднозначной и эти нормы поначалу были расценены как вмешательство в "суверенитет" пользователей Интернета.
Существенным комплексом нормативных документов, оказывающих решающее влияние на правовые нормы европейских стран в области Интернета, являются нормативные документы Европарламента и Совета Европы. Среди этих документов необходимо выделить Директиву "Об обработке персональных данных и защите частных интересов в области телекоммуникации", проект Директивы "О ряде правовых аспектов электронной коммерции на внутреннем рынке". Эти документы составляют основу европейской законодательной базы в области Интернета с позиций обмена информацией и электронной коммерции. Первая директива посвящена отношениям между поставщиками услуг в общедоступной телекоммуникационной сети и конечными пользователями этих услуг. Основные вопросы, рассмотренные в ней, это:
Безопасность. На поставщика услуги возлагается обязанность по обеспечению информационной безопасности своих услуг, если требуется, во взаимодействии с владельцем общедоступной телекоммуникационной сети.
Конфиденциальность телекоммуникационной связи.
Перечень данных, относящихся к потребителю и оказываемой ему услуге (номер и идентификатор его компьютерной станции, адрес, номер контракта, информация о контактах с поставщиком услуги, платежах и т.п.), условия их использования и хранения поставщиком услуг, а также обязанности поставщика услуг по уничтожению данных.
Права потребителя (пользователя общедоступной телекоммуникационной сети) по отношению к своим персональным данным, которые размещаются в электронных или печатных справочниках, предназначенных для общего пользования.
Вторым наиболее значимым прецедентом в иностранном законодательстве, регулирующем область Интернета, явился германский "Мультимедийный закон". В отличие от американского подхода германские законодатели возлагают на провайдеров услуг ответственность за содержание, предоставляемое третьей стороной, если они осведомлены об этом содержании и блокирование его технически возможно и обоснованно. Здесь в императивной форме провайдеру предписывается обязанность по блокировке "незаконной" информации. Закон также возлагает на провайдера услуг ответственность за содержание "собственной" информации, которую они предоставляют для использования. Закон освобождает провайдеров услуг от ответственности за содержание, предоставляемое третьей стороной, только в том случае, если они обеспечивают только доступ к информации.
Кроме США и Германии, вопросы регулирования Интернета решаются во многих национальных законодательствах. Аргентина, Канада, Колумбия, Дания, Италия, Люксембург, Малайзия, Южная Корея, Австралия, Сингапур приняли соответствующие законы или подготовили свои законопроекты в этой области.
Подобно законодательным системам других государств российское законодательство в области Интернета находится на самом начальном этапе развития.
Отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано.
К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем нормативном урегулировании для предотвращения отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области, многие специалисты относят*(125):
определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной информационной сети Интернет; решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета;
обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного;
определение порядка и условий подключения к Интернету государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о деятельности этих органов), а также учреждений библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы;
определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена;
предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;
действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в Интернете;
защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете;
создание нормативных условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;
обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей;
обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение
несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.
Системы правовой информации
Особый вид информационных систем представляют системы, ориентированные на решение общегосударственных задач. Примером таких информационных систем являются системы правовой информации.
В результате осуществления программы по правовой информатизации в стране сформировано несколько негосударственных информационно-поисковых систем по правовой информации. Среди них такие компании, как научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис", "КонсультантПлюс", "Кодекс", "Инвента", "Intralex". Общее число компьютерных правовых систем, включая и локальные сети, основанные на распределенных справочных указанных выше системах, составляет сотни тысяч. Каждая из них имеет свой профиль. Например, "КонсультантПлюс" включает такие системы, как: "Версия Проф", которая содержит федеральное законодательство; "Эксперт-приложение", содержащее все акты Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, нс вошедшие в информационный банк "Версия Проф", а также другие документы, касающиеся отдельных отраслей экономики, конкретных территорий и организаций; "Российское законодательство", где собраны нормативные и иные правовые акты общего характера, регулирующие наиболее значимые общественные отношения по всем отраслям хозяйственной деятельности; а также другие информационные банки. Регулярно, на условиях договора, обновляются системы коллективных и частных пользователей. В Интернете осуществляется ежедневное обновление данных системы.
Компания "КонсультантПлюс" выпускает ежемесячный информационный Бюллетень "КонсультантПлюс", в котором публикуется информация об изменениях законодательства, интервью со специалистами и их консультации по отдельным отраслям законодательства и нормативным актам. Публикуются и обзоры работы различных судов РФ. Еженедельно, на условиях договора, обновляются системы коллективных и частных пользователей. В Интернете осуществляется ежедневное обновление данных системы.
В справочной правовой системе "Гарант" осуществлена более строгая ориентация на отрасли законодательства. Ее структура включает четыре блока, или группы, информации: правовые базы; электронный архив; библиотека (документы на бумажных носителях); справочники и программы по правовой тематике, которые распространяются пользователям. Российское законодательство этой справочной системы представлено в Интернете. Например, агентство "Рейтер" транслирует новости российского законодательства на основе данных, поступающих из сети "Гарант".
Все справочные правовые системы ведут большую консультационную работу, выбирая свой определенный профиль. Например, система фирмы Inventa ведет курс обучения по принятию решений с использованием ресурсов Интернета. Эта же фирма осуществляет услуги по слежению за внешним миром правовой информации, которая включает: следящую корпоративную информационную систему, следящую персональную информационную систему, следящий иynернет-каталог.
Другая задача решается юридическим информационным агентством Intralex на основе системы ЮСИС. Здесь положено начало решению экспертно-аналитических проблем по интересам пользователя при использовании базы данных по законодательству РФ.
Психические вирусы
Психический вирус — явление, которое может инфицировать людей мемами. (Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.). В свою очередь мемы воздействуют на поведение зараженных людей с целью продления своей жизни и распространения вируса.
Психический вирус характеризуется особым кодом, заключенным внутри него самого. Этот код есть не что иное, как запись идеи о создании себе подобных паразитических структур. Реализовывать эту идею вне сознания человека вирус не может, для этого ему требуется заставить сознание работать на себя, постепенно подчиняя его себе.
Сознание, ноосфера и информационное поле для психических вирусов — питательная среда, необходимая для их жизнедеятельности. Контакт вирусов с сознанием часто приводит к возникновению виртуального чудовища: инфицированного сознания.
Наиболее простым способом распространения многих вирусов сознания являются непристойные шутки, слухи, сплетни. Они с ужасающей скоростью распространяются средствами массовой информации. Примитивный скабрезный юмор поощряет распространение опасной инфекции сознания, вызывая низменные эмоции. Бесчисленные пошлые истории из жизни «звезд» шоу-бизнеса и политиков, тиражируемые желтой прессой — мощное транспортное средство распространения психических вирусов. Они демонстрируют все основные свойства вируса: способность к копированию, взывание к низменным пластам сознания, размывание естественных защитных барьеров организма, противостоящих ментальной инфекции.
Вирусы, проникающие в сознание, вызывают сбой в работе организма, перенаправляя и распыляя энергетические потоки.
Вот схема действия психических вирусов:
адсорбция — проникновение вирусов в сознание (каждый вид вирусов характеризуется своим индивидуальным способом проникновения);
транскрипция (начало реализации вирусной информации) — трансляция (процесс перевода вирусной информации непосредственно в сознание);
репликация (умножение) — сборка вирусных частиц — выход из сознания новой популяции вирусов с целью дальнейшего распространения.
41)Среди национальных интересов России, как, впрочем, и других государств, особое место занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере. Она основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции Российской Федерации и ряде других законов. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ В Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) также закреплены эти права и свободы: -право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени - ч. 1 ст. 23;
- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - ч. 2 ст. 23;
- свобода мысли и слова - ч. 1 ст. 29;
- свобода массовой информации - ч. 5 ст. 29;
- право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) - ч. 3 ст. 29;
- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ч. 4 ст. 29;
- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст. 33;
- свобода всех видов творчества - ч. 1 ст. 44;
- право на доступ к культурным ценностям - ч. 2 ст. 44.
42)Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) 1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
Электронная подпись
Электронная подпись (ЭП) – это особый реквизит документа, который позволяет установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и подтвердить принадлежность ЭП владельцу. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации.
Сертификат электронной подписи – документ, который подтверждает принадлежность открытого ключа (ключа проверки) ЭП владельцу сертификата. Выдаются сертификаты удостоверяющими центрами (УЦ) или их доверенными представителями.
Владелец сертификата ЭП – физическое лицо, на чье имя выдан сертификат ЭП в удостоверяющем центре. У каждого владельца сертификата на руках два ключа ЭП: закрытый и открытый.
Закрытый ключ электронной подписи (ключ ЭП) позволяет генерировать электронную подпись и подписывать электронный документ. Владелец сертификат обязан в тайне хранить свой закрытый ключ.
Открытый ключ электронной подписи (ключ проверки ЭП) однозначно связан с закрытым ключом ЭП и предназначен для проверки подлинности ЭП.
Принципы использования электронной подписи
Принципами использования электронной подписи являются:
1) право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия;
2) возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального
закона применительно к использованию конкретных видов электронных подписей;
3) недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
Согласно Федеральному закону №63-ФЗ «Об электронной подписи», имеет место деление на:
· простую электронную подпись;
· усиленную неквалифицированную электронную подпись;
· усиленную квалифицированную электронную подпись.
Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая: получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа подписи; позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ; позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания; создается с использованием средств электронной подписи.
Квалифицированная электронная подпись соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи. Кроме того, ключ проверки такой подписи указан в квалифицированном сертификате, а для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим федеральным законом.
Использование простой электронной подписи
1. Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:
1) простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
2) ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
2. Нормативные правовые акты и (или) соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать, в частности:
1) правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи;
2) обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность.
3. К отношениям, связанным с использованием простой электронной подписи, в том числе с созданием и использованием ключа простой электронной подписи, не применяются правила, установленные статьями 10 - 18 настоящего Федерального закона.
4. Использование простой электронной подписи для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не допускается.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
1. Электронный документооборот. Технология ЭП широко используется в системах электронного документооборота различного назначения: внешнего и внутреннего обмена, организационно-распорядительного, кадрового, законотворческого, торгово-промышленного и прочего
2. Электронная отчетность для контролирующих органов.
3. Государственные услуги. Каждый гражданин Российской Федерации может получить электронную подпись для получения госуслуг. С помощью ЭП гражданин может заверять документы и заявления, отправляемые в ведомства в электронном
виде, а так же получать подписанные письма и уведомления о том, что обращение принято на рассмотрение от соответствующих органов власти. 4.Электронные торги. Электронные торги проходят на специальных площадках (сайтах). Электронная подпись необходима поставщикам на государственных и коммерческих площадках. ЭП поставщиков и заказчиков гарантируют участникам, что они имеют дело с реальными предложениями. Кроме того, заключенные контракты приобретают юридическую силу только при его подписании обеими сторонами.
5. Арбитражный суд. При возникновении каких-либо споров между организациями в качестве доказательства в суде могут использоваться электронные документы. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, подписанные электронной подписью или другим аналогом собственноручной подписи, относятся к письменным доказательствам.
6. Документооборот с физическими лицами. Надо признать, данная сфера применения ЭП весьма специфична и пока редко используема, тем не менее, возможна. С помощью ЭП заверять различные документы могут физические лица. Благодаря этой возможности удаленные работники на основании договоров оказания услуг, например, могут выставлять акты приемки-сдачи работ в электронном виде.